К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В ожидании людей с папочками: как бизнес тайно работает во время локдауна

Фото: Валерия Шарифулина / ТАСС
Фото: Валерия Шарифулина / ТАСС
С 28 октября по 7 ноября в Москве, Подмосковье и нескольких других регионах действует режим нерабочих дней, во время которого запрещено посещать рестораны, торговые центры, кинотеатры и салоны красоты даже тем, у кого есть QR-коды. Чтобы остаться на плаву, многие предприниматели снова прибегли к подпольной работе, несмотря на запреты. Forbes нашел несколько предпринимателей, которые сопротивляются ограничениям, и рассказывает, как продолжается тайная жизнь временно запрещенного к работе малого бизнеса и что ему за это может грозить

С конца октября в России действует режим нерабочих дней. В Москве, Подмосковье и нескольких других регионах России на это время объявлен локдаун: закрылись торговые центры, салоны красоты, фитнес-центры и предприятия, не ведущие непрерывную деятельность. Кафе и ресторанам разрешили работать навынос, а магазины могут торговать только продуктами и товарами первой необходимости — их доля в ассортименте должна составлять не менее 30%. 

Несколько крупных сетей сразу заявили, что будут продолжать работу, несмотря на локдаун. Например, магазины «Красное & Белое» в Москве и других регионах решили не закрываться, посчитав, что доля продуктов в их ассортименте составляет 51% — больше, чем доля алкоголя. Теперь в магазинах «Красное & Белое» «фактически ежедневно» проходят проверки, сообщил Forbes представитель сети. Магазины «ВинЛаб» также работают в период локдауна. Объясняя Forbes причину своего решения, представитель «Белуга Групп», в которую входит «ВинЛаб», сослался на закон о торговле, по которому алкоголь относится к продовольственным товарам.

При этом несколько крупных сетей, которые решили не закрываться, столкнулись с санкциями за незаконную работу. 30 октября в магазины «Л’Этуаль» и «Подружка» в торговом центре «Авиапарк» пришли с проверкой представители Объединения административно-технических инспекций Москвы (ОАТИ). Теперь за нарушение режима нерабочих дней торговым точкам грозит штраф до 300 000 рублей или закрытие на три месяца.  

 

По данным опроса Superjob, проведенного по просьбе Forbes, 15% из 3000 экономически активных россиян знают о подпольной работе организаций во время локдауна. Чаще всего респондентам встречались тайно работающие торговые точки, общепит и салоны красоты.

За закрытой дверью

Дверь одного из сетевых барбершопов в Москве заперта на замок, стекло изнутри заклеено черной бумагой, для пущей наглядности висит табличка «Закрыто». Но если позвонить с номера, который сохранен в клиентской базе барбершопа, то администратор приветливым голосом сообщит, что салон на самом деле работает, несмотря на локдаун. 

 

Чтобы попасть в барбершоп, корреспондент Forbes попросил знакомого постоянного клиента этой сети записаться на стрижку и отправился вместе с ним. У входа в салон нужно позвонить по телефону и сообщить, что вы рядом, — администратор откроет дверь и пропустит внутрь. В салоне несколько мастеров и пара клиентов, у администратора без конца звонит телефон. «Из всей сети сейчас работает четыре барбершопа — те, что не на главных улицах и в подвальных помещениях, — рассказывает она. — Страшно, конечно, [из-за возможных проверок], но народ идет».

Этот барбершоп — далеко не единственный нарушитель запретов. Forbes удалось найти в Москве и Подмосковье еще несколько подпольно работающих салонов красоты, а также автошколу, танцевальную студию, шоу-рум дизайнерской одежды и частный детский сад. Одни объявляли о своей работе через чаты с клиентами в мессенджерах, другие — в сторис в Instagram, о третьих клиенты узнавали сами, позвонив по телефону.

Многие предприниматели проинформировали клиентов о продолжении работы во время локдауна заранее. Столичная танцевальная студия, к примеру, напечатала расписание, по которому будет работать в локдаун, и родители фотографировали его в последний официально рабочий день, рассказывает в беседе с Forbes Мария, которая водит дочь в эту студию на занятия. По ее словам, по вечерам в зале ожидания для родителей, окна которого выходят на улицу, не включают свет — родителей просят прогуляться или переждать занятия в раздевалке.

 

Организациям, у которых «есть возможность спрятаться» (например, нет больших окон, которые выходят на улицу), работать во время локдауна проще, говорит владелица маникюрного салона в Подмосковье Анна. У ее точки удобное расположение: рядом находится цветочный ларек, который загораживает вход в салон. Окна предпринимательница закрыла рольставнями (разновидность жалюзи), а дверь держит на замке и пускает клиентов только по звонку или сообщению о том, что они ждут у входа.

Маникюр с полицией

Работать за закрытыми дверями бизнесу в локдаун однозначно запрещено, говорит юрист FTL Advisers Светлана Иванова. За это, по ее словам, ИП может грозить штраф от 50 000 до 150 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток. Организации могут быть оштрафованы на 100 00-500 000 рублей и так же закрыты на срок до трех месяцев. В случае причинения тяжкого вреда здоровью или наступления смерти из-за нарушения федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения штраф может быть увеличен до 1 млн рублей, отмечает Иванова. В пример она приводит ситуацию, когда человек заразился коронавирусом. Организацию оштрафуют, если будет установлено, что этот человек заразился именно там и из-за болезни утратил работоспособность (например, из-за осложнений остался инвалидом), говорит Иванова. 

Выявляют такие нарушения, как правило, в ходе рейдов. Их могут проводить сотрудники Роспотребнадзора, полиции и ОАТИ, префектур и районных управ, говорится на сайте мэра Москвы. Также проверку может провести Роструд — например, на основании жалобы работника, говорит Иванова. В регионах нередко организуют совместные рейды с участием полиции, Роспотребнадзора и прокуратуры, добавляет руководитель практики административного и уголовного права юридической компании «Амулекс» Любовь Шебанова. 

Проверяющие фотографируют нарушения и собирают любую информацию (чеки о покупке, видеозаписи с камер наблюдения и так далее), которая станет доказательством в суде — именно он принимает решение о наказании, говорит Шебанова. Она предупреждает, что деятельность бизнеса может быть приостановлена и до рассмотрения дела.

Нарушения в работе столичного бизнеса отслеживает Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы, говорили Forbes в Роспотребнадзоре ранее. Представитель Госинспекции подтвердил, что ведомство уполномочено фиксировать остановку работы предприятий в Москве. По словам начальника инспекции Владислава Овчинского, с 28 по 31 октября 2021 года ведомство провело в столице 1534 рейда и выявило менее 1% нарушений режима нерабочих дней. Всего с весны 2020 года Госинспекция провела 85 024 проверки и выявила 629 нарушений мер профилактики коронавируса. «В целом сегодня подавляющее большинство предпринимателей добросовестно следует введенным ограничениям», — утверждает Овчинский.

 

Жесткие ограничения — с запретом на работу общепита, салонов красоты, непродовольственных магазинов и других организаций — помимо Москвы и Подмосковья действуют еще в 14 регионах России. Проверки в этих регионах проходят не менее интенсивно, чем в столице, выяснил Forbes. 

Владелица школы иностранных языков в одном из городов-миллионников, которая решила работать по вечерам, рассказывает, что представитель Роспотребнадзора пришел прямо к ней домой. Школа работает как ИП, а ее юридический адрес совпадает с местом прописки предпринимательницы. «Я сказала, что это адрес квартиры, и он ушел», — подытоживает собеседница Forbes. По ее словам, реальный адрес ее школы представитель ведомства не спросил, проверок по нему не было. 

Марина, посетительница маникюрного салона в Воронеже, рассказала, как пришла в салон на шестой день локдауна — и во время процедуры нагрянули проверяющие с полицией. «Они стучались в дверь, а владелице звонил следователь, но она не открыла и не взяла трубку. Через некоторое время из соседнего помещения, где работала школа скорочтения, вывели женщину с документами — видимо, хозяйку», — вспоминает она.

Мастер на дом и книги навынос

Чтобы избежать штрафов, предприниматели изобретают способы законно обойти запреты, например предлагают свои услуги с доставкой на дом. Так, одна из сетевых студий маникюра в Москве разместила пост в Instagram: «С 29 октября будет доступна услуга: выезд мастера на дом». Правда, когда корреспондент Forbes попытался вызвать мастера, в салоне ответили, что услуга недоступна, и предложили вместо этого записаться на маникюр в одну из точек сети. В другом маникюрном салоне договориться о выезде мастера на дом все же удалось — дополнительно понадобилась предоплата 50% от стоимости маникюра и оплата такси мастеру в одну сторону.

 

Похожим образом работает один из столичных массажных салонов. Одна из его клиенток рассказала Forbes, что за три дня до начала локдауна ей в WhatsApp пришло сообщение из салона о том, что массажиста теперь можно вызвать на дом. Когда она откликнулась, в студии предложили приехать в салон на массаж под запись, либо оплатить дорогу мастеру в обе стороны на каршеринге или такси.

Оказывать услуги в домашних условиях прямо не запрещено: из указа мэра Москвы Сергея Собянина следует, что нельзя предоставлять доступ именно на территорию салонов, замечает Светлана Иванова из FTL Advisers. «Но если оплата в период нерабочих дней поступает на счет организации, проверяющие могут заинтересоваться, как именно салон оказывал услуги, если доступ на его территорию должен был быть ограничен», — добавляет она. По словам юриста, салон может получить штраф за нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, так как косвенно организация все же осуществляла деятельность. 

Еще один популярный способ продолжить работу — продавать товары первой необходимости. Власти Москвы оставили открытыми торговые точки, в которых не менее 30% от ассортимента составляют продукты или непродовольственные товары из особого списка (в нем, к примеру, есть санитарно-гигиенические маски, туалетная бумага, детские пеленки). Теперь в Москве и некоторых других регионах, в которых действуют схожие ограничения, можно встретить кафе, цветочные, сувенирные, обувные и другие магазины с объявлением-оберегом от проверок на дверях «В продаже имеются товары первой необходимости» и прилавком при входе, на котором выставлены упаковки масок и антисептиков. 

Об одном из таких примеров рассказал автор Telegram-канала «Черных и его коростели» (более 7000 подписчиков) журналист Александр Черных. 29 октября он увидел работающий кафетерий, на прилавке которого стояли в ряд «пакет гречки, пакет риса и пакет сахара», стоимостью по 200 рублей каждый. На вопрос, почему так дорого, продавец ответил: «Чтобы кто-нибудь случайно не купил, нам тогда новые пакеты заказывать придется», пишет автор поста. Если трактовать указ мэра буквально, то работать такие заведения могут, но торгуя только лишь теми разрешенными товарами, которыми пополнили ассортимент, говорит Шебанова из «Амулекс». Магазину, который поймают на продаже товаров не из разрешенного списка, тоже грозит штраф или приостановка деятельности на три месяца.

 

Другая уловка предпринимателей — продажа товаров навынос. Один из книжных магазинов в Москве предложил заказать товар по телефону и затем забрать его на кассе, рассказывает Forbes его клиентка Александра. Похожим образом во время локдауна она смогла приобрести цветы. Заказ в магазине нужно было сделать «через стекло», отойти на несколько метров и подождать, пока продавец вынесет букет на улицу, описывает Александра.

Согласно указу мэра Москвы, работа навынос допустима у предприятий общественного питания. Магазины могут торговать дистанционно, в том числе с условием доставки, следует из указа. Предприниматели расширенно трактовали понятие дистанционной торговли, включив в него работу на вынос и самовывоз, считает Иванова из FTL Advisers. По ее словам, самовывоз не закреплен законодательно как способ дистанционной торговли. Поэтому работу с ним тоже могут посчитать за нарушение. В таком случае бизнесу тоже будет грозить штраф или остановка работы за несоблюдение режима нерабочих дней. 

Проверяющие знают об уловках бизнеса, полагает Шебанова из «Амулекс». Она приводит в пример палатку, торгующую батарейками и аксессуарами для телефонов, которую увидела во время текущего локдауна. Ее владельцы разместили на окошке объявление: «Это пункт выдачи интернет-магазина, заказ можно сделать по телефону», рассказывает Шебанова. «Судя по тому, что палатка прекратила работу на второй же день, можно сделать вывод о том, что была проведена проверка, — рассуждает она. — У интернет-магазинов должен быть как минимум сайт для заказов, и проверяющих не затруднит установить его отсутствие».

Настольные игры с проверяющими

Большинство предпринимателей на работу в новый локдаун подтолкнули убытки, полученные во время нерабочих дней в 2020-м и весной 2021 года. «В прошлый период ограничений [с конца марта по начало июня 2020 года] мы потеряли более 60% клиентов», — сетует основательница школы иностранных языков в одном из городов-миллионников. «Прошлый год нас едва не добил, мы попали в крайне тяжелую ситуацию», — вторит ее словам владелец московской компании-производителя декораций, на которую тоже распространяются ограничения.

 

Еще одна причина продолжить работу — конкуренция. «Не хотим терять клиентов: мы закроемся, они пойдут к другим — это невыгодно», — рассуждает владелица маникюрного салона в Подмосковье Анна. «У меня есть контракт, и если я прекращу работу — я потеряю очень хорошего клиента», — говорит основатель производства декораций. 

Проверки и штрафы, по словам предпринимателей, их тревожат, но не останавливают. В одну из кальянных в центре Москвы в первый же день локдауна пришли с проверками, рассказал Forbes один из ее посетителей. «На следующий день мы списались с ними в Instagram и узнали, что они открыты, — утверждает он. — Мы забронировали столик, пришли. На входе у них есть домофон со звонком и стоят камеры, которые направлены на дверь. Посадка была полная, играл диджей». По словам Ивановой из FTL Adviser, если после проверки деятельность заведения не приостановили, оно может продолжить работу «на свой страх и риск». В самом заведении на запрос Forbes не ответили.

Анна из маникюрного салона в Подмосковье говорит, что работает только со знакомыми клиентами, а перед тем, как впустить их, — проверяет из окна, нет ли рядом «людей с папочками». Основатель компании по производству декораций надеется перехитрить проверяющих: «У нас закрытая территория, пропускной режим. Если что — охранники предупредят, мои работники быстро организуют чай, возьмут настольные игры и скажут, что просто собрались хорошо провести время». Но такое оправдание вряд ли защитит от санкций, считает Иванова из FTL Advisers. По ее словам, в указе Собянина речь идет не о приостановлении деятельности компании, а именно об ограничении доступа сотрудников на территорию организации. Ответственность в случае поверки понесет не только работодатель, но и собственник здания: запрет на допуск к посещению касается и его, добавляет Шебанова из «Амулекс».

Большого дохода подпольная деятельность не приносит, признаются предприниматели. Она помогает оплачивать аренду помещений и зарплату сотрудникам, но скорее всего не позволит покрыть возможные штрафы, говорит владелица подмосковного маникюрного салона Анна. Накануне локдауна у салонов красоты случился большой наплыв клиентов, рассказывает она и администратор московского барбершопа. Но в сами нерабочие дни поток клиентов уменьшился. «Большую часть выручки нам приносили клиенты с улицы, которых сейчас нет», — констатирует Анна.

 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+