Божий дар или набор навыков: как научиться быть предпринимателем
Считать предпринимательство генетически заданной константой (вроде цвета глаз или волос) — просто самообман. Получается, можно научиться строить ракеты, создавать искусственный интеллект и проводить операции на сердце, а вот открытие собственного дела — божий дар. Сомнительно.
Личный пример. Я — классический предприниматель «по залету». В юности занимался музыкой, окончил театральный вуз и был совершенно не приспособлен к бизнесу. Но нужно было кормить семью. В результате, после череды событий, из дипломированного актера я трансформировался в серийного предпринимателя и руководителя крупного образовательного холдинга (а в последние годы — еще и инвестора). И подобных примеров уйма — вспомните тот же Google, который создали молодые ученые из Стэнфорда, или Microsoft, построенный компьютерными гиками.
По большому счету, предпринимательство — такой же набор знаний и навыков, как и любой вид человеческой деятельности. Но в комплекте к нему должны идти определенные личные качества и черты характера, которые можно и нужно в себе прокачать. А именно:
- умение загораться идеями, жить ими и зажигать других;
- готовность действовать решительно и быстро;
- способность принимать решения в условиях недостатка информации и, если они оказались ошибочными, не жалеть об этом долго.
Сами по себе эти черты характера тоже не дадут эффекта без набора специальных знаний о предпринимательстве и управлении. Получается, нужен такой синтетический микс из личных качеств и профессиональной подготовки. И именно из-за нелинейности этой комбинации до сих пор так и не найден оптимальный алгоритм обучения предпринимателей.
Две крайности
Исторически в России сложилось два полярных подхода к обучению предпринимателей. Первый зародился лет 10–12 назад, когда в стране стал расцветать инфобизнес. У многих до сих пор на слуху «Бизнес-молодость», чье имя стало нарицательным.
Инфобизнесмены авторитетно и зачастую излишне жестко «сгружали» в молодых людей свои представления о правилах создания и ведения бизнеса. На своих тренингах они много внимания уделяли воспитанию таких специфических черт характера, как умение взять себя в кулак, удерживать высокий градус мотивации и пробивать головой стены. В общем, прокачивали пресловутые слабоумие и отвагу.
Все это инфобизнесмены нередко гипертрофировали и неэкологично транслировали свой рецепт создания идеального предпринимателя, как универсальный и законченный. Параллельно они часто внушали своей аудитории мысль о том, что бизнес — это очень просто. Воспитай в себе вот эти качества и начинай действовать — и завтра у тебя будут «тачки», «телки» и все прочие атрибуты успешной жизни. Что, конечно, неправда.
Проблема еще и в том, что сами инфобизнесмены часто далеки от понимания реального бизнеса. Одни врут, другие искренне заблуждаются на свой счет. Их тренинги и курсы часто представляют собой неумелые пересказы чужих идей и выступлений.
Обучение предпринимательству от инфобизнесменов было на взлете недолго. Большинство людей быстро почувствовали подвох и отшатнулись от них. При этом многие стали подвергать сомнению саму мысль о необходимости особых личных качеств для построения бизнеса. Сами темы мотивации, целеполагания и воспитания предпринимательского характера стали предметом насмешек и анекдотов.
На этом фоне начала развиваться другая крайность, которую мы наблюдаем и сейчас. За обучение предпринимателей взялись куда более приличные и деликатные организации — бизнес-школы, предпринимательские сообщества и даже государственные структуры. Стремления большинства из них прекрасны. Но, как правило, они делают акцент исключительно на знаниях и выхолащивают саму суть воспитания предпринимателей.
И вроде правильно говорят. И верным вещам учат. Но не все упирается только в знания.
Такое обучение бережно относится к чувствам студента и не подталкивает к выходу из пресловутой зоны комфорта, чем так рьяно занимались «Бизнес-молодость» и ей подобные организации. Поэтому в результате мы часто получаем выпускников с трогательными мечтами о розовых единорогах, но без готовности биться за их реализацию. Некоторых из них перенянчили готовыми решениями и денежными грантами. Теперь они ждут помощи от государства или денег от инвесторов, но совершенно не готовы бороться и выживать.
Оба этих полярных подхода — и инфобизнес с акцентом на характер, и академические программы с акцентом на знания — нежизнеспособны. Истина, как всегда, где-то посередине.
А как надо?
Ответ очевиден — нужен баланс. С одной стороны, следует воспитывать в будущих предпринимателях необходимые черты характера и подталкивать их к постоянным, активным действиям — к разведке боем. С другой, важно не жестить и не сулить быстрые результаты. А главное — нужно прямо по ходу дела докармливать студентов знаниями. Но только тогда, когда в этом появляется реальная необходимость.
Сам я всегда руководствовался концепцией learning-by-doing. Это такой практический подход к обучению, когда ты не только получаешь нужные знания, но и взаимодействуешь со средой, адаптируешься к ней. То есть ты сначала вбрасываешь себя в условия, когда тебе жизненно важно что-то решить, а потом (или параллельно с этим) учишься — впитываешь теорию.
Скажем, нужно проверить некую бизнес-гипотезу. Ты проводишь кабинетную работу и рождаешь концепцию в ее первом приближении. Но важно не застревать в этом и не впадать в аналитику. Бизнес — это действие! Поэтому ты сразу начинаешь строить прототип — MVP (минимально жизнеспособный продукт), и как можно скорее выводишь на рынок, чтобы обстучать свою идею об реальность. Пошли продажи — значит твой продукт не гипотетически, а реально нужен людям. Ну, а если нет спроса — ищи другую гипотезу.
Такого рода комбинированное обучение бизнесу на практике и через практику кажется единственно верным. Главное — помнить: как правило, успех не приходит быстро. Очень важно готовиться к длинным дистанциям, тренировать в себе терпение и способность держать удар. Как говорил Черчилль, «успех — это движение от неудачи к неудаче с нарастающим энтузиазмом».
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции