Как родилась идея «социального будильника» и что это такое
Белая дыра
Обсуждая идею первого поста в блоге проекта «Будист» на Forbes.ru, мы с Ириной Телицыной, редактором нашего блога, придумали забавный термин — «белая дыра». «Будист» — это проект, который является удачным стечением обстоятельств: история зарождения самой идеи проекта, формирование команды, участие в конкурсах, прием у аудитории и многое другое — все это случайным образом собралось в нужном месте и времени, стянувшись в точку, как в черную дыру. Но так как «черная дыра» — про неизвестность и даже опасность, а у нас проект добрый и человечный, то наш случай мы решили обозвать дырой белой.
Звонок незнакомца
Все началось лет 7 назад. Тогда я, будучи студентом 3-го курса, уже не первый год развивал свой бизнес — небольшую веб-студию WhiteStudio (позже переименованную в JamEffect). Будучи студентом и IT-менеджером, я, ясное дело, спал плохо и редко. Поднять меня с утра было задачей, непосильной для обычных будильников. Я неоднократно просыпал важные мероприятия и встречи. Однажды я проспал собеседование в немецком посольстве и не получил визу, в другой раз я проспал собеседование в «Яндексе» — компании моей мечты. Правда, мне везло: вопрос с визой удалось чудом решить благодаря друзьям, а в «Яндексе» мне таки сделали предложение.
В те годы я заметил, что есть только одна вещь, которая может поставить меня с утра на ноги, — звонок незнакомца. Так как я занимался своим бизнесом, то любой звонок от незнакомца мог оказаться звонком от потенциального клиента, что будоражило и заставляло взбодриться за несколько секунд. Так возникла первая идея — будильником должна быть не пищалка в телефоне, а звонок на мобильный телефон. Поиски подобных будильников в России не дали результатов, ничего не нашлось и на зарубежных рынках. Я удивился, что никто не реализовал столь примитивную идею, и, как это водится, забросил свою затею. Потом периодически вспоминал идею телефонного будильника, искал реализации в интернете, и каждый раз поиски не давали результата. Как это нередко бывает, стимулом начать действия стало общение с друзьями. В январе 2011 года, после очередного мероприятия в Digital October, мы сели поужинать в «Стрелке» с моим близким другом Максимом Панасенко. Помимо прочего я рассказал Максиму о своей давней идее про телефонный будильник. Немного пофантазировав и додумав нюансы в части реализации, мы поняли, что это очень веселый проект и пора взяться за его воплощение. Первым делом мы проверили, не догадался ли кто до этого в России или в мире — абсолютно ничего. Это даже пугало, потому что идея-то вроде простая. Так как отличная боевая команда у меня уже была (веб-студия была по-прежнему моим основным бизнесом), то на следующий день ранним утром я собрал небольшое совещание в офисе и рассказал парням об этой идее — социальный сервис, в котором незнакомые люди будят друг друга. Ребята зажглись, было решено быстро реализовать прототип системы и проверить, понравится ли идея пользователям Сети.
Публичный старт
Как это часто бывает, вместо запланированной недели на прототип мы потратили три месяца (проект оказался заметно сложнее, чем нам показалось на первый взгляд), и к концу апреля 2011 года мы были готовы показать его миру. Как раз 23 апреля проходили рабочие выходные Harvest от Greenfield Project. На этом мероприятии, как правило, бывает несколько сотен человек из IT-индустрии, поэтому мы подумали, что это удачная площадка для сбора отзывов о нашей идее, и быстро довели прототип до рабочего состояния. В то время у нас еще даже не было названия проекта, а вместо логотипа была надпись «Проснись, соня!» Название «Будист» придумалось буквально за день до «Харвеста», слово получилось экстравагантное и спорное, но времени уже не было, и мы решили его попробовать на живых людях — если что, поменять название на этой стадии нам будет несложно. Так 23 апреля 2011 года в 13:05 я впервые рассказал внешним людям о нашем веселом проекте и мы открыли доступ к www.budist.ru по приглашениям (приглашения мы раздали там же всем желающим). Проект экспертам понравился, конкурс Harvest мы выиграли, и стало ясно, что идея имеет все шансы выстрелить.
Таков был наш старт. Через какое-то время мы окончательно потратили все свои сбережения и почти обанкротили Студию, поэтому было принято решение о начале переговоров с бизнес-ангелами. Об этом я расскажу в одном из следующих постов.
Про везение
Думаю, уже на старте нам неоднократно повезло:
- Разработай мы этот проект 5 лет назад, скорее всего, ничего бы не добились — сейчас инфраструктура и рынок готовы к такому, а тогда не были.
- Несмотря на все те годы, которые я не решался начать этот проект, никто в мире не опередил меня, а общение с другом в баре было очень кстати.
- Команда — слабое место большинства стартапов. У нас же с первого дня была фантастическая слаженная команда.
- Мой брат Татул, с которым мы в 2002 году вместе начинали бизнес, с 2003 года шел своей тропой — PriceWaterhouseCoopers, затем «Тройка Диалог», затем долгосрочная командировка в Сибири. Но как раз к началу разработки «Будиста» он вернулся из Красноярска и очень помог нам по вопросам финансов, стратегии и отношений с инвесторами.
- Вокруг проекта с первого дня сформировалась невероятная аура, нам помогали и помогают множество людей. Записи голоса робота Буди помог сделать мой друг и прекрасный певец Левон Брутян, нестандартные задачи с телекоммуникационной частью сервиса помог решить человек с прошлой работы одного из членов нашей команды (позже этот телеком-специалист перешел на фултайм в нашу банду), многие известные люди из IT-индустрии помогали нам советами и рекомендациями.
- Благодаря публикации заявки на конкурсе Forbes уже через неделю мы получили предложение о сотрудничестве от одного из наших нынешних инвесторов.
Спасибо и вам — читателям нашего новоявленного блога за интерес к проекту. Мы бы хотели, чтобы вам было интересно его читать, поэтому содержимое следующих постов во многом будет зависеть от ваших вопросов и комментариев — делитесь впечатлениями и вопросами. Давайте устроим реальный интерактив :-).