К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что должен знать предприниматель, привлекающий чужие деньги

фото Fotobank/Getty Images
фото Fotobank/Getty Images
Советы профессионала о том, как договариваться с инвестором

Какие предпосылки могут привести венчурного инвестора к мысли о целесообразности покупки доли в вашем бизнесе? На основании каких критериев такие инвесторы выбирают компании, которым они готовы выделять средства?

Наиболее часто используемые критерии при отборе объекта инвестиций:

  • Бизнес–идея (метод производства, технология, продукт или услуга) понятна инвестору
  • Стратегия компании прозрачна, а цели достижимы
  • Личные качества предпринимателя-лидера создают уверенность в успехе
  • Управление бизнесом построено логично, бизнес-процессы определены или хотя бы де-факто работают
  • Сотрудники мотивированны, понимают и разделяют общие цели бизнеса
  • Учет построен так, что текущие результаты объяснимы, а перспектива видна на 3–5 лет вперед
  • Существует более одной разумной возможности выхода из бизнеса, а хотя бы часть из них — выгодные

Естественно, в отдельных случаях вес критериев может сильно отличаться, а порой некоторые из них могут быть просто отброшены. Наиболее частый случай — когда финансовый учет в компании построен слабо, но всем понятно, что этот недостаток легко устранить.

 

Гораздо больше мнений о том, какие критерии отбора кандидатов для инвестирования являются достаточными. Единого, строгого набора критериев достаточности и не может быть: даже портфельный инвестор ищет свою следующую цель, руководствуясь некоторой внутренней стратегией (компании, фонда, инвестбанка…), которая может меняться со временем. Однако, по опыту около ста проектов, в которых принимали участие специалисты нашей компании, вот «короткий список» условий достаточности:

  • Вызывающий доверие лидер проекта
  • Понятная модель бизнеса
  • Прозрачная финансовая картина
  • Приемлемый для инвестора уровень оценки
  • Привлекательные инвестиционные показатели

Не догма, конечно, но попробуйте убрать хотя бы один из этих критериев и подумайте, останутся ли у инвестора основания для выхода на переговоры об основных условиях сделки (term sheet). Необходимые критерии успеха сделки выявляются на ранних стадиях — предварительная подготовка, сбор исходных данных, знакомство с лидерами проекта. И тут же возникает проблема взаимоприемлемой оценки.

 

Именно на этой стадии успешной инвестиционной сделке мешают и совсем другие обстоятельства: различие восприятия смысла и результатов потенциальной сделки между предпринимателем и инвестором.

Нужно сказать, что ситуация заведомо не равновесна: инвестор является профессионалом в области приобретения/продажи долей в бизнесе. Во многих инвестиционных фондах работают специалисты, не только успешно привлекавшие капитал в собственные бизнесы, но участвовавшие в заключении десятков (а то и сотен) инвестиционных договоров. В то же время предприниматель порой ищет инвестиции в первый-второй раз, причем это может быть второй раз после болезненно-неприятного первого…

Как преодолеть барьер предубеждений? Очень просто: используйте принцип «предупрежден — вооружен»: изучайте побудительные мотивы инвестиционного партнера, прежде чем начнутся конкурентные переговоры. Вот наиболее характерные внутренние барьеры, которые приходится преодолевать самому предпринимателю:

 
  • Неприятие оценки стоимости бизнеса, сложность выделения долей
  • Утрата полного контроля над проектом
  • Желание НЕ раскрывать свои неудачи и недостатки
  • Нежелание делиться управленческими полномочиями, неумение работать в коллегиальных органах управления
  • Высокие накладные расходы на привлечение капитала и взаимоотношения с инвесторами (время: все нужно объяснять)
  • Необходимость формулировать и обосновывать стратегию, создавать убедительные для инвестора документы
  • Непрозрачность стратегии инвестора (что у них на уме?)
  • Сложность корпоративного управления по международным стандартам (зачем все это, мы и так хорошие!)
  • Уменьшение прибыльности при прозрачном финансовом учете

Суммируя, можно сказать, что основные внутренние барьеры предпринимателя — это лень и страх прозрачности. Именно эти два свойства наиболее часто ставят под угрозу успех привлечения капитала.

Профессиональные инвесторы оценивают риски возможной сделки на основе богатого опыта и хорошо отработанных инструментов изучения «целевого» бизнеса. Один из наиболее тонких инструментов — проведение делового аудита компании, которая планирует привлечь инвестиции (часто называемый due diligence, или DD). Мы выбрали несколько цитат из отчетов о деловом аудите, в которых нам приходилось работать на стороне предпринимателя или инвестора:

  • Маркетинговый анализ не полон, макроэкономические факторы не учтены
  • Отсутствует вызывающий доверие анализ конкурентов
  • Коллегиальные органы управления не сформированы
  • Пакет разрешительной документации не полон, отсутствуют необходимые лицензии и сертификаты
  • Запрошенный объем инвестиций превышает затраты на создание аналогичного бизнеса
  • Неясны перспективы выхода инвесторов, предполагаемый уровень IRR ниже нормативов фонда
  • Права собственности находятся в непривлекательной для фонда юрисдикции
  • Не раскрыты драйверы ускорения после выхода на массовый рынок
  • Финансовый учет не прозрачен
  • Мотивация топ-менеджмента не ориентирована на рост капитализации
  • Естественно, не каждый из таких недостатков фатален для привлечения инвестиций. Многие неблагоприятные заключения о свойствах бизнеса могут быть компенсированы совместной работой при наличии взаимопонимания инвестора и предпринимателя. Только при готовности обеих сторон к первоначальным компромиссам может быть «заключен брак». Каждый инвестиционный проект, как и каждый брак, уникален.

Зная все перечисленные обстоятельства, предприниматель, как правило, лучше подготовлен к переговорам с инвестором и может с большим основанием рассчитывать на успешное привлечение капитала.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+