К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

6 советов от банкира: на что обращают внимание при одобрении кредита

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Предправления банка «Хованский» о том, как банкиры читают бизнес-план

В большинстве случаев при обращении компании за кредитом в банк требуется бизнес-план. На тему бизнес-планирования написано множество книг, статей, всяческих инструктивных и методических материалов, но несмотря на это, банки и инвесторы из года в год наблюдают похожие ошибки в подготовке бизнес-планов. Более того, нередко случаются достаточно забавные ситуации, когда один и тот же бизнес-план, в котором меняется только название предприятия-инициатора проекта, приносят на рассмотрение по несколько раз.

Как следствие, бизнес потенциального заемщика может остаться без финансирования, а деловые отношения с банком или инвестором могут испортиться, так как с позиции кредиторов некачественный и неграмотный бизнес-план свидетельствует об отсутствии опыта и невозможности реализовать свой проект. Конечно, сотрудники банка могут выступить в роли консультанта и подсказать, как лучше сделать, но это касается корректировки отдельных моментов. В целом качественный анализ ситуации изначально должен исходить от бизнесмена.

Попробуем дать некоторые советы для среднего и малого бизнеса о том, как избежать типичных ошибок, чтобы бизнес-план из важного документа автоматически не превратился в макулатуру.

Не относитесь к бизнес-плану как к формальности

Нередко инициаторы финансирования почему-то думают, что бизнес-план — это полная формальность. Якобы можно скачать из интернета какой-то образец, «типовой бизнес-план», заменить в нем название предприятия и предоставить в таком виде финансирующей стороне. Это ошибка. Потому что бизнес-план — это документ, отображающий видение инициатором процесса становления его бизнеса, его «дорожная карта». Инициатору необходимо представить свою позицию относительно развития бизнеса и потому следует активно участвовать в его разработке.

 

В контексте вышеописанного часто наблюдаются две крайности: когда разработкой бизнес-плана занимаются только сотрудники предприятия, которое инициирует финансирование, или это поручено только работникам специализированных компаний по разработке бизнес-планов. В первом случае сам документ зачастую имеет множество ошибок, о которых более детально поговорим далее. При другой крайности документ, как правило, не содержит грубых ошибок и просчетов (если квалификация разработчиков достаточная), но зачастую такие бизнес-планы очень далеки от истины и потому редко воплощаются в жизнь. Дело в том, что видение сторонним разработчиком бизнес-плана (даже самым квалифицированным) не всегда совпадает с реальными условиями ведения бизнеса, в которых работает инициатор проекта. А именно знание и отображение этих моментов в бизнес-плане являются одними из основополагающих элементов бизнес-планирования.

И еще следует помнить, что не бывает «типовых бизнес-планов», так же как не встречается одинаковых людей и ситуаций. Зачастую два магазина, которые торгуют одинаковым ассортиментом и находятся на расстоянии 200 метров друг от друга, имеют абсолютно противоположные показатели деятельности. Что уж говорить о целых производствах, которые, по мнению создателей «типовых бизнес-планов», могут с одинаковой эффективностью существовать в разных городах.

 

Не стоит неосмысленно составлять бизнес-план по книгам, учебникам и методическим указаниям

Все без исключения действующие и всемирно известные методики бизнес-планирования, как, например, методики Европейского банка реконструкции и развития и UNIDO, носят рекомендационный характер и позволяют делать отклонения с целью более правильного описания ситуации. Не говоря уже о книгах и учебниках по бизнес-планированию, в которых изложена сугубо авторская позиция. К сожалению, на отечественном рынке очень много зарубежной литературы по бизнес-планированию, переведенной на русский язык, но не адаптированной к нашим условиям. Даже если книга написана русским автором, в ней нередко берутся за основу те же неадаптированные труды зарубежных финансистов. Весьма странно, что люди, изучающие бизнес-планирование, больше доверяют зарубежным авторам, не задумаюсь о том, что деловая, правовая и макроэкономическая среда Лондона или Нью-Йорка сильно отличается от Москвы и тем более российских регионов. Поэтому беря за основу труды или методологии зарубежных авторов, не следует бездумно выполнять указания — вместо этого проецируйте рекомендации автора на вашу конкретную ситуацию с учетом всех законодательных, макроэкономических, рыночных, географических, демографических и многих других факторов, характерных для России и для вашего региона.

Все расчеты должны быть подтверждены

Зачастую разработчики бизнес-планов предоставляют финансовые показатели, которые не имеют оснований, точнее, основаны на фантазиях авторов. На вопрос инвестора или сотрудника банка: «Почему суммы именно такие, почему указано 100 млн руб., а не 95 млн руб. или не 107,3 млн руб.?» — не всегда можно услышать вразумительный ответ. Поэтому все расчеты и все исходные данные должны быть подтверждены с помощью договоров, других документов, статистических данных, маркетинговых исследований, отраслевых норм и т. д. Такой подход позволит вам заслужить лояльность финансирующей стороны и склонить ее на свою сторону.

Избегайте дисбаланса разделов бизнес-плана

Очень часто разработкой бизнес-плана занимаются узкие специалисты, например, маркетологи или финансисты, хотя работа над документом должна носить комплексный характер и заниматься ей следует группе профессионалов. Иначе в результате такого однобокого подхода бизнес-план будет содержать серьезный дисбаланс разделов. Для примера: в нем могут быть не учтены техническая сторона реализации инвестиционного проекта, нюансы налогообложения или финансирования, слишком раздута маркетинговая часть или, наоборот, слишком много внимания уделено финансовому плану, а показатели доли рынка и прогнозный показатель реализации продукции завышен. Следовательно, ценность такого бизнес-плана равна нулю.

 

Объективно оценивайте перспективы бизнеса

Многие разработчики бизнес-планов слишком оптимистично оценивают бизнес, особенно часто это случается, если заказчик сам просит приукрасить действительность и «нарисовать хорошие цифры». Это большая ошибка: во-первых, потому что финансирующая сторона имеет опыт оценки бизнес-планов, а любые попытки обмануть заканчиваются плохо для инициатора проекта, а во-вторых, потому что при указании «красивых цифр» часто теряется истина и бизнес-план становится нерабочей макулатурой вместо инструмента построения бизнеса. Поэтому следует трезво оценивать собственные перспективы и отражать их с объективно-пессимистической стороны.

Следует постоянно совершенствовать бизнес-план

Написав один раз хороший бизнес-план и находясь в процессе реализации проекта на его основании, не следует на этом останавливаться. Бизнес-план должен совершенствоваться относительно макроокружения, потому что меняется конъюнктура рынка, законодательство, стоимость ресурсов и т. д. И с учетом этих изменений следует адекватно корригировать бизнес-план, потому что именно в таком случае можно достигнуть максимального эффекта и не загубить изначально эффективно реализуемый проект.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+