К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Автомат для продажи цветов: как мечта превратилась в серийное производство

фото из личного архива
фото из личного архива
Создатель фломата — о том, чего добился за прошедший год. Финальный пост полуфиналиста конкурса стартапов Forbes

Итак, запускается серийное производство «фломатов» — автоматов для продажи цветов (об идее проекта и его развитии читайте здесь), все основные производственные и организационные проблемы решены. И становится понятно, что на этом заканчивается романтический этап развития проекта, когда наивность и мечты, позволившие начать с нуля новый бизнес, передают эстафету прагматизму и опыту — залогу дальнейшего развития.

Когда-то мне казалось, что для реализации моей мечты хватит 300 000 рублей и нескольких месяцев усердной работы. На самом деле первые 500 000 рублей фактически были вложены в знакомство с новой сферой деятельности. Они не потрачены даром: был создан промежуточный продукт, который я мог показать подрядчикам и потенциальным клиентам (до рождения полноценного автомата оставалось еще 9 месяцев). А уже следующий миллион, привлеченный и израсходованный во время ведения этого блога (с октября по май), можно назвать полноценным НИОКР.

Можно сетовать: «Вот если б знать заранее сроки и объем инвестиций, то можно было бы эффективнее потратить эти деньги». Но в том то и дело, что знать заранее — не всегда благо. Реальный срок и объем необходимых денег могут загубить романтический настрой. Может, поэтому реалисты так и не решаются начать что-то новое?

 

Конечно же, я просчитывал пессимистический сценарий, но он только прибавил оптимизма. Получалось, что, даже изготавливая всего лишь одну машину в месяц, я бы находился около точки безубыточности. То есть даже при худшем исходе, по моим прикидкам, я работал бы как наемник за зарплату. Зато в случае победы…

Один из главных уроков, который я извлек, — необходимость учитывать непредвиденные расходы. Ведь нельзя предусмотреть все. Нам приходилось некоторые вещи делать по несколько раз из-за того, что мы выбирали самый недорогой вариант. Лучше сокращать расходы на этапе оптимизации, чем «платить дважды», пробуя экономичные варианты.

 

В предыдущем посте, я описывал, как мы создаем станок для формования акрила. На эту часть, которая существенно отличает фломат по удобству и форме от других торговых автоматов, было потрачено немало усилий и времени. Сегодня можно сказать, что задача решена. Благодаря этому и другим техническим достижениям мы сможем запустить серийное производство от 10 автоматов в месяц уже в ближайшее время, а при необходимости довести объем и до 50. При этом первоначально я планировал выйти на уровень 5-7 фломатов к концу первого года.

Сделать и продать один автомат не проблема. Но в связи с масштабным спросом, в том числе за пределами РФ, пришлось одновременно решать задачу более высокого уровня — выпустить модель надежную, удобную в обслуживании и поддающуюся масштабированию. Поэтому я решил продлить этап НИОКР, пусть и в ущерб началу массового производства. Правило «время — деньги» в этой ситуации совершенно справедливо: продлевая этап разработки, необходимо привлечь на это средства (в моем случае — 1 млн рублей). Ведь постоянные ежемесячные затраты пока только увеличиваются — растут расходы на аренду и персонал. Но зато теперь большинство производственных операций выполняются собственными силами в собственном цехе, тогда как раньше небольшие доработки требовали непропорционально большого времени ожидания очереди на изготовление деталей у подрядчика.

Сконцентрировавшись в какой-то момент на решении технических проблем, я решил, что лучше заплатить несколько тысяч за не вовремя сданную бухгалтерскую отчетность, чем тратить время на то, что не приносит прибыль. Такому же принципу я следую и сейчас при выборе, кого нанять — бухгалтера или молодого инженера-конструктора без опыта, которого обучим с нуля. Помните только: если будете обращаться за кредитом, то порядок в отчетности непосредственно перед обращением очень важен. А если вы рассчитываете получить господдержку — обязателен.

 

Еще один принцип, проверенный на личном опыте, — размещение производства за пределами крупных городов. Сейчас я уже практически полностью перебрался в граничащий с Новосибирском стотысячный Бердск, где расходы на аренду и персонал меньше, а возможности взаимодействия с новосибирскими подрядчиками — те же. В самом же Новосибирске у меня остается офис и основной подрядчик, в сотрудничестве с которым разрабатывается программное обеспечение для «Фломата». Компания «Сенсорные Технологии», производитель платежных терминалов, адаптирует свою программу для работы с электроникой торгового автомата. Специальный программный модуль позволяет задействовать существующие наработки в области платежных решений, системы учета и удаленного слежения за торговыми автоматами и добавить к ним новые особенности, созданные моим инженером-электронщиком. Именно на площадке этого партнера происходит стыковка и испытание программ и «железа».

Кстати, о партнерах. Их постоянный поиск во время проектирования и создания фломата позволил мне заранее внести необходимые изменения в конструкцию — помимо того что многие встречи обернулись на практике новыми масштабными заказами. Так было, например, с ФанФан — совместным проектом архангельских предпринимателей Олега Бармина и Олега Горбунова, перебравшихся в Москву.

С Олегом Барминым нас познакомили блоги: читатели наших дневников рассказали каждому из нас о том, что есть проект, который может стать отличным дополнением другому. Олег, архангельский предприниматель, в кризисный год был вынужден свернуть автомобильный дилерский бизнес с оборотом 2,5 млрд рублей, чтобы рассчитаться по кредитам. Он переехал в Москву, где начал бизнес с нуля в незнакомой для него сфере: создал ФанФан — букетную лавку, в которой вы можете купить букет по вкусу из модной коллекции: предсказуемого качества, по предсказуемой цене, в удобной упаковке. Это ценят корпоративные клиенты, которые не имеют возможности составлять каждый букет индивидуально у флориста, но при этом хотят получить эксклюзив по доступной цене.

На нашей встрече в Москве в январе выяснилось, что Олег давно собирается устанавливать цветочные автоматы и присматривался к венгерскому варианту, который не устроил его тем же, чем и меня: ценой, удаленностью гарантийного обслуживания и функциональными недостатками. А после того как партнер Бармина по бизнесу — Олег Горбунов — слетал в Венгрию посмотреть на тамошний образец, руководители «ФанФана» укрепились во мнении, что надо вкладывать средства в развитие сети на основе фломата. Мы договорились, что «ФанФан» будет представлять мои интересы в Москве и Северо-Западном регионе — они будут использовать фломаты сами и продавать другим предпринимателям. Законтрактованное количество фломатов, выражающееся трехзначным числом, позволит мне сконцентрироваться на производстве и, получив запланированную прибыль, развить модельный ряд, а далее вкладываться в развитие экспорта.

А компания моего новосибирского партнера Евгения Шипулина — «Сибирская орхидея» — стала экспериментальной площадкой для первого автомата: опыт и советы флористов «Сибирской орхидеи» будут учтены при модернизации текущей модели. Компания еще в прошлом году авансировала первую заявку, а при выходе серийного образца планирует как расширять собственную сеть, так и стать партнером по дистрибуции в Сибири. При этом членство в Национальной гильдии флористов позволит Евгению задействовать связи с цветочным сообществом для продвижения нового оборудования.

 

В целом же, занимаясь созданием и продвижением фломата, я убедился, насколько эффективным инструментом ведения бизнеса являются социальные сети. Часто посты этого блога перерастали в общение онлайн, нередко — во встречи в офлайне; начинающие предприниматели просили моего совета, и я с радостью делился своим опытом. И потому хочу поблагодарить всех читателей (и моего редактора Антона Трофимова) за участие в жизни блога и проекта.

Можно сказать, что за время ведения блога в целом удалось достичь заданных целей и даже с опережением по отдельным показателям. Правда, пришлось сдвинуть сроки и изменить стратегию выхода на рынок, чтобы представить покупателям качественный продукт. Зато сейчас план продаж увеличился в 2,5 раза, а ожидаемая операционная прибыль достигла соотношения 10:1 к инвестированным средствам.

Этот пост — последний в рамках конкурса стартапов Forbes. Прежде чем попрощаться — уверен, на время! — хотелось бы сделать несколько важных объявлений. Этот блог и раньше был отличным информационным инструментом, грех не воспользоваться им напоследок.

Во-первых, ответ на наиболее часто задаваемый вопрос: «Сколько стоит?»

 

Вот наши цены для партнеров, заключающих дистрибьюторский договор на поставку в своем регионе:

— Стойка торгового автомата «Фломат» (4 ячейки из 4 секторов объемом 25 л каждый, общее освещение, подсветка 4 уровней) — 90 000 рублей.

— Климатическая установка — 25 000 рублей.

— Система циркуляции воды — 20 000 рублей.

 

— Платежный терминал (встроенный либо отдельно стоящий) — от 55 000 рублей в зависимости от комплектации.

Цены для тех, кто будет покупать по одному автомату или через представителя, будут отличаться, но это будет платой за удобство гарантийного и вспомогательного обслуживания на месте.

Во-вторых, есть хорошая новость для клиентов и партнеров: финансовым партнером проекта выступает «Первая лизинговая компания». Это означает, что, имея возможность приобрести три автомата и используя лизинговый механизм, вы получите в свое распоряжение 10 машин и сможете сразу занять значительную долю рынка в своем городе.

В-третьих, нам требуется инженер-конструктор без опыта (учиться будем на практике) для работы в Бердске или новосибирском Академгородке. Ему предстоит выполнять поручения технического директора по разработке модельного ряда в рамках заданной концепции. Естественно, требуется навык работы в CAD-системах.

 

Мои контакты всегда на сайте Pmorozov.ru.

Успехов в бизнесе!

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+