Минэкономразвития предлагает обязать предприятия торговли и услуг принимать банковские карты. Не исключено, что эти предложения уже осенью могут быть одобрены правительством и парламентом, а в 2012 году вступят в силу. Хозяин небольшого специализированного винно-водочного магазина в Москве рассказывает о своем отношении к подобной идее.
Я установил в своем магазине оборудование для расчетов банковскими картами уже пару лет назад. В принципе, организовать обслуживание карт несложно. Необходимо найти банк, обладающий лицензией на работу с платежными карточными системами (как минимум это должны быть Visa и MasterCard) и заключить с ним договор на обслуживание — так называемый договор эквайринга. Нужное оборудование вам предоставит сам банк.
У безналичных расчетов по банковским картам есть определенные преимущества. Во-первых, нет нужды возить наличные в банк, деньги сразу зачисляются к вам на счет. Во-вторых, считается, что, пользуясь карточкой, покупатель по статистике приобретает больше товаров, чем когда платит наличными. Может, в больших супермаркетах это и верно, но лично я по своему опыту особого прироста объема продаж не заметил: у меня магазин специализированный и покупатель обычно точно знает, чего хочет.
Теперь о недостатках. Эквайринг обходится недешево, обычно где-то в 2-3% от суммы транзакции (я плачу 2,5%), и эти деньги берут из прибыли магазина. Для сравнения, сдача в банк наличных обходится мне всего в 0,5% от суммы.
Кроме того, бывают сбои в работе оборудования и программ, когда уже списанный вроде бы с карточки покупателя платеж вдруг берет и возвращается с моего счета обратно. А товар-то уже давно отпущен. Деньги вернуть практически невозможно.
А недавно мне довелось столкнуться со случаем мошенничества. Пришли клиенты, набрали дорогого алкоголя на 150 000 рублей и расплатились карточкой. Паспорт показали, все как положено. Потом выяснилось, что это были мошенники, карточка им не принадлежала и паспорт, скорее всего, был поддельный.
Теперь банк хочет взыскать с меня эти 150 000 рублей якобы за то, что мы не проверили должным образом личность владельца карточки. А как мы ее должны были проверить? У меня же кассирши не эксперты по фальшивым документам. Вот такая история, судимся сейчас, не знаю, чем дело закончится.