Долгое ожидание и роботы-курьеры: каким рынок доставки еды будет в будущем
Уходящий 2021 год показал многое по части перспектив доставки еды. Сыграла свою роль в этом прежде всего пандемия, из-за которой миллионы людей оказались фактически запертыми дома, заново открыв для себя деливери-сервисы. Люди стали заказывать доставку в два-три раза чаще, чем раньше, у многих выработалась привычка получать продукты доставкой, а не ходить за ними в магазин. По подсчетам экспертов, глобальный рынок доставки товаров день в день, оцениваемый еще в 2019 году почти в $6 млрд, достигнет отметки $20 млрд к 2027 году, а доставка готовой еды из ресторанов будет составлять около 40% от всех продаж уже через 12 месяцев.
Курьеры — новая нефть
Следствие пандемийного роста — дефицит курьеров и других сотрудников доставки, которые уже успели стать новой нефтью. Особенно остро эту нехватку ощутили гиганты вроде «Яндекса» или Delivery Club, которые наращивают и будут наращивать темпы развития. Сегодня их доходы напрямую связаны с курьерами, и, если у компании возникает их нехватка, отмечается неспособность обеспечить приемлемые условия или удобство — ее дни сочтены. Борьба тут будет вестись не только за клиента, но и за то, чтобы завоевать и, главное, удержать курьера.
В условиях дефицита вырос уровень зарплат курьеров, появились более комфортные условия и регламенты их труда, уровень защищенности, продуманные графики и удобный софт. Сами курьеры активно борются за свои права: претензии к работодателю высказывают как в США, так и в России — и чем сильнее курьеры понимают системообразующий характер своей работы, тем активнее их борьба. В тех же Штатах на стороне работников сферы уже активно выступают законодатели, требуя улучшения условий работы и повышения зарплаты доставщикам.
Недостаток рабочей силы и быстрый рост рынка приведут к тому, что гипербыстрой доставке за 15-20 минут придет конец. Жалобы на то, что вместо 15 минут заказ привозят через полчаса или больше, появляются все чаще. В ближайшем будущем из-за активного роста рынка выдерживать заданную планку будет еще сложнее. Желающим получить еду к определенному времени поможет только набирающая популярность услуга предзаказа.
Спрос на агрегаторы и растущая сегментация
Бум спроса на доставку и перемены с курьерами обострили для малого бизнеса вопросы логистики последней мили — доставки товаров со склада или транспортного узла в конечный пункт назначения. Бизнес — от ресторанов до продавцов игрушек — разочаровался в попытках обеспечивать такую логистику самостоятельно: их неопытность в организации работы служб доставки приводит к убыткам и «схлопыванию» проектов. Времена, когда даже маленькая сеть пыталась содержать собственный штат курьеров, подходят к концу.
Сегодня, помимо самих курьеров, рестораторам приходится содержать еще и службу поддержки, обеспечивать трекинг заказа и так далее. Это становится невыгодным уже после нескольких месяцев работы, после чего хозяин бизнеса чаще всего выбирает сотрудничество с сервисами доставки. Будь то «Яндекс.Еда», Delivery Club или собственные службы при больших маркетплейсах типа Ozon, условия работы с ними зачастую больше отвечают интересам владельца торговой точки или магазина. Содержать собственный штат курьеров становится расточительно. Особенно справедливо это для начинающих игроков рынка, у которых нет ни средств, ни возможностей для выстраивания с нуля собственной доставки.
На руку небольшим игрокам растущая сегментация в фудтехе. Это рост усталости покупателей от онлайн-гипермаркетов «все в одном»: вместо того чтобы делать заказ на таких площадках, покупатель предпочитает точечные решения. За продуктами для здорового питания клиенты все чаще обращаются к одной сети, за полуфабрикатами — к другой, а за лекарствами — к третьей. Этот тренд будет развиваться в ближайшие годы.
Роботы и метавселенные
Дефицит сотрудников и изменившееся потребительское поведение — это лишь часть текущих процессов. Специфика работы современной доставки вплотную зависит от IT-сектора, и роль этого компонента будет только усиливаться. Но речь не столько о заказах через приложение в смартфоне и продолжении роста популярности этого пути взаимодействия с торговой точкой, сколько о новых решениях, позволяющих сервисам по доставке получать радикальные конкурентные преимущества.
Прогнозы по софту для взаимодействия клиента с сервисом и отслеживания заказа более чем оптимистичные: если в 2019 году глобальный рынок программного обеспечения для управления доставкой оценивался в $1,6 млрд, то к 2027 году эта цифра достигнет уже $4 млрд. Продвинутые инструменты по составлению маршрута, автоматизация процессов, оптимизация интерфейса и обеспечение максимально комфортной работы курьеров и заказчика — неоспоримое преимущество уже сегодня, и их роль будет только расти.
Автоматизация и улучшение части коммуникаций — только один из элементов доставки 2.0. Гораздо большие выгоды для покупателя и продавца сулит грядущая революция в коммерческой робототехнике. Во-первых, использование машин позволяет снизить зависимость от человека, в том числе от курьера, а во-вторых — повысить качество услуг и снизить цену, в которую сейчас закладывается труд наемного работника. Наиболее показательны здесь решения для работы на складах, используемые уже сегодня: например, роботы-сортировщики у Amazon или Alibaba. Во многих странах уже используют роботов-доставщиков, и Россия — не исключение. Один из наиболее ярких отечественных примеров в этой нише — робот-курьер от «Яндекса».
Увеличение спроса на роботов-манипуляторов, консультантов и прочих продвинутых решений практически неминуемо: глобальный рынок подобных решений будет расти как минимум до 2027 года — со среднегодовыми темпами 11,5%. Эксперты объясняют рост рынка как раз выгодой от использования: роботы-помощники (например, по упаковке заказа) вдвое ускоряют работу человека, а полностью автономный аппарат может добиться и еще больших результатов.
Еще большие перемены произойдут в фудтехе в связи с развитием метавселенных — они могут изменить бизнес-ландшафт навсегда к 2030 году. И если необходимость в офисах при этом сценарии может отпасть, вызвав передал на рынке недвижимости, то доставка в реальные дома людей элементов для входа в новую цифровую среду, ровно как и продуктов питания, сохранится. Ведь пищу, в отличие от офиса или одежды, невозможно оцифровать, и спрос на нее по-прежнему будет велик. Лидирующие на рынке позиции займет тот, кто сможет приспособиться к этому новому миру.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора