Вести LinkedIn и уходить от неуместных вопросов: как устроиться на работу за рубежом
С каждым днем все больше международных компаний приостанавливают работу с физическими и юридическими лицами из России, воздушное пространство для российских авиакомпаний закрыли уже более 30 стран, еще несколько — поставили на паузу выдачу виз. В такой ситуации может показаться, что теперь у специалистов, которые планировали работу за рубежом, нет больше никакой возможности построить международную карьеру. Но шансы все еще есть.
Какие страны рассмотреть для трудоустройства
Российские специалисты по-прежнему востребованы за границей, поскольку в мире есть страны, в которых люди ориентируются, прежде всего, на цели бизнеса. Если в компаниях этих государств кадровый голод, и они видят резюме разработчика или C-level executive (это директора компании, те самые CEO, CFO и др.) с хорошими проектами и знанием английского языка, рекрутерам не так важно, из какой страны этот специалист. Им гораздо важнее понимать его потенциальный вклад в развитие компании. К таким странам сейчас относятся США, Канада, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Китай, Турция, Монголия и Казахстан. Из этого списка особенно выделяются две: Турция и ОАЭ.
Турция считается комфортной страной для эмиграции, поскольку в ней большое русскоязычное сообщество, и многие местные жители понимают русский. Также в Турции не так строго относятся к блестящему знанию английского языка — уровня B2 (средне-продвинутого) будет достаточно. Это значительно облегчает поиск работы тем, кто планирует устраиваться на технические позиции.
ОАЭ, в частности, Дубай — вариант для тех, кто отлично знает английский и готов внедриться в международное комьюнити. Также в этом городе есть ряд других плюсов:
- почти нет налогов для юрлиц, исключение — компании в нефтегазовой и банковской сфере.
- быстрое открытие юрлица. Весь процесс с регистрацией юрлица, открытием банковского счета, заключением контракта аренды жилья на один год для оформления временной регистрации, занимает месяц и будет стоить порядка $5000. Для сравнения: чтобы получить возможность работы в Штатах, только за услуги визового адвоката придется отдать $6000–10 000. К тому же, после получения американской визы потребуется подписать соглашение для получения банковского счета и заплатить $600 за открытие юрлица. Прохождение этих этапов займет полгода-год. Кроме того, после регистрации юрлицо обязано платить налоги в США.
- широчайшие возможности для нетворкинга. В Дубае проходит по два-три митапа (неформальные встречи стартаперов и инвесторов) в день по поводу любых технологий, огромное количество конференций, растет и процветает тренд на метавселенные и Web 3.0. Также здесь активно и помногу инвестируют в стартапы. Классический pre-seed раунд в Штатах — $150 000, в ОАЭ под идею могут дать сразу $25 млн.
Однако стоит учитывать, что в ближайшее время поиск работы даже в этих странах усложнится. В начале февраля 2022 года разработчики могли получать до 10 офферов в день. Но сегодня IT-специалисты активно выезжают из России: около 5000 человек собираются это сделать в ближайшее время. Одни, конечно, хотят просто переждать неспокойное время в странах, которые без виз принимают наших соотечественников. Но другие попытаются найти там работу, хотя вакансий в зарубежных компаниях больше не становится. При этом российским специалистам предстоит соревноваться за место в иностранных компаниях наравне с кандидатами из других стран.
В странах Западной Европы отмечают нагнетание обстановки и эмоциональное давление на русских. Стоит также учитывать, что большинство стран Евросоюза запретили воздушные перелеты напрямую из России, еще часть — выдачу виз россиянам. Из-за таких ограничений многое будет зависеть от того, какой формат работы предлагает фирма. Если компании не важна релокация специалиста и возможна полностью удаленная работа, то изменения в отборе маловероятны. Но если релокация все-таки нужна, это может сыграть не в пользу российских кандидатов. Из-за соискателей, находящихся в странах с неустойчивой политической обстановкой, процесс набора может затянуться на неопределенное время. Но у всех рекрутеров и HR есть KPI по найму — они не могут рисковать их невыполнением и, вероятнее всего, отдадут предпочтение другим кандидатам.
Как вести себя на собеседовании с иностранной компанией
Собеседование стоит проводить в том же режиме, что и обычно, потому что ключевые факторы отбора в зарубежные компании остались прежними. Рекрутеры продолжат обращать внимание на беглый разговорный английский язык для быстрой коммуникации, знание профессиональной области и soft skills кандидата: как он себя ведет, как говорит, как преподносит свои заслуги. В США одним из наиважнейших, если не главных, факторов отбора является соответствие личных ценностей кандидата корпоративным. Если в будущем придется столкнуться с их несовпадением, это быстро приведет сотрудника к выгоранию. Если в планах работа в США, лучше заранее изучить корпоративную культуру той компании, в которую специалист планирует устраиваться.
Из-за сложившейся политической ситуации у кандидата могут спросить, как он относится к происходящему. Моя рекомендация как рекрутера — уходить от таких вопросов. Во-первых, они могут быть провокацией, продиктованной личным отношением интервьюера к ситуации. Во-вторых, что бы человек ни сказал на собеседовании, это будет зафиксировано как его стойкая жизненная позиция. Последствия этих высказываний могут проявиться даже через 5–10 лет.
Лучшим выходом из положения будет ответ: «Я бы предпочел (предпочла) не обсуждать эту тему, поскольку она не имеет отношения к моим профессиональным качествам и моей экспертизе». Так можно будет и продемонстрировать свою стрессоустойчивость, и обозначить личные границы.
Как подготовиться к найму в другой стране
При желании устроиться в компанию в другой стране, стоит срочно заняться изучением английского языка или устранением пробелов в нем. Сейчас компании не так требовательны к наличию сертификатов языковых экзаменов, однако рекрутеры будут все равно проверять знания английского через вопросы на собеседованиях. Главный критерий — должно быть понятно, о чем говорит сам кандидат и как он понимает чужую речь. Поэтому навык свободного устного общения и знание профессиональной терминологии обязательны.
Если до последней недели мыслей об эмиграции не было, нужно в срочном порядке открыть страницу в LinkedIn и заполнить ее релевантной информацией о своем профессиональном треке: кем и где работали, какую пользу принесли компании. Для технических специалистов также будет полезно завести блог на Reddit или Medium, начать выкладывать ответы на платформу вопросов и ответов Stack Overflow и загрузить проекты на GitHub. Для США дополнительный обязательный параметр — собственный аккаунт в Twitter. Главное — использовать для публикаций только английский язык.
Следующий этап — регулярное наполнение выбранных страниц своим профессиональным контентом. Здесь важно понять, в какой форме вам легче и приятнее всего преподносить контент аудитории: в виде коротких разговорных сторис в Instagram, через долгие видео со скринкастом (записью видео с экрана) на YouTube, короткие посты или лонгриды. Регулярность в публикации контента высокого качества помогает сделать работу над своим личным брендом привычкой, хорошо сказывается на работе алгоритмов внутри платформ и привлекает к специалисту подписчиков. Все эти параметры склонят рекрутера в вашу пользу.
Также я бы посоветовала на всех этих новых платформах оставаться в нейтральной позиции и не высказываться по текущим событиям, особенно в LinkedIn. Людям, которые уже выложили публикации со своими мнением, лучше их удалить. Бизнесу по всему миру важно иметь деловое пространство, в котором он может искать сотрудников, клиентов, бизнес-партнеров, закрывать сделки и благодаря этому растить выручку. Это базовые цели LinkedIn как соцсети.
Важно подчеркнуть: построение личного бренда займет время. Его невозможно создать за два-три дня. За это время можно организовать переезд на несколько недель. Но проснуться со славой и репутацией Илона Маска нельзя даже через месяц.
Очевидно, что в мире еще будут случаться неожиданные события, которые перевернут с ног на голову привычный ход жизни. Поэтому не стоит принимать решения из-за сиюминутных потребностей и в состоянии паники. Наоборот, стоит остановиться и просчитать, как сейчас выстроить свой личный бренд и карьерную траекторию, чтобы в будущем переехать в другую страну, и что для этого нужно. Возможно, сейчас нужно устроиться в международную компанию на территории России, чтобы потом перевестись в офис в Европе и оттуда попасть в США. Вариантов масса, и нужно выбрать наиболее подходящий под ситуацию и свою специальность.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора