К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как отец и сын придумали игровую консоль в виде куба и собрали предзаказы на $39 млн

Фото DR
Фото DR
Идея игровой консоли в виде кубика Рубика с видеоэкранами на гранях пришла в 2016 году 12-летнему Савве Осипову. Его отец Илья Осипов решил претворить задумку сына в реальность и не прогадал. С начала 2021 года стартап WowCube получил предзаказы от дистрибьюторов на поставку более 155 000 консолей общей стоимостью почти $39 млн, а в конце августа привлек $4,5 млн инвестиций

На фестивале изобретений и самодельных устройств Maker Faire в калифорнийском городке Сан-Матео вокруг одного устройства собралась целая толпа детей. «Дети выстроились в три ряда, — вспоминает происходившее на фестивале в 2018 году сооснователь компании WowCube Илья Осипов. — У нас было всего два прототипа, два куба, в каждом по игре, без операционной системы, и дети крутили их до умопомрачения. Причем все задавали только три вопроса: «Сколько это стоит?», «Когда это можно будет купить?» и «Сколько держит батарея?».

Инженерная династия

Илья Осипов родился и вырос в Нижнем Новгороде. Его родители были инженерами-строителями, бабушки и дедушки имели авторские свидетельства на изобретения, а дед по отцовской линии был высокопоставленным чиновником Горьковского автомобильного завода (ГАЗ) и возглавлял комсомольскую организацию. «У меня такая, автозаводская семья», — рассказывает Осипов. У него с ранних лет были склонности к математике и физике и «совершенно кошмарный» русский язык. 

В университете Осипов выигрывал соревнования по программированию, а окончив специалитет, пошел в аспирантуру, но не смог защитить диссертацию, потому что увлекся бизнесом. В 1999 году Осипов и его однокурсник Михаил Иосилевич запустили городской портал NN.ru. Первую версию сайта написал сам Осипов. Партнеры развивали портал на протяжении почти 14 лет и сделали его самым посещаемым сайтом в Нижнем Новгороде. Они также запускали интернет-магазины и городские порталы в Казани, Москве, Владимире, Тюмени и других городах — однако почти все остальные их проекты потерпели неудачу. 

 

В 2013 году NN.ru продали медиакомпании Hearst Shkulev Media за $2,8 млн. Тогда же Осипов решил переехать в США, где он живет по сей день. «У меня не было ни проекта, ни визы специальной, я просто прилетел как турист. Только потом я пошел к юристам и сказал, что хочу жить и работать здесь, хочу начать свой бизнес, — вспоминает Осипов. — В России у меня было очень сильное ощущение упущенных возможностей: где-то там далеко, в [Кремниевой] долине происходит настоящая жизнь, люди строят настоящие стартапы, а у нас здесь полное болото».

Партнер Осипова по бизнесу Михаил Иосилевич остался жить в России. В 2017 году он открыл в Нижнем Новгороде первый в стране Храм Макаронного монстра, где устраивал лекции и выступления оппозиционных деятелей. Сам предприниматель был пастафарианцем (пародийная религия) и даже сфотографировался на водительские права с дуршлагом на голове. Среди друзей храма была журналистка Ирина Славина, которая в прошлом году на фоне обысков в ее доме и конфискации имущества подожгла себя возле здания областного МВД. В январе 2021-го Иосилевича арестовали и отправили в СИЗО по обвинению в связях с «Открытой Россией» — организацией Михаила Ходорковского, признанной нежелательной в России по решению Минюста (по словам Осипова, на самом деле тот не был с ней связан). Оттуда он вышел лишь спустя семь месяцев.

 

После переезда в США Осипов запустил образовательную платформу i2i Study с методическими пособиями, по которым носители языков могли преподавать их иностранцам. За преподавание пользователям начислялись баллы, которые конвертировались в минуты на изучение других языков. Если баллов нет, то минуты нужно было покупать. Проект прожил всего два года и не смог взлететь из-за проблем с монетизацией. После нескольких пилотных запусков команда выдохлась и Осипов закрыл проект.

Также он вместе с предпринимателем Евгением Гнутиковым создал приложение NumBuster, которое позволяет определить, кто звонит абоненту с незнакомого номера телефона. Сегодня стартап успешно развивается в странах СНГ и Латинской Америки, однако Осипов не стал участвовать в нем операционно и лишь сохранил за собой символическую долю в проекте.

Еще Осипов является автором порядка 30 изобретений и патентов. Среди них устройство для температурного воздействия на человека, фильтр для очистки воды от механических примесей и трехмерный пазл с подвижными секторами. Некоторые патенты лицензировали сторонние компании — с них предприниматель получает роялти. Также на его счету более 20 научных публикаций в западных изданиях. Статьи преимущественно посвящены взаимодействию человека и компьютера (в том числе эффективности геймификации обучения на образовательных платформах).

 

Кубик Рубика нового поколения

В середине 2010-х Осипов пытался научить своего сына Савву программировать, однако чистое программирование его не увлекло. Тогда отец купил электронные конструкторы Arduino и Raspberry Pi и увидел, что сыну интереснее программировать электронику. Осиповы стали принимать участие в хакатонах, где Савва выступал на публике и представлял их с отцом решения. Призовые места они не занимали, однако их решения хвалили эксперты и другие участники.

По итогам хакатонов Илья Осипов задумал создать универсальные портативные мини-модули с батарейкой, системой питания, процессором, экраном и сенсорами. «Из этих модулей можно было бы собирать что-нибудь, как из домино, и это все работало бы синхронно», — рассказывал он о своей задумке 12-летнему сыну (здесь Савва распаковывает и демонстрирует, как работает похожее устройство). Тот в ответ предложил создать игровую консоль в виде кубика Рубика с экранами на всех гранях, чтобы во время игры герои могли перебегать с экрана на экран.

Сначала идея Саввы показалась Илье «дурацкой». Но потом он подумал, что за счет формы кубика Рубика ее можно реализовать интересно, и выяснил, что патентов на подобное изобретение нет, а значит, ниша свободна. В конце 2016-го Осипов подал заявки на патент в США и России, а спустя пару месяцев вместе с сыном напечатал на 3D-принтере первый прототип устройства.

Всего Осиповы 64 раза пытались напечатать работающий прототип. Одновременно Илья написал для кубика простенькую демоигру на основе кода игры Digger — аркады 1983 года для IBM PC, в которой землеройная машина должна выкопать золото и драгоценные камни, остерегаясь врагов. В версии Digger для WowCube персонажи перемещались по всем граням куба.

Предприниматель решил показать прототип консоли своему другу Григорию Бубнову, бывшему ректору Moscow Business School, выпускнику МФТИ и большому любителю технологий. «Мы с ним разговаривали по Zoom, я ему показал этот куб, на котором перебегает Digger с экрана на экран. Он смотрел-смотрел, говорит: «Слушай, Илюха, это вообще офигенный стартап, что-то невероятное придумал. Компанию зарегистрировал?», я говорю: «Нет. Я просто как домашнее хобби его делаю». Он мне: «Быстро беги, регистрируй стартап, я тебе первые $100 000 пришлю. Я тебе прямо чек пришлю!» — пересказывает разговор Осипов.

 

Он зарегистрировал компанию в апреле 2017 года. Бубнов действительно стал первым инвестором WowCube. Также по $100 000 вложили сам Илья Осипов и сооснователь AmoCRM Денис Митрофанов. Всего на предпосевной стадии проект собрал $520 000 от бизнес-ангелов.

В том же году Осипов пригласил в стартап своего друга, hardware-инженера Семена Орлова. Он стал сооснователем и главным инженером WowCube и создал первую пригодную для коммерческого использования модель консоли, а также написал две игры. 

«Это точно будет продаваться»

В 2018 году Осипов стал показывать консоль на выставках и конференциях. Помимо выставки Maker Faire, Илья и Савва Осиповы приняли участие в мероприятии SVOD (Silicon Valley Open Doors) — «крупнейшей тусовке русских в Долине». Проект презентовал Савва, которому тогда было 14 лет. WowCube на том событии признали лучшим стартапом. Этот успех дал понять, что они создают «что-то очень мощное и это точно будет продаваться», говорит Илья Осипов.

Через год WowCube привлек посевной раунд в размере $1,4 млн от группы бизнес-ангелов, в том числе Марата Кичикова, управляющего партнера BitFury Capital, производителя оборудования для майнинга криптовалюты. За счет этих средств стартап разработал операционную систему для устройства и мобильные приложения на iOS и Android, с помощью которых можно загрузить игры на консоль через Bluetooth.

 

Сейчас WowCube представляет собой кубик Рубика с 24 экранами — на каждой грани по четыре экрана. Всего на устройство можно загрузить до 24 игр и приложений — пока это в основном головоломки и пазлы. Девайс держит заряд до 3,5 часов и заряжается с помощью базовой станции, которую подключают через USB-C.

В начале сентября 2021 года WowCube привлек $4,5 млн в раунде А. В проект вложились венчурные фонды Dobro Capital, Starta Capital, InvestFest Network VC, инвестиционные компании Quonota Investments и Malmor Associates, а также несколько частных инвесторов. Раунд возглавила компания Hand of Midas Александра Агапитова, основателя компании Xsolla, которая предоставляет платежные и маркетинговые услуги разработчикам игр. Hand of Midas вложила в проект $1,5 млн. Инвесторы оценили стартап в $25 млн.

DR

В будущем WowCube станет «единорогом», убежден партнер венчурного фонда Starta Capital Иван Терехин. «Нам интересно заходить в проекты с потенциалом многомиллиардной капитализации. Это не просто гаджет или игрушка, а целая экосистема», — отмечает он. Александр Агапитов рассказал Forbes, что в WowCube его привлекли возможная синергия с бизнесом Xsolla, яркая и сильная команда, а также высокий уровень готовности и продуманности продукта. Главной задачей разработчиков устройства он считает создание экосистемы и пользовательского опыта, который бы побуждал людей его покупать, и обещает, помимо средств, предоставить стартапу технологии Xsolla.

Этой осенью WowCube совместно с Xsolla запустит программу для сторонних разработчиков, в которой они смогут создавать игры для консоли. Предпочтение будут отдавать независимым инди-разработчикам и микростудиям. Стартап выпустил 200 экземпляров куба специально для тех, кто подключится к программе, а также подготовил среду для разработки игр (SDK). WowCube также приобрел права у студии ZeptoLab на разработку версии известной игры Cut the Rope. В будущем стартап планирует создать полноценный магазин игр для консоли.

 

Игровая консоль или умное устройство?

Савва Осипов мало занят в деятельности стартапа, так как учится в школе. Но он помогает тестировать устройство, игры и приложения и дает консультации. Еще он любит ездить на выставки и конференции, работать на стенде, общаться с публикой и журналистами. В этом году ему исполнится 17 лет.

Главная задача его отца — выйти на массовый рынок. Предварительно он планирует сделать это в первой половине 2022 года. На старте продаж консоль будет стоить в рознице $250. 

По словам Ильи Осипова, за последние семь месяцев стартап достиг предварительные договоренности с дистрибьюторами со всего мира (больше всего — из Японии) на поставку более 155 000 консолей на общую сумму почти $39 млн (Осипов показал Forbes таблицу с предзаказами). Спрос на предзаказы устройства подстегнуло участие во всемирно известной выставке Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе в январе 2021 года. Стартап получил на CES серебряный приз. Кроме того, 35 000 частных лиц проявили интерес к устройству, оставив на сайте компании свою электронную почту, утверждает Осипов. 

Дистрибьюторы активно интересуются продуктом WowCube, потому что он простой, доступный и не требует существенной локализации для разных стран, считает Михаил Буховцев, основатель стартапа Cinemood, который продает портативные мультимедийные станции (тоже в форме куба). Еще, по его мнению, свою роль сыграло активное участие стартапа в конференциях и выставках, а также собственная среда для разработки игр (SDK) — «залог успеха среди разработчиков».

 

«С одной стороны, это знакомая концепция — кубик Рубика, одна из самых популярных игрушек в мире. С другой — свежая концепция совмещения физической тактильности и цифрового энтертейнмента», — рассуждает о причинах высокого интереса к устройству сооснователь венчурного фонда The Games Fund Илья Еремеев. «Это что-то другое, необычное, принципиально новая игровая парадигма, — говорит партнер венчурного фонда Starta Capital Иван Терехин. — Люди устали от плюс-минус одинаковых игровых консолей и планшетов».

У WowCube спорные перспективы на игровом рынке ввиду специфичности платформы, которая усложняет порог входа для разработчиков, считает Илья Еремеев. Девайс, цена которого сравнима с консолью Nintendo Switch или среднеценовым смартфоном, может проиграть на рынке, потому что он не распространен и для него мало игр, а также из-за слабых технических характеристик. Иван Терехин прогнозирует, что экосистема стартапа заработает, когда устройство купят 1 млн человек.

При этом Еремееву нравится идея использовать WowCube в качестве IOT-девайса, который может выполнять функции NFT-хранилища или док-станции с прогнозом погоды, ценовыми котировками и интерфейсом для музыкальных приложений. С ним согласен Агапитов: «Устройство целит в нишу многофункциональных умных девайсов, а тот факт, что оно содержит в себе существенную долю развлекательного контента, — ответ на предпочтения современного общества в целом».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+