Правительство приняло решение о «ручном управлении» всеми приобретениями активов госкомпаниями. Теперь решения госкомпаний о покупке и продаже акций или долей других организаций будут согласовываться с курирующими их вице-премьерами.
Аргумент очень прост: если этого не делать, то происходит бесконтрольное расширение госсектора. С этим аргументом трудно поспорить. Действительно, любая госкомпания по определению любит покупать активы вне зависимости от их цены, эффективности и стратегической значимости. Если в частной компании менеджеры в конце концов контролируются частными акционерами, которых волнуют доходы и риски каждой сделки приобретения активов, то в госкомпаниях менеджеры играют в игру «орел — я выиграл, решка — ты проиграл». Чем больше госкомпания, тем более важным ощущает себя менеджмент, тем более высокую компенсацию он может оправдать. Если же приобретение новых активов провалится, то за убытки госкомпании рассчитается налогоплательщик. Вот и получается, что на рынке активов госкомпании вне конкуренции — они готовы платить больше, чем частные компании, и поэтому их рост просто неизбежен.
Значит, хорошо, что государство сможет поставить заслон неуемному аппетиту госменеджеров? С одной стороны, это так. С другой стороны, факты подсказывают, что эта мера не принесет желаемых результатов. Во-первых, не совсем понятно, как вице-премьеры и их аппарат смогут разобраться в хитросплетениях сделок по приобретению активов. Ведь у них есть и своя повседневная работа в госаппарате. Означает ли это, что чиновники просто не доверяют назначенным ими менеджерам и представителям государства в советах директоров госкомпаний и хотят создать еще один контролирующий орган? Это вполне разумное предположение — если реальное разделение властей не работает, если законодательная и судебная власти не ограничивают исполнительную, то сдержки и противовесы надо создавать внутри самой исполнительной власти. Проблема только в том, что это будет не первый контролирующий орган. Ведь госкомпании и госкорпорации — кроме обычных контролирующих органов — проверяют и Генпрокуратура, и Счетная палата, и Контрольное управление президента. Почему вице-премьеры справятся с этим лучше?
Во-вторых, члены правительства — и в том числе его вице-премьеры — уже много лет находятся во власти. Именно они, а не какие-то неизвестные заговорщики и принимали все те решения, которые и привели к тому, что сегодня в российской экономике доминируют госкомпании. Именно они заседают (и во многих случаев председательствуют) в советах директоров, которые назначили тех менеджеров, на которых (судя по решению правительства) нельзя положиться. Имеет ли смысл считать, что в этот раз они будут стоять на страже принципа приоритета частной собственности?
На все эти вопросы легко дать один убедительный ответ — приватизировать принадлежащие государству контрольные пакеты госкомпаний и ФГУПов.
Автор — ректор Российской экономической школы, доктор экономических наук