Forbes sustainability • экология
НЕ ТОЛЬКО ЭКОЛОГИЯ
Говоря об ESG-повестке, многие в России сегодня подразумевают в основном зеленую тематику. Между тем экологический фактор, обозначенный в данной аббревиатуре буквой Е, — это лишь одна из трех составляющих. Ничуть не менее важны S (Social ― социальная ответственность) и G (Governance ― ответственное корпоративное управление). Именно об этих двух «китах» ESG и хотелось бы поговорить на примере строительной отрасли.
Начать можно с того, что пандемия COVID-19 и кризис 2022 года дали хороший толчок развитию ESG-повестки в нашей стране, ускорив изменения в строительных компаниях. Например, ответом застройщиков на коронавирус стало обращение к концепции «15-минутного города», придуманной урбанистом Карлосом Морено.
Ведь после пандемии привычки людей заметно изменились: необходимость «выезжать в город» уже не воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. Многие сегодня стремятся жить, работать, отдыхать и развиваться в пределах одной локации, и желательно, чтобы все эти «рэперные точки» находились в 15 минут пешего хода от дома.

Одним из пионеров, взявших на вооружение этот принцип, стала московская ГК «А101». Неудивительно: сегодня во всех жилых районах этого девелопера проживает около 150 000 человек.

Подобные масштабы требуют основательного и комплексного подхода, так что, по сути, сегодня ГК «А101» строит настоящий «город в городе».
САМОЕ ВАЖНОЕ – ЗА 15 МИНУТ
Чтобы людям хотелось жить в таких «15-минутных городах», там необходимо создавать полноценную образовательную, спортивную, культурную и деловую среду, а это требует миллиардных инвестиций.
К примеру, ГК «А101» в прошлом году потратила более 7 млрд рублей только на строительство социальных объектов общей площадью около 140 000 кв. м: каждый десятый квадратный метр, вводимый в эксплуатацию, — инфраструктурный.

Так, проект образовательного кластера, формируемого этим застройщиком в Новомосковском и Троицком округах столицы, включает 20 детсадов и 25 образовательных центров. И зачастую это объекты, задающие тон всей образовательной сфере страны.

Не отстают и другие девелоперы. Что вполне объяснимо: сегодняшний покупатель жилья не ограничивается стандартным набором «детский садик — школа — поликлиника», а требует гораздо более интересной и продуманной инфраструктуры. И готов платить за свои потребности — данные о продажах и опросы клиентов ГК «А101» показывают, что москвичи готовы доплачивать до 7,5% от стоимости квартиры за жизнь в удобном, уютном и комфортном районе.

Создание нужной атмосферы требует участия многочисленных коммерческих структур. В районах ГК «А101» сегодня работают более 1200 бизнесов самой различной направленности: от кафе и магазинов до медицинских организаций и спортивных центров.

Как «заманить» нужные жителям организации в свои районы?
К примеру, в Новой Москве предприниматели, реализующие социально значимые проекты, могут рассчитывать на значительные скидки по арендной плате — до 50% от рыночных ставок.
Кроме того, все владельцы коммерческой недвижимости получают консультационную, маркетинговую и проектную поддержку. Девелопер не только бесплатно продвигает их продукты и услуги на своих корпоративных ресурсах, но зачастую выступает в роли партнера по франшизам: готовит сделки, помещения, помогает выбрать из почти сотни доступных франшиз от ведущих брендов страны.
ДО 7,5%
от стоимости квартиры готовы доплачивать москвичи за жизнь в удобном, уютном и комфортном районе
> 1200
бизнесов самой различной направленности работают сегодня в районах ГК «А101»
КАК ЛЮБИТЬ СОСЕДЕЙ
Впрочем, уют — это не только развитая коммерческая инфраструктура. Все начинается с добрососедских отношений.
Поэтому многие застройщики, понимающие важность буквы S в ESG-повестке, сегодня уделяют огромное внимание формированию и развитию так называемых местных сообществ. Например, ГК «А101» с конца 2021 года целенаправленно развивает направление комьюнити-центров — пространств для совместного досуга и обучения.

Небольшие комьюнити-центры уже действуют в жилых районах «Скандинавия» и «Испанские кварталы», а первый большой центр проектируется для жилого района «Прокшино». Там расположатся помещения для лекций и тренингов, столярная, слесарная, гончарная и художественная мастерские, швейное ателье, а также зоны IT, электроники и робототехники и даже общественный огород на крыше с биомодулем для ботанических исследований. Для малышей предусмотрены комьюнити-ясли, чтобы родители могли спокойно участвовать в тренингах, работать в коворкинге или в мастерской.

Более того, в последнее время создаются специальные организации, чья «профессия» — добрососедские отношения.

Одна из них — образовательное бюро «А101 Лёрнити», там работают специалисты в области образования с многолетним стажем, педагогические дизайнеры, психологи и эксперты по разработке образовательных проектов.

Они разрабатывают и реализуют программы в сферах образования, культуры и спорта, занимаются развитием социальных связей, культуры добрососедства и организацией досуга жителей.

Только за 2023 год эта команда провела в своих районах более 3500 мероприятий для 120-тысячной аудитории: различные фестивали, ярмарки, музыкальные концерты, уличные гулянья, мастер-классы, спортивные состязания и занятия спортом на открытом воздухе.





> 7 МЛРД РУБЛЕЙ

потратила ГК «А101» в прошлом году только на строительство социальных объектов общей площадью около 140 м2
ПЕРСОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Человеческий фактор важен не только для жителей, столь же большое значение он имеет и в отношении сотрудников строительных компаний.
Ведь главное условие достижения успеха в нынешних условиях — это люди, обладающие высокой ответственностью и социальной культурой. Поэтому для любого современного девелопера насущной необходимостью является организация таких условий работы, при которых сотрудники могли бы качественно и эффективно способствовать реализации концепции устойчивого развития и ESG-стратегии компании.

А значит, необходимо создавать достойные условия труда, заботиться о здоровье и благополучии персонала, прилагая максимум усилий к повышению качества жизни, предоставлять работникам широкие возможности для профессионального и личностного роста. На примере ГК «А101» можно проследить, какие усилия приходится прикладывать для достижения этих целей.

К примеру, только в прошлом году девелопер потратил более 150 млн рублей на организацию социальных, физкультурно-оздоровительных и медицинских мероприятий для своих работников и членов их семей.

Немалые средства расходуются и на обучения и развитие персонала. Так, в 2024 году количество обучающих мероприятий в ГК «А101» выросло более чем вдвое по сравнению с предыдущим годом, а число работников, прошедших обучение, — почти втрое. Так что к концу 2024-го доля сотрудников, повысивших свой профессиональный уровень, составит более 30% от общего штата группы (для сравнения, в прошлом году этот показатель составлял 13%).
В нынешнем году девелопером было создано несколько долгосрочных корпоративных проектов обучения: это и Школа современного руководителя, и Клуб лидеров А101, и корпоративный учебный центр, где проводятся как разовые вебинары, так и реализуются продолжительные учебные программы.
Например, электронные курсы, предназначенные для получения конкретных прикладных навыков, включают в себя до десятка уроков по определенной теме и предусматривают регулярное выполнение домашних заданий и тестирование.

А в следующем году среди планов корпоративного учебного центра — формирование системы адаптации сотрудников с обязательным обучением работе в информационных системах, адаптационный геймифицированный курс, вводные курсы по информационной безопасности и охране труда.

Только таким образом, следуя всем трем составляющим ESG-стратегии, можно обеспечить своей компании долгосрочный рост и стабильность. И отличным примером здесь является все та же ГК «А101» — не случайно именно этой компанией построена каждая десятая квартира, проданная в прошлом году на первичном рынке московской недвижимости1.
1 https://realty.ria.ru/20240425/a101-1942242499.html?ysclid=m29iac5weh210469972