К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Создатель социального будильника: как разбудить всех

фото Романа Шеломенцева для Forbes
фото Романа Шеломенцева для Forbes
Итоговый пост полуфиналиста конкурса Forbes: как мы решили три основных проблемы любого стартапа

Предыдущие посты читайте здесь.

Говорят, что все стартапы проходят одинаковые стадии, преодолевают одинаковые проблемы, одинаково помирают или выживают, оказавшись в «долине смерти». Об этом интересно читать, но еще интереснее самому проходить этот путь. 23 апреля 2012 исполнился 1 год со дня запуска ограниченной версии Будиста для жителей Москвы. Но реальным стартом проекта можно назвать 5 сентября 2011 года, когда мы открыли доступ к Будисту для всей России. И завертелось.

За это время у нас зарегистрировалось больше 500 000 пользователей, отработали несколько миллионов будильников, получили десяток премий (в т. ч. Премию Рунета как «Стартап года» и грант от Павла Дурова и Юрия Мильнера). А самое ценное, что мы получили, — это сотни тысяч благодарностей от пользователей. Похвастались и хватит, давайте о проблемах.

 

Справедливо будет предположить, что мы сейчас находимся в той самой «долине смерти», в которой выживает в лучшем случае 1 из 10 стартапов. Вроде все хорошо, проект растет и развивается, но есть много вопросов и очень мало ответов — и в этом сложность ситуации.

Самую главную проблему — сбор команды — я не называю. Об этом сказано слишком много, и все правда: без сплоченной команды влюбленных в проект людей невозможно ничего не добиться. Найти таких людей очень сложно. Но нам с этим повезло, я горжусь и по-человечески влюблен во всех 17 членов нашей банды. Если хотите к нам — пишите мне на g@budist.ru.

 

Я бы разделил наши проблемы на 3 типа: высокие нагрузки, исследования и инвестиции.

Проблема 1. Нагрузки

Когда в сентябре мы начали расти с невообразимой скоростью (все показатели сервиса практически удваивались каждый день), мы поняли, что все не так просто. Тысячи людей не получали своевременных звонков, сайт периодически «падал» под неожиданными наплывами аудитории. Проблема усложнялась тем, что в отличие от других интернет-проектов мы должны идеально работать также и в телефонной части сервиса. Почти две недели наша команда не спала ни днем ни ночью, пытаясь преодолеть возникшие проблемы, — и преодолели. Готовясь ко всемирному запуску сервиса, мы боялись повторения этой истории… Об этом я расскажу чуть позже.

Проблема 2. Исследования

Будист — первый в своем роде, уникальный и не имеющий аналогов в мире проект. Это очень приятно, но обратная сторона монеты в том, что никто в мире не знает, как развивать такой продукт. Идей по развитию, равно как и проблем, миллион. Но простых и быстрых решений нет, нужно постоянно думать, экспериментировать и не бояться менять стратегию. Иногда мы меняем понимание предстоящих перед нами задач по несколько раз в месяц, и это нормальный режим для нас. Отсутствие чужих примеров делает наш путь витиеватым, непредсказуемым, но безумно интересным.

 

Проблема 3. Инвестиции

Венчурных инвесторов в России нет. Или почти нет. Я много раз слышал такое мнение, так же как и обратное. Но правда одна: инвестиция в клон западного успешного проекта — это не венчур. Как, впрочем, и большинство других вложений, которые в России называются венчурными инвестициями.

У нас получился достаточно яркий проект, который неплохо «пошумел» за этот год, поэтому общаться с фондами для нас оказалось делом несложным — большинство о тебе не раз слышали и готовы встретиться как минимум из любознательности. Встречи, как правило, тоже проходят удачно: нам есть что показать, есть неопровержимые факты о достижениях проекта и высокие оценки пользователей. Но дальше, когда фонд убедился, что у тебя все на своих местах, общение идет по одному и тому же сценарию: тебя хотят, но боятся. Большинство фондов после нескольких встреч начинают тянуть время. Говорить «да» страшно, говорить «нет» неправильно. Потому что хочется замкнуть стартапера на себе и подождать, вдруг что-то такое случится, что рисков станет меньше (например, проект начнет окупать себя). Но будет уже поздно. Наш пример — лишнее тому подтверждение.

Наш путь

Буддисты (последователи Будды) ставят своей целью научиться жить без страданий. Будисты же (наши пользователи) не думают о страданиях, они бескорыстно дарят улыбки друг другу, и мир вокруг становится чуточку добрее. Вот так — с улыбкой на лице — мы проходим свой путь, который многим может оказаться интересным как живой пример построения стартапа.

  • 24 января 2011 года я рассказал команде об идее социального будильника и поставил оптимистичный дедлайн: через 2 недели выпустить бета-версию
  • 23 апреля Будист запустился в бета-версии для москвичей, об этом мы заявили на конкурсе стартапов Harvest, где мы взяли первое место
  • 26 июня Forbes.ru опубликовал список участников своего конкурса стартапов, всего 122 проекта
  • 1 августа  нам пришло короткое письмо от некоего Стаса Тихонова:
    «Господа, хотел бы встретиться по поводу инвестирования в ваш сервис». Письмо я переслал брату (он у нас отвечает за финансы) с пометкой «Хо-хо :)»
  • 16 августа наши запасы денег закончились, наша веб-студия на грани банкротства, но все не зря: Будист процветает
  • 24 августа Стас (который, как оказалось, нашел нас через публикацию на Forbes.ru) и еще 2 бизнес-ангела инвестируют в проект первые деньги (по плану мы должны потратить их за год, но потратим меньше чем за полгода)
  • 5 сентября  проект запущен по всей России, теперь в день регистрируется столько людей, сколько раньше регистрировалось за месяц, расходы на проект тоже резко выросли
  • 30 сентября Forbes.ru публикует список TOP-10 участников конкурса
  • 25 ноября мы получили Премию Рунета как «Стартап года»
  • 29 ноября мы заняли первое место в конкурсе Startup Monthly в Кремниевой долине и убедились, что нам ничто не помешает стать всемирным проектом
  • 28 декабря Павел Дуров и Юрий Мильнер выделили грант в размере $25 000 на развитие Будиста (в рамках проекта StartFellows)
  • 16 января 2012 года мы заработали первые деньги, проведя яркую брендинговую кампанию для Nokia совместно с Mail.ru и радио Energy
  • 13 февраля случился официальный запуск мобильного приложения «Будист» на платформах iPhone и Android
  • 3 апреля с разрешения пользователей мы начали публиковать на сайте записи наиболее позитивных разговоров, послушайте — не пожалеете
  • 17 апреля мы договорились о сотрудничестве с российским венчурным фондом, который оказался для нас наиболее комфортным партнером из всех, с кем мы общались. Деньги опять привлекались из расчета на 12 месяцев
  • 23 апреля Будисту исполнился 1 год, количество пользователей перевалило за 500 000 человек
  • 14 мая мы заключили договор с компанией КРОК (2500 сотрудников) об организации корпоративной версии Будиста для сотрудников КРОКа
  • 4 июня Будист стал доступен для русскоязычной аудитории во всем мире. Звонки, как и прежде, для всех абсолютно бесплатны, даже если вы будите человека из Бразилии.
  • 2 июля 2012 года команда Будиста в полном составе переезжает в дом в живописнейших местах в Хорватии, чтобы в течение месяца реализовать новые прорывные разработки, с которыми мы начнем мировую экспансию под носителей популярных языков нашей планеты.

Наше будущее

Мы уверены, что через 20-30 лет для всех людей в мире будет обычным делом, что одни люди будят других людей. Молодые поколения и вовсе не будут знать, что самым популярным будильником совсем недавно был будильник в мобильном телефоне, а не звонок незнакомца.

Для тех, кто дочитал

Если вы дочитали досюда, значит вы либо человек очень терпеливый, либо смогли вынести какую-то пользу из этого послания (чему я буду очень рад). Учитывая, что это мой финальный пост в данном блоге, я бы хотел поделиться несколькими мыслями для стартаперов:

 
  1. Не закрывайтесь в себе, общайтесь, рассказывайте, выступайте и обсуждайте — никогда не знаешь, откуда появится ценное знакомство или кто натолкнет тебя на новые идеи.
  2. Уделяйте много внимания сбору команды, боритесь за лучших и избавляйтесь от слабых людей. Цепляйтесь за людей, которые горят вашим проектом, такие люди дадут бизнесу на порядки больше пользы, чем сотрудники опытные и дорогие, но безразличные к вашему проекту.
  3. Привлекая деньги, общайтесь с максимальным количеством ангелов и фондов (хотя бы 20). Что бы вам ни обещали, продолжайте интенсивно развивать отношения со всеми фондами до тех пор, пока у вас на руках не будет хотя бы одного предложения, полностью вас устраивающего.
  4. Преодолевайте проблемы и никогда не сдавайтесь.
  5. Будьте смелее, делайте больше, удивляйте себя и мир вокруг.

Добра и отличного настроения вам, дорогие читатели Forbes.ru, не забывайте, что счастливые люди добиваются большего и живут лучше.

P.S.  Огромное спасибо Forbes.ru за возможность участия в этом прекрасном конкурсе.

P.P.S. Всем полуфиналистам конкурса желаю большой удачи, пусть все получится!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+