К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Обнуление» и прыжок вверх: как победители рейтинга Forbes «30 до 30» провели 2021-й

Алексей Белянкин (Фото Арсения Несходимова для Forbes)
Алексей Белянкин (Фото Арсения Несходимова для Forbes)
Восьмикратный рост выручки, запуск спутников в космос, выход за рубеж и возвращение на Родину — то, чем порадовал 2021 год героев рейтинга «30 до 30». Десять победителей рассказали Forbes о своих успехах, планах на новый, 2022 год, и трудностях, с которыми придется столкнуться

Конкуренция и выгоревшие сотрудники

«В 2022 году мы планируем стать единорогами (компанией с оценкой $1 млрд и более)», — говорит Алексей Белянкин, 27-летний основатель сервиса по поддержке геймеров внутри игровых вселенных Legionfarm, победитель рейтинга «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в номинации «Предприниматели». По его словам, за 2021 год компания привлекла $11,7 млн инвестиций, перешла «от строительства продукта к масштабированию» и нарастила выручку до $27 млн. «Основные наши усилия были связаны с развитием ключевых механик и фич в Legionfarm — например, модели подбора команд по запросу, проведения групповых сессий и турниров, — рассказывает предприниматель. — Кроме того, мы усиленно занимались наймом и адаптацией новой сильной команды разработчиков». В 2022 году, по его прогнозам, компания будет расти на 50% ежемесячно.

Росли в 2021-м и другие герои «30 до 30». Например, компания с российскими корнями StudyFree, которая помогает абитуриентам поступить в зарубежный вуз, за год увеличила выручку в восемь раз, утверждает ее основательница и победительница в номинации «Предприниматели» Дарья Крошкина. Локомотивом роста стали рынки Индии и Африки — там StudyFree нарастил показатели в 15 раз. Крошкина не раскрывает абсолютные показатели и объясняет прогресс сменой бизнес-модели. 

В сентябре-октябре 2020 года стартап начал переходить с разовых платежей на модель подписки — консультировать клиентов в течение одного, двух или трех лет до поступления в вуз. Продолжительность зависит от того, сколько лет человек отводит на подготовку к поступлению. Цена на подписку варьируется от 4000 рублей до 10 000 рублей в месяц в зависимости от ее продолжительности. С января 2021 года компания полностью перешла на подписочную модель, говорит Крошкина. 

 

По словам Крошкиной, старая бизнес-модель также создавала трудности при поиске инвестиций. За 2021 год с новой моделью стартап закрыл два раунда: в июне привлек $2,9 млн инвестиций, а в декабре — еще $3 млн.

Смена модели имела и обратную сторону: она оказалась серьезным челленджем для команды, признается Крошкина. В январе 2021 года у StudyFree практически «обнулилась» выручка. Стартап потратил на ее восстановление несколько месяцев. «Мы совсем перестали оказывать услуги по разовым платежам, а процесс поиска новых клиентов, готовых платить за подписку, занял время», — объясняет предпринимательница. Сложным год оказался и для сотрудников — в декабре команду StudyFree покинули 12 человек. «С частью мы расстались по обоюдному желанию, другие просто выгорели после активных двух-трех лет работы и ушли сами», — рассказывает Крошкина. В 2022 году она планирует закрыть раунд А и вырасти еще минимум в пять раз. 

 

Оборот сервиса для оплаты чаевых картой «Нетмонет» с декабря 2020 года по декабрь 2021 года вырос в шесть с половиной раз, утверждает его основатель и победитель рейтинга «30 до 30» в номинации «Финансы и инвестиции» Георгий Высоцкий. В феврале 2021 года сервис был куплен Альфа-Банком. Денис Ефремов, принципал Fort Ross Ventures и венчурный партнер Seedstars, накануне заключения сделки в беседе с Forbes оценивал ее в $4–8 млн (293–587 млн рублей). Директор малого и микробизнеса Альфа-Банка Денис Осин называл эту оценку «очень близкой к правде».

Сейчас «Нетмонет» используют в 10 000 заведений, сервис официально присутствует в каждом субъекте России, уверяет Высоцкий. По его словам, за год компания помогла собрать более 2,5 млрд рублей чаевых по всей России для более чем 40 000 официантов. Предприниматель утверждает, что 40% всех заведений, в которых официанты используют какие-либо сервисы для оплаты чаевых картой, подключены именно к «Нетмонет». В Москве, с его слов, этот показатель и вовсе составляет 60%. 

Как и StudyFree, «Нетмонет» переживал сложности. По наблюдениям Высоцкого, в течение 2021 года конкуренция на рынке оплаты чаевых картой резко выросла — аналогичные сервис создали и другие банки и IT-корпорации. В апреле 2021 года Сбербанк запустил сервис «СберЧаевые», а «Яндекс» купил сервис электронных чаевых «Чаевые просто». «В ход уже идут не экономические подходы к выходу на рынок и ведению бизнеса, а скорее амбиции крупных руководителей. Методы, которые используют игроки с доступом к государственному финансированию при выходе на рынок, сложно назвать рыночными», — рассказывает Высоцкий, не вдаваясь в детали. 

 

Год масштабирования 

Основательница бренда нижнего белья Love & Swans и победительница рейтинга «30 до 30» в номинации «Мода и дизайн» Мария Лебедева называет 2021-й годом масштабирования. Ее компания выросла в пять раз, доля экспорта в США и Европу увеличилась с 27% до 40%. Вырос и штат — с пяти до 15 человек. В команде появилось больше молодых вышивальщиц — на этом фоне бренду стало сложнее контролировать качество, признается Лебедева. Например, одну партию из 50 изделий бренд вышил с браком: у некоторых покупательниц на комплектах распускалась вышивка. 

Лебедева рассказывает, что решала проблему «по модели Apple»: команда связалась с клиентами и заменила бракованные товары на новые за свой счет. «У многих коллег по рынку вместе с увеличением объема производства падает качество. Это такая яма — ты уже не маленькая компания, которую ты можешь контролировать самостоятельно, но ещё не обладаешь закупочной силой большого бренда, — рассуждает Лебедева. — Я знала, что в какой-то момент мы столкнемся с этой проблемой».

«СберТройке» — совместному предприятию «Сбера» и правительства Москвы и Московской области, которое развивает систему оплаты проезда на базе карты «Тройка» — в 2021 году удалось существенно расширить географию, рассказывает 24-летняя Валерия Матюхина, победительница рейтинга «30 до 30» в категории «Управление» и гендиректор СП. В начале 2021 года «СберТройка» работала в Туле и Подмосковье, а сегодня доступна в 13 субъектах России, включая Ростовскую область и Хабаровский край. Оборот платежей в «СберТройке» вырос до 1 млрд рублей, утверждает Матюхина, не раскрывая выручку компании.

С региональной экспансией были связаны проблемы с сотрудниками, признается Матюхина: «Нам пришлось экстренно искать и адаптировать новых сотрудников, менять организационную структуру, бороться с переработками и выгоранием людей». Штат компании за 2021 год вырос с двух до 70 человек. В 2022-м «СберТройка» рассчитывает увеличить число сотрудников еще в два раза, выйти в несколько городов-миллионников, запустить систему оплаты по QR-кодам в Санкт-Петербурге и единое платежное решение для речных кораблей в Москве.

«Насыщенным и успешным в профессиональном плане» был год и у Жанны Медведевой, вице-президента по запускам космических аппаратов компании Exolaunch и победительницы рейтинга «30 до 30» в номинации «Наука и технологии». По ее словам, компания запустила 60 спутников на миссиях ракетоносителей Falcon 9, подписала несколько контрактов на оказание услуг по запуску с космической компанией Илона Маска SpaceX на 2022-2023 год, открыла офис в США и перешла в активную фазу разработки собственного орбитального блока Reliant.

 

Рост компании в 2022 году будет еще более интенсивным, прогнозирует Медведева: Exolaunch запустит свыше 100 спутников для заказчиков на различных ракетах-носителях. Компания также планирует привлечь внешние инвестиции для реализации проектов в сегментах космической логистики и инфраструктуры. 

Прыжок вверх

Для 30-летнего Олега Безумова, победителя рейтинга «30 до 30» в категории «Финансы и инвестиции», 2021-й оказался годом карьерных перемен. В начале года он стал исполнительным директором инвестиционного банка Goldman Sachs в Лондоне, где работал с 2014 года. Но уже в середине года согласился на предложение о работе от крупнейшего на российском рынке продавца товаров для дома, дачи, строительства и ремонта — «Все инструменты». 

С октября 2021 года Безумов занимает позицию финансового директора компании и живет в Москве. Он считает свое назначение «прыжком вверх» по карьерной лестнице. «Компания [«Все инструменты»] растет на 45-50% в год и работает в сегменте электронной коммерцией, за которым будущее», — объясняет Безумов. О переезде из Лондона в Москву он не жалеет: «У меня всегда было понимание, что я в Лондоне не навсегда. Я хотел получить значимый международный опыт, знания и применить его на Родине». 

2021 год стал годом разъездов для Кейт Мур, победительницы в категории «Мода и дизайн», визажиста и основательницы продакшн-студии MUR.CREATES (продюсирует фото- и видео-съемку). В течение года она принимала участие в съемках обложек для модных журналов Vogue Spain и Numero France, участвовала в рекламных кампаниях брендов Dior и Bvlgari. При этом переезды «изматывали» больше, чем раньше, признается Мур: «В течение года постоянно менялись правила въезда. Изматывают и бесконечные ПЦР, которые надо успеть сделать вовремя, и удвоенные по сравнению с 2020-м траты на путешествия». 

 

Из-за ковидных ограничений съемки часто переносились, признается Мур: «Проекты в Европе стали двигаться внезапно и беспощадно». Часть ее команды также не смогла выехать из ЮАР,  когда в июне там объявили карантин из-за распространения штамма дельта. «Часть продакшена застряла там надолго», — сетует Мур. 

Протестный бум

29-летний заместитель директора по медицинской части Клиники высоких медицинских технологий им. Н.И.Пирогова, главный онколог клиники и победитель рейтинга «30 самых перспективных россиян до 30 лет» в категории «Наука и технологии» Ростислав Павлов рассказывает, что для его отделения год выдался удачным — команда хирургов приняла рекордные 5000 пациентов и провела 2000 операций. 

По инициативе Павлова в октябре 2021 года в отделении также появился психолог, который помогает врачам справиться со стрессом и избежать выгорания. Такую практику он подсмотрел в США, во время обучения в Гарвардскому университете — там Павлов проходит двухлетнюю программу по администрированию в хирургии. Доказать необходимость психолога руководству больницы и внедрить его в команду, как и найти такого специалиста, было сложно, признается Павлов: «На рынке мало людей с нужными компетенциями, которые могли бы войти в доверие в коллективе, с которыми хирурги-супермены были бы готовы делиться своими переживаниями».

В 2022 году Павлов планирует продолжить развивать свой просветительский проект на тему онкологии «Все не напрасно». Из него люди могут узнать о первых признаках рака, понять, когда стоит обратиться к врачу за консультацией и где искать эффективное лечение. 

 

Основную проблему для себя, своей индустрии и нового проекта Павлов видит в приказе Минздрава «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях». Согласно приказу, с 1 января 2022 года онкологический пациент сможет получить лечение только в медицинском учреждении по месту регистрации. «Это делается для того, чтобы федеральные учреждения не теряли своих пациентов, которые уходят в более технологические современные клиники», — считает Павлов. Он прогнозирует «протестный бум» среди пациентов и надеется, что закон пересмотрят в 2022 году.

Активно год прошел и у победителя «30 до 30» в категории «Социальные практики» Леонида Драбкина, 28-летнего операционного координатора правозащитного проекта «ОВД-Инфо», который был признан иностранным агентом. Команда проекта помогла осужденным по 3000 уголовным и административным искам, касающимся в том числе «Дворцового дела» (серия уголовных дел, возбужденных после январских акций в поддержку Алексея Навального и против коррупции). Из них несколько сотен завершились «квазиоправданиями», говорит Драбкин: «У нас редко оправдывают, чаще судьи возвращают дела в полицию, на доработку, и там эти дела просто теряются. Так выглядит оправдание в России в 2021 году. Кому-то дают условные сроки вместо реальных, наказывают штрафами — все это мы считаем победами». 

Основной «болью» последних месяцев 2021 года для проекта стал суд над международной общественной организацией «Мемориал». Ее признали иностранным агентом в 2016 году, а в ноябре 2021 года Генпрокуратура потребовала ликвидировать организацию за «многократные нарушения», в том числе отсутствие маркировки о статусе иностранного агента. 28 декабря Верховный суд принял решение о ликвидации «Мемориала», но председатель правления организации Ян Рачинский пообещал его обжаловать.

По словам Драбкина, ликвидация «Мемориала» станет «сильным ударом» для «ОВД-инфо». Проект живет за счет частных пожертвований, а принимает их через «Мемориал» — организация предоставляет проекту необходимых специалистов и инфраструктуру, включая лицевые счета. «Ликвидация может временно притормозить нашу работу — нам придется сократить активности. Но мы найдем решение. Наша задача на 2022 год — сделать так, чтобы наши подзащитные не заметили наших проблем и могли на нас положиться в любой ситуации», — говорит Драбкин.

 

Forbes открывает сбор заявок от претендентов на участие в рейтинге 30 самых перспективных россиян моложе 30 лет. Сбор заявок предварительно продлится до 10 марта 2022 года. Лонг-лист рейтинга позднее будет опубликован на сайте Forbes. Подать заявку можно здесь: https://bit.ly/3sHScbk

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+