К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как первый в Индии IT-«единорог» Freshworks дошел до IPO на $10 млрд

Гириш Матрубутам (Фото Freshworks)
Гириш Матрубутам (Фото Freshworks)
В октябре 2010 года Гириш Матрубутам запустил Freshworks — платформу обслуживания клиентов, — начав со склада воздуховодов в Ченнаи, мегаполисе на юге Индии. Спустя четыре дня стартап с командой из шести «звездных» программистов стал международным

За 200 дней, без внешнего финансирования, у Freshworks появилось 200 клиентов из малого и среднего бизнеса по всему миру. Венчурные фирмы, такие как Accel, Tiger Global и Sequoia Capital, узнали о крутой траектории стартапа, и в 2018 году Freshworks привлек $100 млн в ходе раунда серии G, достигнув оценки в $1,5 млрд и став первым в Индии IT-«единорогом», который занимается корпоративными сервисами. IPO Freshworks является самым ожидаемым, так как стартап привлек $1,03 млрд и 22 сентября присоединился к Nasdaq с оценкой в ​​$10,13 млрд. Компания предлагает 28,5 млн акций по цене $36 за бумагу.

«Если бы вы спросили меня, знали ли мы, что собираемся выйти на биржу в США или добьемся успеха, я бы точно ответил «нет», — говорит 46-летний Матрубутам Forbes. Сейчас компания Freshworks со штаб-квартирой в Сан-Матео, Калифорния, обслуживает 50 000 клиентов в 120 странах. Растущий ассортимент объясняет ажиотаж вокруг IPO. Помимо готового программного обеспечения для обслуживания клиентов, стартап, четырежды попадавший в список 100 лучших облачных компаний, предлагает полный набор корпоративных инструментов для управления продажами, производительностью, маркетингом, кадрами и IT.

«Наша миссия совершенно прозрачна, — говорит Матрубутам. — Мы хотим, чтобы все компании могли легко и быстро радовать своих клиентов и сотрудников». На рынке, который компания оценивает в $120 млн, Freshworks сталкивается с серьезной конкуренцией. Годовая выручка ее ключевого соперника — Salesforce — составляет $21 млрд. Zendesk, Oracle, Atlassian и Microsoft тоже в игре. Матрубутам не боится конкуренции. «Мы искренне верим, что мир CRM (систем управления отношениями с клиентами. — Forbes) нуждается в обновлении. Кроме того, это огромный рынок», — говорит он.

 

По словам Шехара Кирани, партнера Accel, одного из первых инвесторов Freshworks, выход на американскую биржу — огромный шаг для индийской IT-компании. «Когда Freshworks только появилась, на рынке не было других международных SaaS-компаний (SaaS — одна из форм облачных вычислений, модель обслуживания, при которой подписчикам предоставляется готовое прикладное программное обеспечение, полностью обслуживаемое провайдером. — Forbes) из Индии и крупные инвесторы были не в восторге», — говорит Кирани, который оценил продукт, созданный Гиришем и его командой, и в 2011 году инвестировал в стартап $1 млн.

По данным Credit Suisse, теперь Freshworks делит рынок с еще сотней «единорогов» из Индии. Страна переживает технологический бум, и индийский стартап по доставке еды Zomato только усилил инвестиционную лихорадку, когда его акции подскочили на 80% после июльского дебюта на бирже.

 

Времена изменились с тех пор, как Freshworks работал с одним из своих первых клиентов — складом воздуховодов. «В 2011 году мы запустили наш первый продукт — Freshdesk. Наша цель заключалась в том, чтобы добиться выручки в $1 млн», — говорит Матрубутам. Freshworks сообщил, что за первую половину 2021 года выручка составила $168,9 млн, а убытки — $9,8 млн, тогда как за тот же период 2020 года эти показатели составили $110,5 млн и $57,1 млн соответственно. Команда Freshworks выросла с шести до более чем 4000 сотрудников, причем 80% из них работают из Индии.

Матрубутам десять лет проработал в индийской веб-компании Zoho и проделал путь до вице-президента по управлению продуктами. На создание Freshworks его вдохновил собственный неприятный клиентский опыт. Он попытался исправить проблему, разработав простое в использовании программное обеспечение, которое упрощает взаимодействие с клиентами.

На пути от этой идеи до IPO Матрубутам столкнулся с несколькими сложностями. Он вспоминает, что один из самых тяжелых периодов в его работе как CEO случился в 2015 году, когда он все еще пытался управлять всеми аспектами его стремительно развивавшегося бизнеса, включая звонки клиентам и переговоры по поводу скидок. «Тогда я и решил, что мне нужно создать команду руководителей, — сказал он, добавив, что эти проблемы были неотъемлемой частью разработки продукта и выхода на новый уровень. — Я уверен, что стартапы начинают мыслить действительно нестандартно, когда сталкиваются с ограничениями. Думаю, если бы я сегодня создавал Freshworks с нуля, мы могли бы не добиться успеха».

 

«Мы хотели доказать, что в Индии можно создавать продукты мирового уровня», — вспоминает Матрубутам. Теперь он уверен, что продукты его компании входят в число лучших в мире, и гордится тем, что Freshworks служит примером для новых индийских стартапов в сфере корпоративных сервисов. «Наше IPO внушает другим основателям компаний большую надежду, — говорит он. — Думаю, вся наша страна верит, что SaaS — новая крупная возможность для Индии».

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+