Какие законы регулируют электронную коммерцию в России
Пока внимание законодательной власти России к Интернету и электронной коммерции нельзя назвать системным. И хотя регулированию бизнеса в Интернете посвящено значительное количество законов и подзаконных актов, им часто присущи фрагментарность и устаревшие понятия. Не решенными на настоящий момент остаются основные ключевые проблемы регулирования информационного пространства. Например, глобальность Интернета создает трудности с выбором государства, чьи законодательные нормы должны применяться в отношении регулирования Интернет-отношений.
Другая проблема – ответственность Интернет-провайдеров за незаконные действия пользователей. Именно в отношении нее сейчас наиболее активно развивается судебная практика в России, когда Интернет-порталы обвиняются правообладателями музыки и видео в нарушения авторских и смежных прав в ситуациях, когда ролики выкладывались самими пользователями порталов.
К ключевым законам, регулирующим сферу Интернета, стоит отнести ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где даются определения понятий информационной сферы, ФЗ «О персональных данных», который защищает права граждан при использовании информации о частной жизни, что актуально при регистрации во всевозможных Интернет-сервисах и социальных сетях.
Устаревший и практически не работающий ФЗ «Об электронной цифровой подписи» устанавливает существенные административные барьеры при использовании электронной подписи, что в условиях фактического отсутствия регулирования электронного документооборота в целом может негативно влиять на квалификацию юридической силы заключенных в Сети сделок.
Для распространения материалов в Интернете большое значение имеет принятый еще в 1991 году Закон РФ «О средствах массовой информации», который создает возможности для квалификации периодического распространения информации в Интернете в качестве деятельности СМИ. В случае оказания услуг в Интернете связи применяется ФЗ «О связи». В ФЗ «О рекламе» включена статья о рекламе в сетях электросвязи, которая частично запрещает спам в России.
Для электронной коммерции весомым можно назвать Закон РФ «О защите прав потребителей» с единственной, но важной, статьей о дистанционном способе продажи товаров.
Отдельно в российском Интернете развивается проблематика доменных имен, по которой с 1999 года насчитывается самое большое количество судебных споров (несколько сотен). Здесь, в отличие от других сфер, активно развивается саморегулирование: организована система регистрации в доменной зоне .RU и в новой зоне .РФ.
Автор - партнер и руководитель российской практики Salans по информационным системам, информационным технологиям и телекоммуникациям