Климатические решения становятся не только этичным, но и экономически обоснованным шагом
АНАСТАСИЯ НИКИТИНА,
Директор по устойчивому развитию Forbes
Вопросы устойчивого развития все чаще становятся предметом обсуждения как на уровне правительств, так и в корпоративной среде. И важно соблюдать баланс интереса между потребностями общества и бизнеса, который ориентирован на прибыль.
УГЛЕРОДНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Углеродная единица — это эквивалент одной тонны CO2, которая не попала в атмосферу или была поглощена в результате климатического проекта. Компании, которые смогли сократить свои выбросы в результате реализации климатического проекта, могут верифицировать это, выпустить углеродные единицы в реестре и продать их другой компании, которая хочет компенсировать свой углеродный след.
На текущий момент в России наблюдается рост интереса к климатическим инициативам: по состоянию на ноябрь 2024 года зарегистрировано 40 климатических проектов, из которых 35 направлены на сокращение выбросов парниковых газов. Основная часть проектов сосредоточена на уменьшении углеродоемкости производимой тепловой и электрической энергии, а также на снижении сжигания попутного нефтяного газа (ПНГ) на факельных установках.
Анализируя рынок, становится понятно, как важно стимулировать создание экологически чистых проектов. В России прогнозируется выпуск 84,7 млн углеродных единиц, а это значит, что компании начали инвестировать в проекты, сокращающие выбросы парниковых газов, которые ранее не проходили инвестиционные комитеты из-за низкой финансовой привлекательности. Благодаря учету средств от продажи углеродных единиц такие проекты улучшают финансовые показатели и проходят отбор на инвестиционных комитетах. И реализуются проекты, которые не были бы осуществлены без наличия углеродного рынка.
ТРЕНДЫ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
Все это отвечает и мировым тенденциям. Одна из важных западных инициатив — Science Based Targets initiative (SBTi). Ее суть заключается в том, что компании берут на себя добровольные цели по сокращению выбросов вдвое до 2030 года и достижению нулевого уровня выбросов до 2050 года. Как мы понимаем, достичь чистого нуля для некоторых производств просто невозможно, поэтому инициатива допускает компенсацию остаточных выбросов, которые не могут быть устранены, углеродными единицами от природноклиматических проектов, но не более 10% от объема базового года.
Такой подход не только формирует новые стандарты для бизнеса, но и создает спрос на углеродные единицы. Ожидается его рост со стороны гражданской авиации, где выбросы стали предметом строгого регулирования. С 2027 года авиакомпании обязаны компенсировать свои выбросы от международных перелетов, превышающие уровень базового 2020 года, углеродными единицами, выпущенными в реестрах, одобренных CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation) — программой, разработанной Международной организацией гражданской авиации (ICAO).
Уже более 3500 компаний по всему миру взяли на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности, но такие цели берут на себя не только они. Страны также ставят свои суверенные цели, чем стимулируют спрос на углеродные единицы, выпущенные в том числе другими странами.
В условиях растущей климатической ответственности бизнеса и государств инвестирование в климатические проекты, особенно связанные с природно-климатическими решениями, становится не только этичным, но и экономически целесообразным шагом.
Рынок углеродных единиц является многообещающим инструментом, который может помочь сбалансировать интересы бизнеса и общества в вопросах устойчивого развития. Успех этой инициативы зависит от активной поддержки со стороны государственных органов, бизнеса и общества в целом. Углеродные единицы могут стать не только средством борьбы с изменением климата, но и важным инструментом для создания новых бизнес-моделей и привлечения инвестиций в экологически чистые технологии.
Таким образом, важно продолжать диалог между всеми заинтересованными сторонами и активно развивать климатические инициативы, чтобы обеспечить устойчивое будущее для нашей планеты и экономики.