К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как правильно выбрать организационную форму для своего бизнеса

фото Photoxpress
фото Photoxpress
Индивидуальный предприниматель, АО, ООО или некоммерческая организация?

Выбор формы регистрации для новой фирмы — один из первых шагов начинающего предпринимателя. И, поверьте, это не пустая формальность. Тщательность в этом деле поможет избежать в будущем множества проблем и расходов. Обычно выбор предпринимателей при регистрации бизнеса сводится к дилемме — ИП или ООО. К остальным организационно-правовым формам обращаются редко. А ведь есть еще акционерные общества (АО) и некоммерческие организации (НКО), о чем заинтересованных бизнесменов всегда информируют юристы. В некоторых случаях такие формы оказываются наиболее удобными.

Прежде чем принять решение о форме регистрации, очень полезно продумать, как именно вы собираетесь вести бизнес, каких привлекать партнеров и как завершить (например, закрытием предприятия или продажей своей доли).

Индивидуальный предприниматель

ИП следует выбирать в том случае, если бизнесмен не желает утруждать себя лишними формальностями. К примеру, предприниматель не должен вести бухгалтерский учет. Следовательно, у него нет обязанности сдавать балансы в налоговую инспекцию, да и при получении кредита либо техники в лизинг с него не потребуют массивной отчетности. Однако следует помнить, что банки при выдаче кредитов с индивидуальными предпринимателями сотрудничают неохотно. Кроме того, бизнес, связанный с оборотом товара или строительством, было бы неразумно вести через индивидуального предпринимателя. Такой бизнес сопровождается большим количеством сделок (закупки товара у поставщиков), которые придется учитывать как расходы и за счет них уменьшать налогооблагаемую базу. Налоговые инспектора такие операции не любят, внимательно к ним присматриваются и при первом же удобном случае постараются их оспорить, что может повлечь за собой крупные штрафы. При этом предприниматель отвечает по своим долгам всем личным имуществом (недвижимостью, автомобилем, депозитами и иными ценностями). Такая форма более приемлема для оказания услуг (например, дизайн сайтов, технические разработки, проектирование и пр.), поскольку эта деятельность с подобными рисками практически не связана.

 

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) очень хорошо подходит большинству предпринимателей. Во-первых, ООО также может не вести бухучет, если выберет упрощенную систему налогообложения. Во-вторых, создать ООО в настоящее время проще, чем какую-либо другую организацию. В-третьих, по долгам ООО бизнесмен будет отвечать в ограниченном объеме — в пределах уставного капитала организации, который редко оказывается больше минимально требуемых законодательством 10 000 рублей. То есть владелец такой фирмы всегда может знать, какими суммами он рискует. Но в отличие от предыдущей формы бизнеса при ликвидации ООО потребуется значительно больше сил и времени, так как придется не только свериться со всеми контрагентами и социальными фондами, но и пройти проверки правильности начисления и уплаты налогов и страховых взносов.

Акционерное общество

Акционерное общество (АО) можно выбрать в том случае, если фирма хочет привлечь инвесторов и вложить в дело вырученные от продажи акций средства. При этом нужно понимать разницу между закрытым (ЗАО) и открытым (ОАО) акционерным обществом. ЗАО во многом похоже на ООО и позволяет надежнее защитить свой бизнес от рейдерских захватов. ОАО более открыто для новых участников, поэтому является уязвимым для захватчиков, особенно если у  вас будет много мелких акционеров. Кроме того, АО обязано вести бухгалтерскую и финансовую отчетность, постоянно публиковать ее, регистрировать каждый выпуск акций в Федеральной службе по финансовым рынкам. Бизнесмен, создавший АО, должны быть готов к сотрудничеству с финансовыми консультантами во избежание нарушения законодательства. Зато из ОАО будет гораздо проще выйти путем продажи ваших акций.

 

Некоммерческая организация

Теоретически предприниматель не должен создавать некоммерческую организацию (НКО), потому что цель бизнеса — заработать прибыль, а форма регистрации НКО не позволяет распределять прибыль между учредителями: все полученные доходы должны быть направлены на осуществление уставных целей некоммерческой организации (обычно это какая-то гуманитарная или социально значимая задача). Однако закон не запрещает НКО заниматься в том числе и коммерческой деятельностью, а финансовые средства ее создатель может получать, например, в виде зарплаты. Такая форма может оказаться удобной для создания модных сейчас социальных объединений, клубов, образовательных организаций и т. п. При этом НКО имеют некоторые налоговые льготы (средства целевого финансирования, в отличие от выручки коммерческой организации, не облагаются налогом на прибыль и НДС).

Сводная таблица

Мы свели в обобщенную таблицу основные параметры, которые помогут любому предпринимателю определиться с организационной формой бизнеса.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+