Гимнаст Никита Нагорный — Forbes: «Помню, как заработал первые 100 000 рублей»
Олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Никита Нагорный рассказал Forbes Capital о том, как запускал стартапы в незнакомых сферах, что ему дал опыт предпринимательства и как он в конце концов решил открыть гимнастический клуб для детей
— Вы открывали некоторое количество бизнесов. Зачем вам это понадобилось?
— Избыток энергии. Это не было вопросом денег. Все началось с книги Брайана Трейси «Нет оправданий», которую я прочитал в 2015 году. Там говорится, что у тебя должны быть источники дополнительного заработка, ты должен инвестировать в активы и так далее. Я сделал вывод, что нужно открывать бизнес. Я просто в интернете вбил «самые востребованные франшизы». И все было завалено барбершопами. Думаю: «Ладненько, пойдем открывать барбершоп». Открыл, не получилось, закрыл.
Я понял через год, что мне не интересен этот бизнес, эта сфера деятельности, я вообще не хочу этим заниматься. И что я открыл этот барбершоп для того, чтобы приходить туда стричься и говорить: «Это мой бизнес». Такой юношеский максимализм — хотел сам себе показать, что я тот человек, про которого пишут в книге. Все. Задача выполнена. Я получил опыт, распродал имущество и пошел дальше.
— Потеряли?
— Да. Потерял около 1,5-2 млн рублей. Дальше я себе сказал, что, пока я занимаюсь спортом, я не буду никуда лезть. Но попытки не закончились. Как-то общались с друзьями, и кто-то говорит: «Прикольно было бы сделать площадку, где можно выкладывать фото, а твои фолловеры помогают тебе выбирать из них. Допустим, ты не знаешь, в какой цвет машину покрасить, — выкладываешь пять цветов, они выбирают». На тот момент в Instagram были только фотографии, не было ни stories, ни каруселей.
Мы нашли разработчика, вложились с капитаном нашей сборной Давидом Белявским, полгода делали приложение. Запустили, протестили — все получилось круто. Назвали мы его «Дилемма». И в этот момент обновляется Instagram, и у него появляется карусель, то есть теперь и там можно выкладывать пять фотографий. Я не говорю, что, дескать, они украли у нас идею и так далее. Но они это разработали и выпустили в тот момент, когда мы это сделали. Потому что им же тоже надо развиваться, и этого прямо не хватало Instagram. Все, мы даже не пытались продать ничего, мы просто закрыли наше приложение, расстроились.
— Какой вывод вы из этого сделали?
— Я никогда не делал выводов, которые бы как-то ограничивали меня в дальнейшем. Я скорее пытался найти новое. Я понял, как делается приложение, какая работа у человека, который программирует его, как работать с дизайном. С барбершопом я понял, как важна команда, юридические моменты. Что помимо того, что ты создаешь что-то, нужно еще, оказывается, и работать, чтобы это существовало. Я благодарен, что получил этот опыт. Многие тратят намного больше денег, чтобы получить его. Я обошелся такой суммой. Дальше я начал заниматься оборудованием для занятий гимнастикой дома. Мы взяли, написали на всех снарядах «Никита Нагорный», и пошли заказы. Работаем по этому направлению до сих пор, но не развиваем его, потому что оно стало каким-то мелким.
— Какая выручка у него?
— В районе 2 млн рублей, наверное, в год. На тот момент, когда у меня появился этот заработок, для меня он был очень хорошим. Это был своего рода спасательный круг, когда не было высоких достижений из-за травм. Я помню, как заработал первые 100 000 рублей с продажи снарядов. Мне было 19 лет, и я никогда не получал деньги нигде, кроме как в спорте. И вот я получаю 100 000 рублей. После этого я потихонечку начал искать зал и понял, что эта ниша свободна.
— Детская гимнастика?
— Да. Гимнастика — это самый базовый вид спорта и самый нужный для ребенка. Это как садик перед школой, как дополнительное образование, которое, помимо физической пользы, укрепления тела, дает ребенку с раннего возраста понимание, что такое дисциплина, послушание, уважение к тренеру. Здесь надо строиться, здесь можно побаловаться, здесь ты можешь побежать, но ты можешь упасть и так далее. Чем раньше дать ребенку такую возможность, тем легче будет ему и его родителям в дальнейшем.
— Вы занимаетесь этим бизнесом? Погружены в операционную деятельность, финансы, маркетинг?
— Да, я полностью занимаюсь. Моему клубу три года, за все это время ни разу никто не поддерживал меня финансово. Ни разу никто не приходил, не подсказывал ничего. Я поменял уже три команды. Самое сложное — найти тренера, потому что это самая неблагодарная работа. Мне важно было найти такого тренера, который будет отдаваться этому на 100%. Человек, который будет хотеть прийти пораньше в зал, поздороваться с детьми, с родителями, начать тренировку. Таких сейчас найти практически невозможно. Все идут в коммерческие клубы для заработка.
— Как вы отбираете, на что смотрите?
— Мне очень повезло, что я гимнаст. Я вижу специалиста сразу, если он знает технику обучения. Это самое важное для моего клуба, потому что мы предлагаем не только становление ребенка до какого-то возраста, а возможность остаться в нашем клубе и дальше заниматься профессионально, получать разряды, выступать на соревнованиях. В моих планах — отобрать сейчас костяк детей, которые бы смогли перейти в большой современный оборудованный зал и там тренироваться и становиться людьми, которые будут защищать честь страны.
— Вы собираетесь только построить?
— Да, в ближайшее время. Я сейчас ищу уже помещение, но это очень сложно и нужны большие деньги. Сам я это уже реализовать не смогу. Чтобы сделать полноценный зал, нужно от 150 млн рублей, учитывая, что это будет арендованное помещение.
— Сколько клубов всего у вас?
— Один клуб полноценный, и еще я филиалы пытаюсь открывать в школах соседних, чтобы хотя бы начальный уровень — до 5-6 лет — туда отвести, и оттуда уже к себе... Но это тяжело, потому что это все равно временно.
— А про франшизу вы не думали?
— Думал. Но не могу себе этого позволить, потому что там фигурирует мое имя, и я не могу доверить это людям, бизнесменам, не разбирающимся в гимнастике.
Также в интервью Никиты Нагорного о том, сколько денег приносит гимнастика, для чего нужен любительский спорт и как стать спортивным блогером. Смотрите полную версию на канале Forbes в YouTube.