Серый кардинал YouTube: кто помогает Дудю и Моргенштерну зарабатывать миллионы
Этот текст впервые был опубликован в Forbes в октябре 2019 года. В мае 2022 года за получение иностранного финансирования от Yoola Labs (компания зарегистрирована в Израиле) и «осуществление политической деятельности» Минюст признал ее клиента, рэпера Моргенштерна, физлицом-иноагентом.
В июне 2019 года на экраны вышел фильм «Люди в чёрном: Интернэшнл». Кинокомпания Sony Pictures Entertainment, которая снимала продолжение культовой франшизы, искала на эпизодическую роль блогера, чтобы подогреть интерес к фильму среди целевой аудитории. В итоге роль получил русскоязычный блогер Utopia Show c 4,8 млн подписчиков. «Я просто обожаю эту франшизу и был безумно рад тому факту, что позвали именно меня!» — делится впечатлениями блогер. Осуществить мечту помогла международная медиасеть Yoola, созданная четырьмя выходцами из стран постсоветского пространства — латышом Иланом Трояновским, россиянами Михаилом и Александром Шапошниковыми и украинцем Артемом Геллером. «Мы предложили несколько вариантов, среди них Utopia Show. Наш партнер не мог поверить в такую удачу, ведь он был одним из самых больших поклонников этого фильма, в его видео часто были отсылки к «Людям в черном», — рассказывает Трояновский.
Проект Yoola начинался как блог о красоте и косметике, а сегодня снимает сливки с российской блогосферы. Среди клиентов компании — журналист Юрий Дудь (в апреле 2022 года был признан СМИ-иноагентом), рэпер Моргенштерн, блогеры Николай Соболев, Ивангай, Марьяна Ро и еще почти 4000 авторов. Медиасеть вошла в пятерку мировых лидеров по количеству зрителей и просмотров, открыла офисы в России, Великобритании, США, Израиле, на Украине и в Китае. По оценке опрошенных Forbes экспертов, в 2021 году Yoola выручила минимум 650 млн рублей, а блогеры, сотрудничающие с медиасетью, суммарно могли заработать от 3 млрд рублей. Как устроена работа главного «серого кардинала» YouTube?
Земля обетованная
Основали Yoola — Трояновский, братья Шапошниковы и Геллер — познакомились в израильской Хайфе, куда перебрались еще в 1990-е. Трояновский, оказавшийся в Израиле еще ребенком, после школы и армии получил степени кандидата экономических и юридических наук и открыл свою юридическую фирму. Его основными клиентами были международные проекты, в том числе интернет-компании. Среди них оказалась и фирма уроженцев Екатеринбурга — братьев Шапошниковых. После переезда в Израиль старший Шапошников — Михаил — занимался продвижением системы PayPal, а младший — Александр — организовал центр по установке автозвука для автомобилей. В 2008-м братья стали вместе создавать сайты и интернет-проекты.
Четвертый партнер — киевлянин Артем Геллер — попал в Израиль 10-летним ребенком, сразу после школы занялся перепродажей товаров из Китая. Потом устроился провайдером кабельного телевидения, откуда перешел в консалтинг интернет-проектов, который и свел его с братьями Шапошниковыми и Трояновским. Всех молодых людей объединял интерес к онлайн-продуктам. «В интернете ведь нет границ, нет барьеров, можно заниматься любым бизнесом в любой точке мира», — вдохновленно рассуждал Геллер.
Продавцы красоты
Эти мысли в 2009 году заставили Геллера и Шапошникова-старшего перестать работать с наемными сотрудниками. «Израильская среда провоцирует на предпринимательскую деятельность», — смеется Артем. Вдвоем они основали компанию по продвижению косметических брендов, автопроизводителей и финансовых компаний в интернете: разрабатывали сайты, вели корпоративные соцсети, сотрудничали с лидерами мнений. На старт потратили по $10 000 каждый.
Внимание партнеров тогда привлек набирающий популярность YouTube — платформа была одной из главных рекламных площадок, с которой сотрудничало их агентство. В 2011 году они завели там собственный канал о косметике TopBeautyBlog — планировали привлекать начинающих блогеров, которые записывали бы нативную рекламу косметических средств. «В то время бьюти было самым популярным направлением на русскоязычном YouTube», — объясняет выбор ниши Геллер.
Реализовать задумку оказалось не так просто: блогеры не понимали, почему их просят протестировать и честно оценить продукт, а не заснять «стандартную» рекламу. «Пришлось потратить очень много времени на то, чтобы создать по-настоящему полезный для женщин контент», — говорит Артем. На старте удалось договориться с пятью бьюти-блогерами.
Для работы сняли небольшой офис в Хайфе, завели несколько аккаунтов в соцсетях и стали общаться с рекламодателями и блогерами с разных аккаунтов, чтобы произвести впечатление крупной компании. «Мы с Михаилом работали 24/7, параллельно каждый из нас общался с десятками людей», — вспоминает Геллер.
Как-то раз Геллер наткнулся на статью о похожем американском проекте — компании StyleHaul, объединяющей бьюти-блогеров в США, которая привлекла $4 млн инвестиций. «Стало понятно, что этот бизнес можно развить до огромных масштабов», — решил он. Геллер поделился находкой с братьями Шапошниковыми и Иланом Трояновским, с которым уже успел познакомиться. В 2012 году партнеры объединились и решили всерьез заняться раскруткой своего канала.
Решили брать количеством: привлекали десятки неизвестных блогеров, которым помогали набирать аудиторию взамен на бесплатное участие в рекламных роликах. «Девушки со всей России ежедневно присылали нам видео о косметике и красоте, которые мы публиковали в TopBeautyBlog. За это они рекламировали наш канал в своих аккаунтах», — поясняет схему работы Геллер. Это помогло наработать контент и привлечь внимание зрителей: «А дальше аудитория сама стала делиться нашим контентом, потому что это было интересно. Закрутилось как снежный ком». К концу 2012 года канал набрал 6000 подписчиков — внушительная для начала 2010-х цифра.
Творчество без боли
За следующие два года TopBeautyBlog постепенно превратился из обычного канала о красоте в партнерскую медиасеть — посредника между блогерами и YouTube. Изначально такие компании помогали блогерам выводить деньги, заработанные на просмотрах встроенной в ролики рекламы. Это можно было делать и через сервис YouTube — AdSense. Разница в том, что YouTube начисляет и выплачивает заработанные деньги раз в месяц и ограничивает размеры транзакций, а партнерская сеть за комиссию могла кредитовать блогеров — выдавать деньги со счета в любое время после отчетного периода и не ограничивать сумму выплат.
В 2014 году партнеры зарегистрировали компанию VSP Group. На рынке к тому моменту уже работали конкуренты — Air, Vevo, Letson и др. В отличие от них VSP Group предоставляла дополнительные сервисы — помогала привлекать рекламодателей, решала юридические и технические вопросы, возникавшие в процессе работы блогеров. У основателей в этом деле было достаточно экспертизы — в 2012 году Михаил Шапошников отучился в «Академии блогеров» лондонского офиса YouTube, где студентам рассказывали об основах оптимизации канала, съемке и подходах к развитию контента. Для новичков YouTube такие услуги особенно актуальны, потому что площадка часто меняла правила, подчеркивает Геллер.
В том же 2014-м предприниматели открыли офис в Москве и запустили при нем собственную студию, где обучали блогеров подбирать и снимать материал. Там же устраивали встречи блогеров с подписчиками и организовывали тематические мероприятия. «Мы собрали блогеров со всей России и СНГ вместе, подружили и начали создавать сообщество, которое помогало всем участникам развиваться», — объясняет свою стратегию Геллер.
По словам Виталия Вострикова, экс-креативного директора Yoola и сооснователя Co:llaba Media и Tvorch Media, именно образовательное направление и нишевое комьюнити помогли компании обойти конкурентов. На старте медиасеть установила для партнеров низкий порог входа — подключала «всех подряд», это помогло раскрутиться, считает Григорий Зорин, основатель агентства по работе с блогерами Hype Agency. Артем Геллер это подтверждает: VSP Group сотрудничала с начинающими блогерами, когда остальные медиасети брали только опытных авторов с десятками тысяч подписчиков. «Мы верили, что каждый, у кого есть амбиции и желание, может преуспеть. Нам было неважно, сколько подписчиков у человека», — говорит предприниматель. К концу 2015 года количество блогеров-партнеров достигло нескольких десятков тысяч человек, но при этом у большинства каналов было меньше 50 000 подписчиков. Выручка VSP Group от комиссии, которую они брали за свои услуги с блогеров, превышала 5 млн рублей в месяц.
Параллельно создатели VSP Group рассказывали крупным брендам о преимуществах рекламы на YouTube. «В то время российский рынок был не готов инвестировать в блогеров — рекламодатели не понимали аудиторию блогеров и преимущества работы с ней. Мы проводили много тренингов для брендов — рассказывали, что такое блогинг и почему он интересен», — говорит Геллер.
Тотальный сервис
2015 год стал переломным для VSP Group: оправившись после кризиса, на ютуберов стали обращать внимание крупные рекламодатели — Google, Pepsi, GoPro, Adidas, KFC, Microsoft, AliExpress, L'Oreal и др. Популярность контента в YouTube начала стремительно расти. Количество просмотров на каналах партнеров VSP Group достигло 2,5 млрд в месяц, а к концу 2016-го увеличилось до 4,5 млрд в месяц.
Основатели решили сменить название на более говорящее — Yoola. «Это слово вмещало в себя все то, что мы предлагаем: 360 градусов сервиса для любого блогера и потребителя, который заинтересован во взаимодействии с нашим блогером», — объясняет Артем Геллер.
Серьезный рост позволил медиасети выбирать, с кем работать: постепенно Yoola отсеяла нарушителей правил YouTube и авторов некачественного или пиратского контента. Сейчас она работает с 5000 русскоязычных каналов. Чтобы расширить охват, Yoola переводит контент на другие языки — английский, китайский и более экзотические — по запросу блогеров. Суммарное число подписчиков у всех блогеров, с которыми работает Yoola, составляет 900 млн человек — это в 7,5 раза больше, чем в 2015 году, когда количество каналов-партнеров было в разы больше.
Такие цифры не удивительны, говорит бывший директор по маркетингу агентства GetBlogger Михаил Карпушин, — сегодня среди партнеров Yoola много звезд российского YouTube: Юрий Дудь (признан СМИ-иноагентом), Марьяна Ро, Ивангай и другие. «Они первыми предложили блогерам монетизировать свою популярность», — объясняет этот звездный состав Карпушин.
По словам генерального директора Yoola Эяля Баумеля, рынок медиасетей в России маленький, все друг друга знают, поэтому топовые блогеры приходят в Yoola сами. В пакет услуг, который оказывает Yoola, входит стартовое обучение по работе с аудиторией, юридическая поддержка в случае блокировки или других проблем и постоянный мониторинг на предмет рисков блокировки. За все это Yoola берет от 10% до 25% комиссии, которая вычитается из дохода блогера, — чем популярнее автор, тем ниже комиссия.
Блогер Саша Спилберг (6,5 млн подписчиков на YouTube) раньше работала с компанией Maker Studios. «В Yoola я ощущаю большую поддержку. Редко можно найти компанию, которая настолько инвестирует в своих партнеров, — Yoola поддерживает даже самые сумасшедшие идеи и выкладывается на максимум», — говорит Спилберг. Utopia Show особенно ценным считает то, что благодаря медиасети можно не беспокоиться о технических моментах блогерского бизнеса. «Тебе не нужно волноваться насчёт блокировок, разбирательств с YouTube. Они просто упрощают твое пребывание на площадке», — говорит он.
Чтобы попасть в число партнеров Yoola, нужно иметь оригинальный (созданный самостоятельно) контент и не менее 5000 подписчиков. По словам операционного директора Yoola Анны Градиль, медиасеть отказывает любителям мата, насилия и даже детям, которые едят на камеру слишком много сладкого, — YouTube считает, что все это подает зрителям плохой пример.
Шведский стол YouTube
Сегодня Yoola помогает блогерам зарабатывать и вне YouTube, например строить музыкальную карьеру. Для этого компания создала подразделение Yoola Music, которое сотрудничает в том числе с лейблом «Первое музыкальное» и размещает синглы начинающих исполнителей на сотне партнерских онлайн-площадок, помогает с продвижением и продюсированием. Именно так запели Саша Спилберг, Юрий Хованский (4,5 млн подписчиков), Black Beats (2,7 млн).
Еще один канал монетизации блогерской популярности — мерч под брендом Yoo. Сейчас на рынке можно найти уже 12 коллекций одежды и аксессуаров, созданных в сотрудничестве с TheBrianMaps (16,3 млн подписчиков), Поззи (12,8 млн), 55x55 (2,8 млн), Maria Omg (2,6 млн) и другими. Подразделение Yoola Live организовывает офлайн-мероприятия, Yoola Gaming занимается продюсированием геймеров. «Мы этот набор услуг называем «шведский стол», — улыбается Градиль. В 2021 году компания также запустила два новых сервиса: Yoola Vertical для создания вертикальных видео и Yoola Money Boost для управления рекламными тайм-кодами на YouTube и повышения эффективность монетизации.
В Yoola отказались раскрывать финансовые показатели и их динамику год к году. По оценкам источников Forbes на рынке медиасетей, в 2018 году выручка компании от всех видов деятельности достигла 500 млн рублей, прибыль — превысила 200 млн рублей. Всего через сеть проходило около 2 млрд рублей в год — это сумма рекламных контрактов с блогерами, продажа одежды и других товаров, выручка от музыкальных проектов.
С тех пор бизнес Yoola вырос минимум в полтора раза. Григорий Зорин из Hype Agency оценивает оборот компании за 2021 год в 3–3,5 млрд рублей, выручку — в 650–700 млн рублей, а прибыль — в 200–250 млн рублей. Средняя комиссия с выручки инфлюенсеров, которую Yoola оставляет себе за свои услуги, по его расчетам, составляет 15–20%. Оценки управляющего директора блогерского агентства Invite и основателя паблика MDK Роберто Панчвидзе более оптимистичны: он предполагает, что в 2021-м оборот Yoola составил 5–7 млрд рублей, а комиссионная выручка — 1–1,5 млрд рублей.
По мнению Зорина, сейчас доля Yoola на российском рынке блогерского контента составляет около 40–45%, ее главный конкурент — белорусская медиасеть MediaCube. Она занимает примерно такие же, что и Yoola, позиции, считает он. Основатель продюсерского центра «ПЦ» Рустем Богданов утверждает, что статус крупнейшего в России игрока пока все же остается за Yoola. На сайте MediaCube говорится, что сеть сотрудничает с каналом Labelcom, блогером Владом A4 и музыкантом Славой Марлоу. За последние 12 месяцев, по собственным данным, MediaCube выплатила партнерам $60 млн.
Посредник из Израиля
В марте 2022 года Google объявила, что на время отключает рекламу в России. Запрет коснулся и принадлежащего компании YouTube — это напрямую повлияло на финансовые показатели Yoola. По оценкам Зорина, из-за этого медиасеть могла потерять 35–40% своей выручки. Остальные 60–65% выручки Yoola приходятся на комиссию с монетизации зарубежных каналов (например, Насти Радзинской), а также второстепенные услуги вроде продажи мерча, поэтому запрет их не затронул, говорит Зорин. С ним согласен основатель блогерского агентства Didenok Team Кирилл Диденок: «Yoola — иностранная компания, и у них есть авторы контента из других стран с иностранной аудиторией. Думаю, там все по-прежнему стабильно и хорошо».
В мае Минюст признал одного из клиентов Yoola, рэпера Моргенштерна, физлицом-иноагентом. В реестре ведомства указано, что Моргенштерн «осуществлял политическую деятельность» и получал иностранное финансирование от компании Yoola Labs Ltd. В политике конфиденциальности на сайте Yoola говорится, что это юрлицо зарегистрировано в Израиле.
В ответ на вопросы Forbes о признании Моргенштерна иноагентом в Yoola сообщили, что не знают причин упоминания своей компании в реестре. «Никаких запросов или уточнений от официальных лиц нам не поступало. Мы выступаем посредником между блогерами и YouTube — это открытая информация. Источником дохода для блогеров является монетизация YouTube», — пояснили в медиасети.
Правоохранительные органы еще в 2021 году начали активно проверять бизнес и творчество Моргенштерна. В апреле прошлого года Федеральная антимонопольная служба признала один из его клипов нарушающим закон о рекламе, а в ноябре Следственный комитет инициировал проверку его творчества на предмет пропаганды наркотиков. В том же месяце стало известно, что Моргенштерн покинул страну. Его представитель не ответила на вопросы Forbes, касающиеся иноагентства.
По мнению Зорина из Hype Agency, Панчвидзе из Invite, а также источника Forbes в одном из крупных блогерских агентств, сотрудничество с Yoola стало лишь формальным поводом, а не реальной причиной признания рэпера иноагентом. По словам последнего, поскольку Yoola является платежным сервисом, помогающим блогерам выводить на карту средства из Google Adsense, «никакого иностранного финансирования с ее стороны нет и быть не может». По этой же причине сотрудничество с Yoola само по себе не несет риск для других клиентов медиасети, считают Зорин и собеседник Forbes в одном из блогерских агентств. «Риск есть только для тех, кто высказывается», — говорит последний.