Автор — ведущий научный сотрудник ЦЭФИР, профессор Российской экономической школы, научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН (ЦЭМИ)
Вступление России в ВТО затянулось на долгие 17 лет. И хотя последние семь-восемь лет мы слышали из уст высокопоставленных чиновников, что это вот-вот произойдет, только сейчас есть веские основания надеяться на то, что вступление действительно не за горами. Веские основания — это тот факт, что Россия завершила двусторонние переговоры с заинтересованными странами-членами ВТО, подписав два самых сложных договора: с США и Евросоюзом. Оставшаяся часть вступления — это окончательное завершение многосторонних переговоров и согласований. Здесь неожиданных сюрпризов быть не должно. Самый сложный этап — двусторонние переговоры — уже позади.
Что мы ожидаем от вступления России в ВТО? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить, что формально произойдет в России после вступления в эту организацию. Можно выделить несколько типов изменений.
1. Самое очевидное — это изменение тарифов, согласование предельных уровней которых происходило в рамках двусторонних переговоров.
2. Ограничение помощи экспортерам.
3. Приведение правил как торговой, так и в целом экономической политики в соответствие с требованиями ВТО.
4. Доступность преимуществ членства в ВТО российским предприятиям.
Мы не ожидаем, что в краткосрочной перспективе в России произойдут существенные изменения из-за того, что поменяются уровни импортных тарифов. Во-первых, тарифное расписание России и до этого было достаточно либерально (средний уровень тарифа был ниже 10%). Предельные уровни тарифов по большинству товаров не ниже существующих тарифов. Во-вторых, по позициям, по которым тариф сегодня чрезмерно высокий, например, автомобили, имеется существенный переходный период, в течение которого Россия будет постепенно снижать тариф. То есть никаких значительных и быстрых изменений в этом отношении ожидать не приходится. Необходимо также отметить, что наряду с изменением тарифов Россию ожидает и изменение экспортного налога на древесину — тот самый пункт переговоров с Евросоюзом, на который ушло очень много времени. Россия согласилась с требованием снизить налог, однако и здесь изменение будет отложенным и постепенным.
Помощь, оказываемая государством экспортерам, может принимать разные формы. В рамках ВТО наиболее остро воспринимаются субсидии государства экспортерам в целом, и сельскохозяйственным производителям в частности. На согласование российской позиции в этом отношении также ушло много времени. Достигнутые соглашения достаточно хороши для России: оговоренный объем помощи по разным видам субсидий значительно превышает текущие государственные субсидии и в ближайшие годы не приходится ожидать, что взятые Россией обязательства создадут какие-то проблемы.
Помимо согласования позиций по отдельным товарам и видам поддержки, вступление в ВТО требует от России изменений отдельных принципов проведения экономической политики. Основные изменения — большая прозрачность государственных процедур закупок, регулирования, недискриминационный режим в отношении иностранных производителей и инвесторов, обеспечение равного доступа на рынки страны товарам и услугам из разных стран. Хотя России удалось отстоять некоторую закрытость отдельных секторов экономики, например, банковского сектора, большая часть экономики станет более открытой для иностранных производителей. Вот именно от этих изменений мы ожидаем наиболее значительного эффекта для экономики.
Низкая производительность в России во многих секторах экономики частично объясняется недостаточным развитием в стране сектора бизнес-услуг. Сюда необходимо отнести услуги транспортные, логистические, страховые, коммуникационные и т. д. Для роста российской промышленности доступность таких услуг является чрезвычайно важной. За рубежом существует значительный опыт предоставления таких услуг, и мы ожидаем, что вступление России в ВТО приведет к развитию этих секторов услуг и здесь — как через их импорт, так и через инвестиции в этот сектор в нашей стране. Прозрачность правил и регулирования, которую обязаны обеспечить российские власти, должна привлечь сюда инвесторов и обеспечить лучшее исполнение контрактных соглашений.
Вступление России в ВТО позволит российским экспортерам использовать ресурсы этой организации в своих целях. Наиболее очевидные изменения коснутся российских экспортеров металлов. Именно против них достаточно активно применяются антидемпинговые меры за рубежом и, будучи вне ВТО, российские экспортеры не имеют возможностей адекватного ответа на не всегда обоснованные претензии. Именно ресурс ВТО позволит им озвучивать свои контраргументы и рассчитывать на более справедливое рассмотрение обвинений в их адрес.
Таким образом, с нашей точки зрения, быстрых изменений от вступления в ВТО в России не произойдет. Со временем, безусловно, наиболее неконкурентоспособные производители, существование которых поддерживается исключительно субсидиями или искусственно завышенными ценами, вынуждены будут уйти с рынка. Чтобы минимизировать отрицательные последствия этого, уже сегодня государство на федеральном и региональном уровнях должно активно работать над ростом инвестиционной привлекательности страны и улучшением бизнес-климата. Выполнение Россией требований, предъявляемых ВТО к вступающим странам, этому и будет способствовать.
Автор — ведущий научный сотрудник ЦЭФИР, профессор Российской экономической школы, научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН (ЦЭМИ)