Цукербергом на деревенских продуктах не станешь? Посмотрим!
Первый же коммент на Фейсбуке по случаю нашего попадания в десятку полуфиналистов конкурса стартапов звучал так: «Проект разовьется и будет прибыльным. Но Цукербергом на нем не станешь». Едкое замечание нас, конечно же, задело. Оно прозвучало как вызов. Мы его принимаем.
Немного о себе: меня зовут Владимир Топорков, и я представляю проект «Всё Своё» — натуральные домашние продукты премиум-класса. Мы не посредники между производителями-фермерами из глубинки и московскими потребителями (чем заняты 90% наших «конкурентов»), упаси Бог, — с фермерами мы не работаем в принципе. Скажу больше, мы даже не интернет-магазин. За употребление нашими сотрудниками этого словосочетания в отношении нашей компании — штраф 2000 рублей.
Повторю еще раз: мы — поставщик натуральных домашних продуктов. Наш производитель — личные подсобные хозяйства, производящий натуральную продукцию специально для нас, под нашим контролем и по нашим стандартам.
Те, кому за тридцать, наверняка помнят о существовавшей в СССР потребительской и хозяйственной кооперации. Союз распался, появилась куча разных бизнесов, но именно эта ниша оказалась свободной — серьезные инвестиции в нее так и не дошли.
Не воспользоваться этим было грех. Запрягали мы долго: год на размышление, бизнес-планирование, подбор команды, выбор площадки. Затем, в январе 2010-го — старт. Далее подготовка к производственному циклу и собственно само производство. Да-да, мы действительно имеем к производству самое непосредственное отношение. Всю нашу на тот момент неширокую линейку предстояло вырастить. Это лишь на первый взгляд кажется, чего там: овощная группа, мясная группа да консервация. Ан нет. Все стандарты пришлось вырабатывать с нуля.
Но для начала надо было построить наш логистический центр — прообраз заготовительной конторы будущего. И мы его построили. В районном центре Сосновка Тамбовской области. С этого момента началось самое главное — подбор личных подсобных хозяйств. Предстояло научиться увязывать их работу с нашими требованиями по стандартизации продукции и внедрять систему мониторинга качества. Львиную долю работы в этих вопросах взял на себя Мичуринский аграрный университет. Под их контролем в заготовительной конторе построена и сертифицирована лаборатория, их институты разрабатывали с нуля технические условия на нашу продукцию. Их лучшие выпускники составили костяк нашего производственного менеджмента.
Именно поэтому сейчас мы с гордостью можем заявить: компания «Всё Своё» — едва ли не единственный в стране поставщик натуральной домашней продукции, предоставляющий на ВСЕ свое продукты ВСЮ необходимую документацию.
Признаюсь честно, создавать новую бизнес-модель оказалось гораздо интереснее, чем искать для себя нишу среди уже существующих. И спустя два года могу с уверенностью сказать: наша бизнес-модель оказалась успешной. Она красива, инновационна, а главное — масштабируема. То есть обладает такими характеристиками, которых почти не найдешь у наших конкурентов.
А вот для того, чтобы нас скопировать или сделать лучше, чем мы, недостаточно прочитать про наш опыт и попробовать сделать так же. Для этого нужно как минимум потратить на это такую же кучу денег, как мы, и — главное — прожить нашей жизнью те же два года, совершая ошибки и набивая те же шишки, что и мы. Но ведь и мы стоять на месте не собираемся. И через два года постараемся и таки попробуем, с Божьей помощью, стать поставщиком натуральной домашней продукции номер один в нашей стране.
Все в нашем будущем зависит только от нас самих. Именно поэтому первое, что я сделал сразу после попадания в полуфинал, разослал всем сотрудникам компании вместо поздравительной открытки обращение, которым мы и открываем наш блог.
«Ну что, дорогие мои! Есть важная победа — мы вошли в десятку избранников Форбса! Поздравляю всех! К моим поздравлениям прибавляю премиальные. Всем. Валентин, будь, хоть и сдержанно, но все же щедр.
А теперь душ. Вы думаете, это заработанное вознаграждение? Нет, ребята. Это аванс. Александр Суворов называл такие вещи «медалью на вырост». Не хмурьтесь, друзья мои, не расстраивайтесь, все поясню.
В феврале 2010 года мы создали наш бренд «Всё Своё». На сегодняшний день в компании работает 35 человек. Средний возраст сотрудников — 32 года. Это значит, что до пенсии всем еще пахать и пахать. Да и что это значит — пенсия? 3000 рублей в месяц, которые получают наши родители? Это, что ли, та старость, на которую нам надо настраиваться? Нет, мои драгоценные, с нами будет не так.
Мы — новое поколение нашей страны. Мы не ходим на митинги против повышения тарифов на ЖКХ — все стоит столько, сколько оно стоит, и, если считаешь, что это дорого, возьми и сделай дешевле.
Мы не сопереживаем обманутым вкладчикам во всякие там пирамиды и долевые строительства, устраивающим голодовки на площадях. Ах, бедненькие, обманули их. А когда они отдавали деньги за квартиры в два раза дешевле рынка, где были их мозги? Куда там, они считали себя самыми умными, «все лохи по 50 000 за метр покупают, а я всех обхитрю да и за 30 куплю». Ну и на кого вы теперь обижаетесь? Государство им, видите ли, должно теперь деньги вернуть. Детский сад.
Мы исходим из того, что наше государство ничего нам не должно, кроме мирного неба над головой и гарантий свободы творчества внутри страны. Мы сами проектировщики и строители собственного счастливого будущего, и все в этом будущем зависит только от нас самих.
Теперь по сути. С самого начала мы задумывали не просто компанию — мы хотим создать продовольственную империю. Чистые натуральные продукты, производимые личными подсобными хозяйствами, с высочайшими стандартами качества и современными системами контроля этого качества, доставляемые в свежайшем виде в крупнейшие города страны. Наш бренд должен стать федеральным и узнаваемым во всех уголках нашей Родины.
Мы создаем красивый, полезный и, как это ни странно, социально значимый бизнес. Мы ставим перед собой амбициозные, но вполне достижимые цели. Мы обеспечиваем безбедное будущее для себя и своих детей, и, поверьте мне, так оно и будет.
Что для этого нужно?
Труд. Упорный труд — вот что я от вас прошу, если хотите, требую, начиная с завтрашнего дня. Каждый из нас сегодня вечером должен переосмыслить свое отношение к работе.
Можем ли мы работать лучше? Я уверен, что да. Подумайте хорошенько, что каждый из вас может сделать для компании? Что улучшить? Что ускорить? Что добавить? Что сократить?
Алена, структурируй свою деятельность, совершенствуй клиентскую службу, начиная с первого контакта. Влюби клиентов в себя. Паша, систематизируй свою работу, вырабатывай стандарты, учи этому молодых. Лена и Саша, от вас зависит добрая половина наших успехов, доведите свое производство до совершенства и поддерживайте его в этом состоянии вечно. Роза, сделай свою систему учета и контроля настолько безукоризненной, чтобы мы могли назвать ее твоим именем. Все, кого не назвал, добейтесь своим трудом того, чтобы в следующем поздравлении я обратился бы к Вам по имени-отчеству, причем в первом абзаце.
Ну и, конечно же, сама работоспособность должна возрасти. 10-часовой рабочий день — на ближайшие годы это норма. Я буду звонить вам и утром, и вечером. Никаких «абонент не отвечает или...». Выключенный телефон — преступление. Отпуск — буржуазное словечко. Когда будете просить немного отдохнуть, руководствуйтесь вот чем: если Вас нет в компании 15-20 дней и компания не развалилась, значит Вы ей не нужны. Поэтому 10 дней летом и 10 зимой вполне достаточно.
Выходные — тоже плохое слово. Напоминаю, что половине из вас нет и 25! Какие, к лешему, выходные? В эти замечательные спокойные дни мы можем собираться разными составами, обсуждать стратегию и тактику, подводить промежуточные итоги, вырабатывать планы действий. Так ведь, Валентин? Жду от тебя воплощения всего перечисленного. Кстати, не забудь все это увязать с системой оплаты труда. В этом смысле ставки, премии, бонусы и прочая мотивация должны быть жестко привязаны к эффективности, производительности и дисциплине.
И не надо на меня обижаться! Все это нужно вам самим не меньше, чем мне. И даже больше, чем мне. О своей пенсии я в основном уже позаботился. И большая часть моих детей — уже взрослые люди. А вот вам еще предстоит и зарабатывать, и воспитывать, и обеспечивать.
Повторюсь, мы с вами в данный момент истории своим трудом и умом создаем уникальную по своей красоте и полезности для общества компанию. Ставим себе задачу, чтобы со временем мое поздравление прозвучало так: Поздравляю! Мы вошли в десятку Форбса! На этот раз в рейтинге крупнейших частных компаний. Где-нибудь между «Русснефтью» и «Мегафоном».
Вот, собственно, то настроение, в котором мы пребываем уже второй месяц. Надо сказать, что лозунги про «Мегафон» и прочее — вовсе не шапкозакидательство. Не далее как месяц назад мы с руководителем и совладельцем компании Валентином Болотенко вернулись из Нью-Йорка, где по приглашению Джеймса Аккермана посещали созданную им 8 лет назад компанию Fresh Direct. Наши бизнес-модели очень схожи, в этом смысле они — наш выросший и опытный старший брат. Так вот, годовой оборот у них — $350 млн. И это притом что обслуживают они даже не Нью-Йорк, а всего лишь треть Манхэттена. Но в планах — распространить свой бизнес на всю Америку. Равно как и в наших — все постсоветское пространство. И кажется мне, что в таком исполнении стоимость их (и, конечно же, в перспективе нашей) компании вряд ли будет меньше того же «Мегафона».
По условиям конкурса владельцы своих компаний должны вести блог. Я, сразу признаюсь, никогда в жизни этого не делал. Но буду учиться. И в следующих постах расскажу о нашей идее и о ее воплощении, о трудностях, с которыми сталкиваемся, и путях их решения... И, конечно, жду вопросов, комментариев. И, самое главное, дельных советов.