К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как бывший консультант McKinsey в 27 лет возглавил сервис «Яндекс.Еда»


Генеральный директор «Яндекс.Еды» Роман Маресов рассказал в интервью Forbes в рамках проекта «30 до 30 с Анастасией Карповой» о том, считает ли свое назначение повышением, зачем «Яндексу» сотрудничество с Michelin и почему он не хочет становиться предпринимателем

В 15 лет Роман Маресов поступил в МГУ на факультет вычислительной математики и кибернетики. Он хотел стать разработчиком, но быстро разочаровался в своих способностях: по математике были одни пятерки, а вот по программированию — тройки. Тогда он решил построить карьеру в консалтинге. Начал с EY, чтобы, как сам признается, «получить строчку в резюме». Оттуда перешел в McKinsey & Company, где работал консультантом. В 2017-м Маресов перешел в «Яндекс», где изначально занимался «Яндекс.Такси», затем стал руководителем продуктового направления супераппа (платформа, вокруг которой создают и развивают цифровые экосистемы. — Forbes) «Яндекс.Go» — и совсем недавно возглавил «Яндекс.Еду».

Как ему удалось быстро вырасти в корпорации? Почему вопроса о work-life balance (баланс между жизнью и работой) у топ-менеджера даже не возникает? И как работе может помочь вейксерф ?

— 4 октября стало известно, что ты возглавишь «Яндекс.Еду». У тебя очень стремительная карьера в «Яндексе», ты пришел в 2017 году. Как вообще этот трек получился, насколько эта история для «Яндекса» типичная?

 

— Было бы нескромно на такой вопрос ответить, что этот случай уникальный. «Яндекс» построен, кажется, на этом. Каждый год ты слышишь про кого-нибудь еще в «Яндексе», кто-то что-то круто сделал и быстро вырос. Мне кажется, тут особенность в том, что «Яндекс» сам так быстро растет, причем не только вверх по выручке. Из-за того, что «Яндекс» все время растет вширь, тебе для новых бизнесов, новых проектов, новых начинаний внутри существующих бизнесов постоянно нужны руководители чего-нибудь. И вот эта вакансия — руководитель чего-нибудь, чего мы сами еще до конца не придумали, но уверены, что это будет расти, она все время в воздухе висит. И поэтому как раз появляется опция, что ребята, которые хотят много работать и что-то классное делают, им очень легко запрыгнуть в поезд чего-то нового, растущего. 

— Почему тебя на эту роль выбрали, у тебя есть объяснение?

 

 — Нужно спросить, мне кажется, у Тиграна (Худавердяна, управляющий директор и член совета директоров группы компаний «Яндекс». — Forbes) и Дани Шулейко (директор бизнес-группы e-commerce и ridetech компании «Яндекс»), которые принимают решения. На самом деле ты принимаешь решения о каких-то ключевых позициях, о том, что ты хочешь сделать с бизнесом, в данном случае — с бизнесом «Еды», который большой и классный. И кого ты хочешь видеть в роли руководителей больших вертикалей. И ты смотришь на то, может этот человек сделать это или не может. И еще на то — и это для меня, например, иногда даже более важный фактор, — вписывается ли он в культуру или нет. Наверное, мне нужно оправдать ожидания, вот я вписывался по каким-то ценностям, духу, к ребятам, которые делают «Еду». И это тоже был фактор помимо веры, что мы вместе можем что-то классное сделать.

— Когда мы тебя включали в список «30 до 30», ты был CPO «Яндекс.Go». И это, насколько я понимаю, более широкое подразделение, куда входит «Еда». То есть у тебя сейчас более узкий сегмент. Насколько для тебя масштаб важен?

— Роль руководителя продуктом Go состоит из двух частей. Это core-продукт такси, во-первых. Когда ты пришла с интендом (намерением, от англ. intend. — Forbes) поехать куда-то, и вот что-то [в приложении] с тобой произошло. Мы тебе подставили нужный адрес, нужный класс, сказали, можешь использовать «Плюс». И дальше «под капотом» 500 инженеров делают все алгоритмы в такси (занимаются разработкой приложения). Это первая задача, и она, на самом деле, самая главная, потому что этот бизнес считается второй ногой «Яндекса» наряду с поиском и еще дальше будет развиваться.

 

И вторая ответственность — это отвечать за Go, как за суперапп. Когда ты руководишь супераппом, твоя задача — дать платформу, чтобы другие бизнесы «Яндекса» могли внутри Go работать так же хорошо и давать тот же пользовательский опыт, — это раз. И второе, ты как-то должен уметь управлять трафиком и интендом людей, что-то делать, для того чтобы людям дать новый сервис и они туда пришли. И вот это была ответственность. Поэтому нельзя сказать, что она сузилась. С командой «Еды», их продуктом и всем, что внутри происходит, конечно, я был очень хорошо знаком, мы много времени в неделю вместе проводили. Но сейчас есть возможность напрямую влиять на то, как продукт «Еды» [будет] устроен, не только формально в виде менторского совета, а с более активным погружением в контент и в цифры.

— Для тебя это повышение? Как ты для себя расцениваешь назначение на эту должность?

— Скажу «повышение» — обидятся предыдущие команды. Скажу нет — обидится новая команда. Поэтому надо какой-то нейтральный ответ выбрать. На самом деле да, для меня это повышение, потому что ты теперь отвечаешь за бизнес в широком смысле этого слова. Дима (Масюк. — Forbes), который руководил «Едой» все это время, мне ее передал и очень переживает. Я тоже переживаю сейчас за продуктовую команду Go. Мне кажется, что это рост в плане умения управлять большими кусками. Наверное, это самый большой рост, который может быть. Хотя, наверное, бизнес такси побольше размером был. И более уже какой-то взрослый, и можно было рассказывать, какая выручка у «Такси» и поэтому ты классный со своей командой. Но в плане такого личностного роста через челлендж, конечно, это повышение.

— Одна из последних громких новостей про «Яндекс.Еду», что буквально через пять дней после того, как Michelin раздал звезды в Москве, почти все эти рестораны появились у вас в «Яндекс.Еде». Участвовал ли ты в этих переговорах, как вообще это произошло?

— Залетел в последний вагон успеха коммерческой команды «Еды». Ну, конечно, это делала наша коммерческая команда. Это очень непростой был проект, возможно, самый сложный для ребят за этот год. Там много контрагентов, интересантов, людей, принимающих решения и на нашей, и на их стороне. Нет такого, что мы вдруг подключили все эти рестораны,  они были у нас на платформе. И это и есть критерий, что мы как-то правильно делаем бизнес и сервис. Конечно, заказы из этих ресторанов сейчас увеличились, выросли в какие-то полтора-два, два с половиной раза. Мы вручную мониторим, очень переживаем. 

 

— Зачем это «Яндексу»? Это исключительно маркетинговая история или бизнес?

— И то, и то. В чем бизнес? У тебя есть аудитория из премиального сегмента или люди с высоким уровнем дохода. Конечно, ты для них тоже делаешь сервис, как ты делаешь Ultima (премиальный сервис. — Forbes), например, в «Такси». И маркетинг тоже, только это не просто маркетинг. Есть несколько брендов в мире,  которые 100 лет существуют и все знают, что это такое. Это Нобелевская премия, Олимпиада и гид Michelin. Если ты попал в один из этих клубов, то навсегда для всех особенный. Когда ты партнер чего-то такого особенного и ты даешь сервис, с этим связанный, ты просто этим гордишься. 

— Почему ты решил пойти в консалтинг после университета? Ты в процессе как-то разочаровался в профессии разработчика, что произошло?

— Я разочаровался в своих умениях быть разработчиком. И это правда, у меня, если открыть мой диплом ВМК (вычислительной математики и кибернетики), все пятерки по математике и все тройки про программированию. Мой очень близкий друг все время надо мной смеялся, когда мы сдавали лабораторные работы по программированию. Те неочевидные решения, которые я принимал, чтобы написать конкретный код, вызывали кучу мемов и смех у ребят, которые шарили в разработке. Оно все работало, но уровень неоптимальности и неочевидности того, как я это делал, превращал код в совершенно нечитаемый. В 2010-2011 годах начинался хайп вокруг консалтинга. И это сейчас многие из нас уже знают, что такое McKinsey, кто там работает, как туда попасть. А тогда это действительно было что-то из разряда легенд. И друзья из финансового университета все время про это говорили и в какой-то момент мне друг сказал: «А почему ты не пойдешь в консалтинг? Эта работа идеально создана для тебя, потому что там нужно всего две вещи — иметь математически структурированный мозг и балаболить очень хорошо. Вот это то, что тебе подходит». 

 

— Ты видишь себя предпринимателем в какой-то момент?

— Пока ответ — нет. Мне нравится делать масштабируемые вещи. В этом плане «Яндекс», правда, идеальное место. Мы стараемся делать все вместе. Я просто больше намного кайфую от жизни, от того, что делаю. И нет вот этого переживания, что кто-то заработал миллиард долларов, сделал бизнес в 25 лет, создав криптобиржу. Классно, наверное, иметь миллиард долларов, и классно быть в списке Forbes, только в другом.

Проблема не в риске, на самом деле проблема в том, что ты так много лет должен потратить на одну и ту же работу каждый день. И вот сейчас мне сложно это представить. Сложно представить, как я делаю внутри «Яндекса» один и тот же сервис много лет, потому что он постоянно меняется, объединяется с другими, что-то происходит. Может быть, через какое-то количество лет я скажу: «Ну все, я готов делать что-то свое». Но пока это время не наступило, не думаю об этом совсем.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+