Механическая рука помощи: что такое робототехника и зачем она нужна детям
Сегодня роботостроение — это целая индустрия, включающая большое количество рынков и направлений в науке и исследованиях. Она отвечает за проектирование, производство и применение программируемых механических устройств — роботов, способных действовать без помощи человека. Роботы работают по заранее заложенной программе и получают информацию о внешнем мире через датчики — аналоги органов чувств живых организмов. Они могут как иметь связь с оператором (получать от него команды), так и действовать автономно.
Что растет на рынке робототехники
Наибольшее развитие среди всех направлений получила промышленная робототехника. Первые автоматизированные промышленные роботы появились еще в 1947 году — толчком к их появлению стало развитие ядерной энергетики. Сегодня этот рынок продолжает расти: операции по сварке, гибке, пайке и другим действиям в большинстве крупных предприятий уже давно выполняют роботы, и количество решений с каждым годом только растет.
Несильно отстает от промышленной бытовая робототехника. Так, в каждом пятом доме России уже давно работает робот-пылесос. Часто в быту используются и роботы-мойщики окон и бассейнов, а такие гиганты, как Amazon, Google, «Яндекс», МТС — выпускают голосовых помощников для дома. Активно развивается и рынок сервисных роботов. Сегодня в аэропортах можно встретить роботов-консультантов, в МФЦ людей обслуживают электронные помощники, а в доставке уже используются роботы-курьеры.
Еще одна сфера, достойная внимания, — медицинская робототехника. Одно из самых популярных решений тут — четырехрукий робот da Vinci, который держит в руках инструменты. Для реабилитации людей, перенесших инсульт или паралич, используют наработки ExoChair. Это пассивный роботизированный экзоскелет, созданный российским стартапом «Полезные роботы» и конструкторским бюро «Карфидов Лаб» при инженерной поддержке Лаборатории робототехники Сбербанка.
Большинство автоконцернов, включая Tesla, Mercedes, Volkswagen, а также далекие от автопрома «Яндекс» и Uber занимаются исследованиями в области беспилотных транспортных средств. Помимо автомобилей-беспилотников в современном мире активно используются и беспилотные летательные средства — как в военной промышленности для разведывательных операций и бомбардировки, так и в гражданской отрасли для развлечений и видеосъемки.
По данным Международной Федерации робототехники (IFR), продажи сервисных роботов во всем мире в 2018–2019 годах выросли на 32% — до $11,2 млрд. Продажи логистических роботов увеличились более чем вдвое — на 110%, а медицинских — на 28%. Общее количество проданных сервисных роботов для личного и домашнего использования увеличилось на 34% и в 2019 году достигло 23,2 млн штук.
В пандемию эти виды робототехники стали расти еще быстрее: люди на удаленке активно покупают бытовых роботов, а игроки растущих рынков логистики и медицины — разрабатывают и продают устройства для замены курьеров и медиков. С 2019-го по 2021 год количество крупных компаний, внедряющих роботов, увеличилось вдвое, свидетельствуют данные Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУР).
Где учат делать роботов
Развитие всей индустрии робототехники и ее отдельных направлений означает, что здесь есть дефицит специалистов, которые будут внедрять, разрабатывать и эксплуатировать устройства. При дефиците кадров трудоустройство и высокая зарплата гарантированы — поэтому особое внимание в робототехнике стали уделять системе образования.
Последние несколько лет рынок частных курсов по робототехнике активно набирает обороты: по всей стране открываются десятки новых робо-клубов, где дети собирают роботов, разбираются в основах алгоритмики и запускают собственные проекты. По нашим данным, на рынке присутствует больше сотни брендов. Российское сообщество ARDUINO заявляет о существовании более 3000 частных кружков по робототехнике.
Среди частных школ можно выделить шесть основных: «Лига роботов», Education robots, RobotX, ROBOLAB Kids, Cyber Class и «РОББО Клуб». «Лига роботов» присутствует в 26 городах России, ROBOLAB Kids — в 88, а «РОББО Клуб» — в шести странах мира. Все шесть игроков работают в основном офлайн, но также имеют собственные онлайн-курсы. Впрочем, многие родители ставят под сомнение эффективность удаленных уроков, поскольку робота необходимо собирать руками, а удаленно объяснить, как прикручивать колеса к платформе, бывает трудно.
Частные курсы — только одно из направлений образовательной робототехники. Ее преподают также во дворцах детского творчества и других муниципальных бюджетных учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных школах и в вузах. В России пока нет единой программы изучения робототехники, утвержденной Министерством образования, но существуют общие рекомендации по созданию учебных программ, составленные Министерством просвещения. В кружках и школах обычно используют наборы компаний Lego, Robbo ТРИК и других — для введение ребенка в общий курс инженерных наук, физики и программирования. В вузах занятия, как правило, строятся на базе существующих промышленных или сервисных роботов — с их помощью студенты могут изучать особенности мехатроники (компьютерного управления движением), компьютерного зрения, навигации, программирования, нейронных сетей и распознавания объектов.
Кстати, россияне являются регулярными призерами и победителями чемпионатов и олимпиад по робототехнике по всему миру. В 2017 году российская команда, состоящая из 41 робототехника из 10 регионов страны заняла первое место в общекомандном зачете на мировых соревнованиях по робототехнике World Robot Olympiad. В том же году ученики инженерного класса новосибирской школы №5 участвовали в финале соревнований DOBOT Intelligent Manufacturing Challenge в Китае и заняли седьмое место среди 170 команд со всего мира. В 2021 году победу в международной олимпиаде по робототехнике одержали школьники из Санкт-Петербурга.
Зачем робототехника детям
Знакомство с робототехникой ребенок может начинать уже в шесть лет — с помощью набора Lego Education. Зачем это? Робототехника развивает ответственность, дисциплину, умение работать в команде, воображение, внимательность, творческое мышление, ориентацию в пространстве, мелкую моторику, память и самостоятельность. Занимаясь конструированием роботов, ребенок также учится поэтапной работе «от простого к сложному», терпению, целеустремленности. Вместе с этой наукой он осваивает основы компьютерной грамотности, азы математики, работы с различными механизмами и даже получает базовые знания английского языка в технической отрасли. Все это подходит для детей всех возрастов и полов и может стать серьезной подготовкой для дальнейшего изучения прикладных наук. Дети, изучающий робототехнику, могут в будущем претендовать на должности инженера-робототехника, проектировщика детской техники и роботов или разработчика нейроинтерфейсов.
Впрочем, у детских программ по робототехнике есть и оборотная сторона. Многие школы стараются привлечь родителей, которые хотят вложить в своего ребенка как можно больше знаний. Такие школы делают упор на изучение математических моделей и других сложных конструкций, которые, безусловно, будут применяться в дальнейшем, но совсем юным школьникам их усвоить тяжело. Зачастую образовательные программы не включают в себя элементы геймификации и превращаются в еще один скучный урок. Постепенно у детей может сформироваться негативное восприятие робототехники — по аналогии с дисциплинами, куда родители пытаются привести их силой, и где занятия сводятся к упорной зубрежке материалов.
Отрицательно на первое впечатление от робототехники влияет и стремление производителей к снижению себестоимости продукции: в роботах зачастую не предусматривают использование различных корпусов, элементов дизайна и индивидуализации, голосовых интерфейсов. В результате школьник по сути собирает не робота, а квадрат с колесами, который ездит по линии. Он не испытывает удовлетворения от своей работы, ведь пришел заниматься робототехникой, строить трансформеров, робокары, а получил набор серых деталек.
Совокупность этих факторов может привести к тому, что еще в подростковом возрасте у детей будет вырабатываться негатив к робототехнике в целом. Детям будет неинтересна техника, и они не заинтересуются инженерной профессией. Придя в вуз, студент может категорически отказаться от курса, услышав слово «робототехника» — из-за того, что он это проходил, это неинтересно и скучно.
Как выбрать кружок по робототехнике
Как избежать негативного восприятия робототехники ребенком? Во-первых, стоит посмотреть на образовательную программу в кружке. Если в методических материалах превалируют цифры, формулы, программный код, а занятия строятся из того, что большую часть времени ребенку придется сидеть и программировать — это по определению тревожный звоночек. Ребенок быстро заскучает и не захочет продолжать развитие в этой сфере. В случае, если программа содержит элементы геймификации от педагога, соревнования, например, гонки собранных роботов, робо-сумо, спарринги — это положительный знак. Ребенок скорее всего получит удовольствие от занятий и заинтересуется робототехникой.
Стоит обратить внимание и на материальную базу кружка. Если в ней присутствуют только наборы одного типа, например Lego — это тоже тревожный знак. Безусловно, существуют интересные программы изучения робототехники на одном типе конструкторов, но так или иначе, один набор — это признак плохого подхода организации к образованию.
Важен и сам процесс обучения. Робототехника в современном мире — это не только процесс программирования и аппаратная часть, но еще и конструирование. Если у кружка есть станки, слесарное оборудование, верстаки, значит, робот получит дополнительные элементы — к примеру, необычный корпус, который привлечет дополнительное внимание ребенка. Это такой же важный фактор для изучения и вовлеченности, как и сам педагог.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора