К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Из предпринимателя в инвесторы: как вложить первый $1 млн и сделать правильные выводы

Фото: Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images
Фото: Michael Nagle / Bloomberg via Getty Images
В венчурных инвестициях работают базовые правила бизнеса. Несмотря на все риски, связанные с венчуром, это отличный способ расширить кругозор и натренировать свои предпринимательские навыки, считает венчурный инвестор и серийный технологический предприниматель Максим Спиридонов

В начале 2021 года я полностью вышел из управления и владения созданного мной 10 лет назад образовательного холдинга «Нетология-групп» и оказался перед выбором: что делать дальше? Для человека, который всю свою взрослую жизнь строил новые бизнесы, логичным было бы снова зайти в эту реку. Но я решил, что очередной стартап может подождать. Мне хотелось оставаться в бизнесе и при этом не взваливать на себя снова бремя операционного управления. Так я начал присматриваться к венчурным инвестициям. 

Конечно, я и прежде был знаком с венчуром. За последние годы, в условиях постепенного умирания банковских депозитов, все больше моих знакомых пробовали примерить на себя роль бизнес-ангела. Даже консерваторов и скептиков этот способ приумножения капитала манил вероятностью гипервысокой доходности и модным лоском — он становился чем-то вроде «нового черного» в инвестициях.

За два десятилетия технологического предпринимательства мне довелось пообщаться с сотнями бизнес-ангелов и десятками представителей венчурных фондов. Но я всегда находился с другой стороны баррикады и никогда не пытался даже представить себя в роли инвестора. 

 

И вот теперь, после нескольких месяцев интенсивного погружения в предмет, более десятка сделанных инвестиций и разложенного по проектам первого миллиона долларов хочу поделиться выводами и наблюдениями о том, что такое венчур, с точки зрения предпринимателя.

Игра по тем же правилам

Начну с приятного. Оказалось, что в венчурных инвестициях (по крайней мере, на ранних стадиях seed и pre-seed) работают те же базовые правила бизнеса, которые хорошо знакомы мне из личной практики создания стартапов:

 
  1. Важно глубоко понимать рынок, в который ты хочешь зайти, чувствовать и анализировать экономические и потребительские тренды, знать ключевые цифры по ним и динамику их изменения за последние годы. 
  2. Нужно мыслить стратегически и продуктово. Не только следить за новыми трендами, но и вдумываться в их природу, тестировать их как потребитель. Важно за сухими цифрами статических данных, технологическими и экономическими веяниями суметь увидеть нишу (возможность для нового продукта или проекта) и понять, какой могла бы быть стратегия сильного игрока на изучаемом рынке. А затем — найти такого игрока самостоятельно или с помощью нанятой команды аналитиков. Ждать, что хорошие сделки свалятся на тебя сами, наивно.
  3. Необходимо трезво и взвешенно анализировать конкурентов выбранного стартапа, видеть их сильные и слабые стороны. Задача — определить, способна ли команда твоей портфельной компании сделать продукт лучше, чем у них. А может быть, и найти пути синтеза ее идей с удачными решениями других игроков, после чего подсказать их фаундерам.
  4. И самое главное — важно чувствовать людей. Общаясь с основателем стартапа, я постоянно задаю себе ряд вопросов. Насколько внятно и доходчиво он доносит свои мысли? Действительно ли верит в возможность победы и на что ради нее готов пойти? Ответы на эти вопросы позволяют мне понять, сможет ли основатель собрать, вдохновить и удержать команду, качество которой и определит будущее стартапа.

Общайся и перемещайся 

Венчур — прекрасный способ потренировать своего внутреннего интроверта. Как показывает практика, лучшие сделки приходят через личные знакомства с основателями, контакты с другими бизнес-ангелами и фондами. Сегодня они привлекают тебя как эксперта посоветоваться, а завтра могут пригласить к инвестициям в интересный стартап. Готовность дать совет, рекомендацию, помочь важным контактом — все это не обещает предсказуемого возврата на вложенные усилия, но выливается в благодарность, уважение или даже теплые человеческие отношения. Их следствием могут стать предложения типа «а вот есть такая история», «взгляни на этот проект», «вот интересные ребята»...

Поэтому венчур — это еще и про движение. Бизнес-ангела в буквальном смысле кормят ноги — он должен постоянно участвовать во встречах с коллегами и стартапами, профильных конференциях, отраслевых дискуссиях. Такая проактивность, помноженная на коммуникационную открытость, расширяет пространство возможностей и увеличивает шансы на доступ к интересным сделкам.

Для меня как человека с большим управленческим опытом в венчуре обнаружилась неожиданная сложность. В операционном бизнесе ты можешь долго спорить со своими топ-менеджерами и командой, а в итоге просто приказать: сделай так — и все! В конце концов, они же твои подчиненные. Правда, я всегда стремился убедить, а не заставить. Но сам факт того, что последнее слово за тобой, сильно упрощает жизнь.

 

Венчур не терпит давления. Даже попытка продавить свое мнение скорее приведет к негативному эффекту — охлаждению отношений, а возможно, и развалу коммуникации. Фаундеры могут перестать тебя слушать (даже если ты говоришь самые мудрые вещи), а то и вовсе спишут со счетов как человека, пытающегося взять управление на себя и сместить их с капитанского мостика. 

Чтобы не допустить подобного сценария, приходится тренировать в себе психолога и дипломата. Важно уметь предельно деликатно доносить до команды стартапа свои мысли и идеи. Особенно, если тебе, как опытному предпринимателю, они кажутся очевидными. Неосторожное слово или даже интонация — и доверие потеряно. А это вредно для всех. Прежде всего для проекта, на успех которого мы все работаем.

Долго и неликвидно

Из неприятного: венчур — это долго. Причем понимаешь это не сразу. Сначала ты весело и задорно общаешься со стартаперами, вдохновляешься, отбираешь перспективные проекты и заходишь в сделки, выписывая чеки на $50 000-$100 000, а то и $200 000-$300 000. 

Но рано или поздно деньги, запланированные под венчур, заканчиваются и наступает период ожидания и неопределенности. А он может длиться несколько лет. Все это время ты будешь наблюдать отставание от планов, стагнацию, агонию и смерть некоторых компаний. И только потом (да и то, если повезет) сможешь сделать экзит из выживших и что-то заработать. Упражнение не для слабонервных. 

При этом венчур крайне неликвиден — положенные в стартап деньги, как правило, прочно запаяны в нем на годы. И либо ты их спишешь полностью (если проект умрет), либо заработаешь, но через какое-то количество лет. Какое — никто не знает.

 

Да, в венчуре иногда случается фантастическая доходность. Красивые истории про успешные инвестиции с ростом на 1000% привлекают в отрасль с каждым годом все больше новых игроков. Но важно помнить, что большинство стартапов тихо умирают. Еще какое-то их количество безнадежно останавливается в своем развитии — и ты вязнешь в них без возможности вынуть деньги или получить дивиденды. И лишь малая часть проектов может выстрелить и перекрыть потери по всем остальным.

Может, лучше прикупить «Газпром»?

Освоив роль бизнес-ангела в первом приближении, я понял, что итоговая доходность всех моих венчурных инвестиций на горизонте 5-7 лет выйдет (при хорошем сценарии) на уровень заработков толкового трейдера на фондовом рынке. При этом есть вероятность заработать сильно меньше или потерять все. 

Тогда не лучше ли просто заняться покупкой акций гораздо более предсказуемых «фейсбуков», «гуглов» и прочих «газпромов»? В этом куда больше гибкости и несопоставимо меньше рисков, чем в длительной заморозке кровно заработанных в стартапах ранней стадии.

Осознание этого факта сперва поставило меня в тупик. Но скоро я понял, что венчур — это не только способ приумножить свое состояние. Прежде всего это способ оставаться в бизнес-тонусе. Оказалось, что между предпринимателем и венчурным инвестором совсем нет той зияющей пропасти, которая мне чудилась раньше. В каком-то смысле профессиональный бизнес-ангел — это сверхпредприниматель. Он должен настолько филигранно подбирать стартапы и так умело помогать им, чтобы без решающего слова и участия в операционном управлении зримо ускорять их развитие и приближать успех.

 

Кроме того, венчур — это отличная возможность расширять кругозор. Ты приобретаешь экспертную насмотренность, изучаешь новые рынки, инновационные компании и тренды, которые подстегивают технологический прогресс, экономику, общество — и, по сути, делаешь ставки на те из них, в которые веришь. 

А еще это способ получить вдохновение от того, что твои знания, опыт и деньги меняют мир к лучшему. Венчур — это подпитка энергией от встреч с очень интересными и сильными людьми, которые часто обладают удивительными свойствами личности, колоссальной силой характера и уникальной экспертизой. Даже если ты не заходишь с ними в проект сейчас, такие знакомства — это мощное расширение сети полезных контактов на будущее.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+