К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спроси VC: нужно ли стартапу привлекать инвестиции в период высоких оценок

Фото David L. Ryan / The Boston Globe via Getty Images
Фото David L. Ryan / The Boston Globe via Getty Images
Венчурные инвесторы сходятся во мнении, что 2021 год по итогу будет очень успешным для стартапов с точки зрения привлечения инвестиций. Обилие венчурного капитала и конкуренция между фондами могут повлечь за собой рыночную коррекцию. В колонке для Forbes инвестиционный директор венчурного фонда I2BF Global Ventures и создатель проекта «Спроси VC» Денис Калышкин рассуждает о том, брать ли стартапу деньги по высокой оценке и как обезопасить себя в случае рыночной коррекции

Forbes представляет постоянную рубрику «Спроси VC», в рамках которой автор одноименного проекта и профессиональный венчурный инвестор Денис Калышкин делится рекомендациями с предпринимателями и рассказывает о тонкостях работы венчурной индустрии. 

Ни для кого не секрет, что 2021 год был очень успешным для основателей стартапов с точки зрения привлечения инвестиций. Согласно аналитике Crunchbase, международный рынок венчурных инвестиций в III квартале 2021 года вырос в два раза по сравнению с кризисным II кварталом 2020 года. Также выросли объемы инвестиций на каждой стадии, а вместе с ними и оценки стартапов. Условия сделок стали более дружественными к основателям. Все это происходит из-за обилия венчурного капитала и обострившейся конкуренции между венчурными фондами. Не берусь судить, как долго продлится сложившаяся ситуация и когда будет коррекция на рынке. Вопрос, который меня интересует, — что делать в сложившейся ситуации основателю стартапа.

С одной стороны, сейчас очень выгодные условия для привлечения больших объемов инвестиций за меньшую долю в компании. Даже если наступит коррекция, у вас есть денежный мешок, который позволит эту ситуацию пережить.

 

С другой стороны, венчурные инвесторы будут заходить на невыгодных для себя условиях. Чтобы дотянуть до требуемой доходности, они будут ожидать от стартапов более агрессивных темпов роста, более агрессивного маркетинга и затрат, что в итоге скоро потребует следующий раунд инвестиций по более высокой оценке.

Сразу оговорюсь, что у меня нет правильного ответа на вопрос, как действовать в текущей ситуации, только некоторые наблюдения. Хотя я такой не один. Chamath Palihapitiya из Social Capital недавно поделился наблюдениями на эту тему. 

 

У венчурных инвесторов есть один полезный прием. Называется post-mortem, когда при инвестиции в стартап делается предположение, что прошло два года и стартап обанкротился. Дальше ставится вопрос, почему так произошло. Это позволяет критически посмотреть на ситуацию и обнаружить скрытые риски, а также подумать над возможными способами реагирования на них. 

Допустим, что наступает коррекция, что снижает как оценки стартапов, так и влияет на ваши продажи. Если вам повезло и вы привлекли недавно деньги, то, скорее всего, вы совместно с венчурным инвестором будете снижать планы по продажам и резать бюджеты. Возможно, вам удастся пережить период шока, как это было, например, во время локдауна.

Если вы планируете привлекать раунд А и предыдущий раунд посевных инвестиций привлекли по завышенной оценке (в случае инвестиций в капитал) или с высоким Cap (в случае SAFE, конвертируемого займа), то вы столкнетесь с понижением вашей оценки и большим размытием. Конечно, это неприятно, но не смертельно, поскольку у команды на этот момент находится большая часть компании и размытие будет менее существенным. Основной ваш риск будет, что вы вообще не сможете привлечь инвестиции, так как для этого нужна будет более устойчивая бизнес-модель. С такой проблемой, например, столкнулись стартапы из туристической индустрии в прошлом году.

 

Если у вас стартап более поздней стадии и вы привлекли предыдущий раунд по завышенной оценке, то, скорее всего, интенсивно жгли капитал, чтобы вырастить бизнес в соответствии с вашими обещаниями инвесторам. Если ваш бизнес не вырос так сильно, а капитал все-таки нужен, то, скорее всего, вы столкнетесь с понижающим раундом инвестиций. Как следствие, сработают юридические механизмы, которые сильнее размоют долю сооснователей, чем инвесторов.

Как правильно действовать сейчас, решать вам. Приведу лишь только пару идей своих знакомых, которые мне показались интересными. Один предложил продумать и в идеале — проговорить с инвесторами во время закрытия текущего раунда план Б на случай коррекции. Второй — брать такую сумму денег, которую вы понимаете, как потратить результативно. Не забывайте, что деньги — это оружие. Оно само по себе нейтрально. Эффект зависит от того, как им распоряжается владелец. 

В конце для любителей исторических хроник рекомендую почитать книгу «Венчурный бизнес. Новые подходы», в которой в красках описана реакция венчурного рынка в период кризиса доткомов. Ну а если вам интересно понять, как публичный рынок влияет на венчурный, то вам будет полезно послушать вебинар Carta, на котором в апреле 2020 года LP рассказали о своей реакции в период локдауна. Всем успешного привлечения инвестиций и развития бизнеса!

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+