Непродовольственная розница в России упала почти на треть из-за ноябрьского локдауна
Оборот непродовольственных розничных магазинов в России в период с 1 по 7 ноября сократился на 26,8% по сравнению с неделей 18–24 октября. К такому выводу пришли аналитики облачного сервиса «МойСклад», которые проанализировали финансовые показатели 7500 компаний из сферы непродуктовой розницы. Исследование есть в распоряжении Forbes. Его участники — индивидуальные предприниматели и юридические лица с численностью штата до 100 сотрудников.
По данным исследования, с наиболее существенным падением столкнулся бизнес в Воронежской области (52,8%), Москве (52%) и Пермском крае (49,3%). Выручка точек в Калининградской, Тюменской и Оренбургской областях, а также в Республике Саха (Якутия) упали на 40-47%. В Санкт-Петербурге, Тульской области и Удмуртской Республике обороты продуктовых точек сократились на 36-39%. В этих регионах и городах власти вводили краткосрочный локдаун — с конца октября до 7 ноября. В этот период могли работать только те розничные магазины, где продаются продукты питания или товары первой необходимости.
В другом своем исследовании за сентябрь 2021 года «МойСклад» зафиксировал рост российской непродовольственной розницы на 24% без учета инфляции, а с ней — на 9,6% по сравнению с февралем 2020 года. Основной рост выручки пришелся на первые шесть месяцев пандемии: с февраля по август 2020 года.
В последних числах октября, за несколько дней до нового локдауна, «МойСклад» наблюдал усиленный спрос в рознице, говорит сооснователь и гендиректор сервиса Аскар Рахимбердиев. Он связывает ноябрьское падение именно с коронавирусными ограничениями. «Ноябрь традиционно с высокой покупательской активностью. Лето чаще провисает — это дачный и отпускной сезон. Ноябрь — это уже предновогодняя суета», — объясняет Рахимбердиев.
По данным «МойСклад», в Москве и Санкт-Петербурге обороты малого розничного бизнеса так и не смогли выйти на допандемический уровень. В сентябре 2021 года по сравнению с февралем 2020 года выручка малых компаний из сферы офлайн-розницы сократилась на 3,9% и 4,9% соответственно. Аналитики сервиса объясняют это тем, что в столицах коронавирусные ограничения традиционно жестче, контроль над ними выше.
12 ноября правительство внесло в Госдуму законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и некоторых видах транспорта из-за вспышки COVID-19. «Предлагаемые решения — экстренная мера на фоне сложной ситуации с коронавирусом», отмечается в сообщении на сайте кабмина.
Первый законопроект предполагает, что люди смогут посещать с QR-кодом массовые мероприятия, культурные учреждения, кафе и магазины. Решение об использовании QR-кодов и списке объектов, для которых их нужно ввести, будут принимать региональные власти. Эти правила, согласно документу, будут действовать до 1 июня 2022 года. Второй законопроект регулирует порядок использования QR-кодов на железнодорожном и авиатранспорте при междугородных и международных перевозках.