К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Больше спекулянтов, хороших и разных

Больше спекулянтов, хороших и разных
Именно они помогут нам обуздать рост цен

За неожиданно ускорившейся августовской инфляцией в очередной раз последовали предложения административно ограничить рост потребительских цен. Такие меры уже пытались принять в конце 2007-го — начале 2008 года, когда было заключено «джентльменское соглашение» правительства и крупных розничных сетей о замораживании цен на социально значимые продукты.

К счастью, глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина выступила против. А экономистам остается только поддержать министра, повторив тривиальное: бороться с инфляцией административным регулированием цен бессмысленно. Регулирование потребительских цен может привести только к двум сценариям: неудачному и совсем плохому.

Неудачный вариант — наиболее вероятный. В этом случае регулирование цен просто не заработает. В ассортименте современных супермаркетов тысячи наименований товаров. Невозможно выделить из них социально значимые и перечислить  в официальном документе. Если попытаться регулировать цены на определенный список товаров, продавцы поменяют ассортимент, производители поменяют упаковки и найдут множество формальных лазеек. Опыт зимы 2007-2008 года показал, что цены на регулируемые товары упрямо продолжали ползти вверх; цены на товары, не вошедшие в список, росли еще быстрее; а после снятия ограничений рост цен был быстро «отыгран» до уровня, диктуемого инфляционным процессом. Удалось ли такой «социальной политикой» задобрить россиян перед думскими и президентскими выборами в декабре 2007-го и марте 2008 года, сказать трудно, но в долгосрочной перспективе потребители остались «при своих».

 

Совсем плохой вариант — в наших условиях скорее фантастический — это если вдруг регулирование реально заработает и розничные цены действительно удастся удержать ниже уровня, при котором спрос равен предложению. Такой сценарий многим из нас посчастливилось при жизни наблюдать: вспомните СССР с его очередями, дефицитом и черным рынком.

Бороться с инфляцией — задача Центрального банка.  В ближайшие месяцы ЦБ нужно будет внимательно следить за изменениями макроэкономической ситуации, чтоб ценовой шок от летней засухи так и остался краткосрочным и не помешал дальнейшим усилиям по снижению уровня инфляции.

 

Что же делать для предотвращения кратковременной паники и спекулятивных скачков цен на гречку? Госпожа Набиуллина совершенно права: «для предотвращения спекуляции нужно развивать нормальные формы торговли». Другими словами, чтоб не было спекулятивных скачков цен, нам нужно… больше спекулянтов, хороших и разных. Чтобы они, спеша получить прибыль, завезли бы в магазины побольше гречки и сбили бы цены. И это еще один тривиальный аргумент, который экономисты не устают повторять: в большинстве случаев защита конкуренции — лучший способ помочь экономике.

Автор — доцент Российской экономической школы

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+