Как две студентки МИФИ превратили увлечение волонтерством в ESG-агентство You Social
В октябре 2012 года студенты МИФИ из волонтерского движения «Служба добрых дел» решили провести в стенах вуза благотворительный фестиваль «От сердца к сердцу». Студенты планировали организовать ярмарку выпечки. «Руководство университета увидело в этом риски и сказало: пожалуйста, делайте все, кроме выпечки, — вспоминает один из организаторов Кристина Багрова. — Мы буквально это восприняли и сделали все». Фестиваль объединил ярмарку хендмейд-вещей, йогу, кинопоказ, настольные игры и даже занятия альпинизмом. С 2013-го фестиваль «От сердца к сердцу» начал проходить в парке «Коломенское», а затем и в других городах, например Санкт-Петербурге и Волгодонске; собранные деньги перечисляли в благотворительные фонды, поддерживающие детей с тяжелыми заболеваниями.
«Фестиваль рос и развивался, а мы обрастали новыми задачами, — говорит Багрова. — Когда ты проводишь комплексное событие, у тебя есть абсолютно все направления подготовки: работа с сообществами, студентами, благотворительным фондом, партнерами. Это очень быстро выращивает разные компетенции и навыки. Постепенно связи с партнерами становились теснее, появлялось доверие, мы начали спрашивать их, чем мы можем помочь, и неожиданно для себя стали получать много ответов».
Так появились первые проекты для крупных компаний. Для «Росатома», например, Багрова вместе с другой студенткой ядерного университета Евгенией Кузнецовой проводила акцию «Чудо-дерево»: сотрудники госкорпорации собирали подарки для детских учреждений. А в 2016-м UC Rusal обратилась к ним с просьбой рассказать в московском волонтерском сообществе о грантовом конкурсе «Помогать просто» в городах присутствия алюминиевой корпорации. В первый год за счет связей с волонтерскими организациями девушкам удалось увеличить количество заявок в 8–10 раз и поддержать их качество на всех этапах, от написания до финального отчета. За эту работу они получили символический гонорар 137 000 рублей и решили не тратить деньги, а вложить в агентство You Social.
Еще 500 000 рублей одолжил друг. Эти деньги пошли на зарплату первой команде агентства, в которой тоже были выпускницы МИФИ. Общаться с заказчиками помогло и то, что Багрова некоторое время работала в Центре социальных программ UC Rusal, которая поддерживала Национальный совет по волонтерству: «Это дало мне возможность познакомиться с большим количеством людей из сектора. И мы выходили в рынок не с тем, что мы эксперты и сейчас вас всему научим. Нет, нас знали, мы были честны в своем подходе: что вам нужно, давайте попробуем подумать, что мы можем предложить? И это помогло сделать предложение первым клиентам».
Первые проекты были в социальной сфере. Например, в четырех городах присутствия «Металлоинвеста» (Железногорске, Старом Осколе, Губкине и Новотроицке) агентство запустило программы поддержки волонтеров и благотворительные и социальные проекты. «В компании уже много всего делалось с точки зрения социальных и волонтерских программ, основная задача — объединить инициативы компании и сотрудников в решении значимых социальных проблем и выстроить системную работу по поддержке волонтерства в компании», — объясняет Кузнецова. В «Металлоинвесте» Forbes сообщили, что за три года работы с You Social волонтерами стали 2200 сотрудников: «Партнерство с You Social помогает нам привлечь в проекты опытных специалистов и развивать новые, современные форматы корпоративного волонтерства, опираясь на запросы сотрудников и задачи компании».
Среди заказчиков You Social НЛМК и «Полюс». «Это ребята, которые нам реально организовали социалку, — отзывается об агентстве собеседник из «Полюса». — И там не только бег трусцой и что-то подобное, но и сдача крови для детей, уборка в парках и старинных дворянских усадьбах, и еще много чего». Лестно отзываются об агентстве и в «Росатоме». «Мы начали работать с You Social 4–5 лет назад, тогда это была совсем небольшая компания, — вспоминает сотрудник атомной корпорации. — И уже тогда очень понравилась честность и открытость основателя, Кристины. Потрясала глубина проработки темы, желание сделать проект с учетом индивидуальных наших особенностей, внимание к обратной связи. Очень приятно, что для Кристины важны две вещи: доброе имя и репутация You Social и команда. И команда правда сформирована с большой буквы». Ключевой компетенцией Евгении Кузнецовой собеседник называет способность донести информацию разным целевым аудиториям: «С Женей делали несколько проектов, в том числе развитие с нуля волонтерства в городе Усолье-Сибирское и обучение волонтеров «Росатома». И каждый раз это был космос».
Со временем в You Social появилось экологическое направление. «Мы не работаем с производством, например, сталелитейный завод мы пока что не можем экологизировать, — говорит Кузнецова. — Но мы можем экологизировать офисный процесс с точки зрения зеленого офиса, закупок, системы обращения с отходами. Есть и запросы по подготовке регуляторной базы, на которую опирается компания, с точки зрения экологических практик». Для МТС агентство сделало несколько проектов по внедрению принципов экономики замкнутого цикла, «Росатому» подготовило рекомендации по развитию зеленого офиса. Багрова и Кузнецова не раскрывают доходы You Social, ограничиваясь информацией, что по итогам 2021-го выручка должна превысить 100 млн рублей. Сейчас в агентстве работает около 40 человек, Кузнецова его возглавляет, Багрова — директор по стратегии.
Под крупные проекты создаются команды из внутренних и внешних экспертов. Например, для Leroy Merlin агентство делало исследование в сфере Diversity & Inclusion. «Вместе с клиентом мы проводили исследование в трех плоскостях, — объясняет Кузнецова. — Мы исследовали физическое пространство магазинов, насколько они комфортны, удобны для родителей с детьми, людей пожилых или с инвалидностью. Вторая команда занималась цифровой частью: как, например, быть глухонемым людям, если заказ подтверждается только с помощью звонка, или как сделать онлайн-магазин удобнее для людей с проблемами со зрением. И последнее направление — это товарное предложение, расширение его за счет удобства людей из определенных сегментов. Как пример можно привести ручки на окнах — они должны быть не в середине, а ниже, чтобы человек в коляске мог дотянуться».
За пять лет агентство реализовало 123 проекта для 61 компании. Почти 13% клиентов — из FMCG, по 9% приходится на металлургию и добычу, фармацевтику, IT и образование. Агентство называет себя первым в России консалтинг-интегратором в области ESG (Environmental, Social, Governance). В отчете You Social говорится, что почти 70% проектов приходится на сферу социального воздействия — буква S. Сейчас у агентства пять направлений. Помимо экологических практик, вовлечения сотрудников и проектов в сфере социального воздействия, You Social занимается управленческим консалтингом в ESG — разрабатывает стратегии, создает нефинансовую отчетность, регуляторную базу, исследует эффективность корпоративных программ. Пятое направление — ответственный бренд. Например, для одного клиента создали федеральный эфир по теме волонтерства, для другого разработали систему корпоративных мероприятий по устойчивому развитию.
Капитализм меняется, и для многих российских компаний ESG и устойчивое развитие пока в новинку. «Раньше зачастую принципы устойчивого развития находили наибольшее отражение в корпоративной социальной ответственности. А она долгое время считалась дополнительной функцией, не влияющей на основной бизнес. Есть — хорошо, нет — тоже ничего страшного, — рассуждает Кузнецова. — Сейчас компании начинают перестраиваться, и повестка устойчивого развития распространяется на все бизнес-процессы, наконец занимая должное место. В этом контексте роль каждого проекта для нас важна в этой общей рамке изменений, чтобы заинтересованность в проекте не прошла через несколько лет, даже если в компании сменится руководство».