К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Месяц в мазуте: могут ли власти и волонтеры справиться с последствиями аварии в Анапе

Волонтер во время уборки разлитого мазута на пляже в селе Витязево (Фото Игоря Онучина / ТАСС)
Волонтер во время уборки разлитого мазута на пляже в селе Витязево (Фото Игоря Онучина / ТАСС)
Ровно месяц прошел с момента крушения в Черном море двух танкеров, когда 15 декабря 2024 года несколько тонн мазута оказалось в воде, а позже было выброшено на побережье Анапы и Крыма. Forbes рассказывает о промежуточных итогах ликвидации последствий аварии — о курорте без пляжей, новых очагах загрязнения и отмытых от мазута птицах, которые все равно гибнут

«На видео — деликатная очистка участков пляжей Анапы, закрепленных за Староминским, Тимашевским и Динским районами. Основную работу по расчистке береговой полосы от нефтепродуктов здесь завершили. Сейчас песок просеивают через специальные сита. Это позволяет собрать застывшие капли мазута, которые еще остались в грунте», — пишет в своем телеграм-канале Единый координационный центр по ликвидации ЧС.

После таких слов кажется, что мазут вот-вот исчезнет из жизни жителей Краснодарского края, а летом туристы снова заполонят пляжи Анапы. Но такие ожидания вряд ли сбудутся. Спустя месяц после аварии трудно утверждать, что скоро работы по очистке будут успешно закончены, вернее будет сказать, что жизнь с мазутом только началась.

Работы по сбору нефтепродуктов около севшего на мель после крушения танкера «Волгонефть-239». (Фото Максима Григорьева·ТАСС)

Как берег и море становятся грязнее

Площадь загрязнения береговой линии в Краснодарском крае через шесть дней после аварии достигла 54 км, отчитывалось МЧС России. Сейчас работы по очистке охватывают 794 км побережья Кубани и Крыма, и это цифра в 15 раз больше. 

 

Однако и это не окончательный показатель, нефтепродукты продолжают вытекать в море. Первоначально считалось, что в Керченский пролив попало 3700 тонн мазута только из одного танкера «Волгонефть-212», который разломился пополам во время шторма. Второе судно, «Волгонефть-239», также получило повреждения: нос затонул, а корма села на мель у мыса Панагия. 

2 января Минтранс снизил объем загрязнения: выяснилось, что вытекло 2400 тонн мазута. А 12 января глава МЧС Александр Куренков, прибывший к мысу Панагия, заявил, что в корме танкера «Волгонефть-239» обнаружена течь. Однако, как объяснили спасатели, непогода не давала возможности заняться герметизацией дыр и подъемом судов.

 

Получалось только собирать мазут. К 13 января море очистили от 41 тонны нефтесодержащей жидкости. «На сегодняшний день все загрязнения на акватории очищены, повторных не обнаружено», — сообщила Морспасслужба, сотрудники которой вручную убирали нефтяную пленку из акватории Анапы. По оценке губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, 5000 тонн мазута остается на дне Черного моря.

Упущенное время

Самые большие вопросы вызывает администрирование операции по ликвидации нефтеразлива. Решение о введении федерального ЧС глава МЧС Александр Куренков принял 26 декабря, то есть спустя 11 дней после аварии, а единый федеральный штаб ликвидации последствий разлива по распоряжению президента заработал только 12 января. Но подъем судов не начат, а это единственный вариант действий, исключающий дальнейшие утечки. Танкеры остаются в море до сих пор. По мнению экспертов, работы займут от трех месяцев до года.

Между тем доктор технических наук, профессор департамента природно-технических систем и техносферной безопасности Дальневосточного федерального университета Яна Блиновская пояснила Forbes, что шанс удалить до 90% разлившегося мазута из моря был в первые дни после аварии. В этот период хорошие результаты показал бы даже сбор мазута вручную, но первоочередной задачей должна была стать защита берега от мазута с помощью бонов и берм — невысоких валов, сооруженных из грунта, веток или других подручных материалов.

 

«Мазут, в отличие от других, особенно легких, нефтепродуктов, которые рассеиваются по акватории, собрать проще, поскольку пятно более компактно. При попадании в воду, особенно прохладную, он представляет собой довольно плотную субстанцию», — уточнила эксперт. Но гораздо лучше было бы использовать технологичные методы. Правда, в России подобного оборудования не делают, раньше его предлагали голландские производители, но такие аппараты слишком дороги, пояснила Блиновская. Кроме того, существуют технологии для разогрева мазута, оставшегося в танкерах, который из-за низкой температуры моря застыл. Это позволит откачать топливо и избежать дальнейшего загрязнения акватории. О том, что мазут будут разогревать и откачивать, заявлял глава Морспасслужбы 8 января. Пока к корме танкера «Волгонефть-239» только удалось насыпать технологическую дорогу.

Ситуация с разливом «тяжелого» мазута марки М-100 не уникальна, уточняет эколог Дмитрий Лисицын. Подобные нефтесодержащие жидкости попадали в море во время крушения танкера «Престиж» в Бискайском заливе в 2002 году и «Находка» в 1997 году у берегов Японии, а также в результате целого ряда других аварий.

В Минприроды Forbes уточнили, что подобная авария в России произошла впервые. Крушение танкера в 2007 году в Керченском проливе привело к разливу более легкого мазута М-40.

Техника и пляжи

Пока в море бушевал шторм, не давая обследовать источники загрязнения, наиболее активно борьба с мазутом шла на анапских пляжах. Всего к 14 января с береговой линии собрано 162 410 тонн загрязненного песка и грунта, вывезено — 38 829 тонн, уточняет МЧС. При этом глубина слоя песка на Пионерском проспекте и Витязевской косе колеблется в пределах 2–3 метров.

Активная работа тяжелой техники и большие объемы выемки песка привели к тому, что, например, на пляже в начале Пионерского проспекта в центре Анапы слой уменьшился до полуметра. В такой ситуации дальнейшая работа бульдозерами, погрузчиками и экскаваторами может оставить некоторые пляжи без песка. «Дальше песок с пляжей вывозить нельзя», — полагает руководитель группы проектов развития Сколтеха Владимир Каляев. Специалист уточняет, что «лишний» вывоз с анапских пляжей мог произойти из-за неточно указанных критериев по определению степени загрязненности песка на береговой линии.

 

По его мнению, после уборки больших пластов мазута необходимо применять более щадящие техники: просеивание и отмывку, щадящую термообработку, обработку бактериями или химическими составами. Сейчас же с пляжей вывозится песчано-мазутная смесь, где содержание загрязнения уже менее 1%. После стандартной обработки обжигом для удаления мазута песок нельзя будет вернуть на пляжи из-за несоответствия гигиеническим нормам согласно заявлениям профильных экспертов, уточнил Каляев.

Анапа. Волонтеры во время уборки разлитого мазута на пляже в селе Витязево. (Фото Игоря Онучина·ТАСС)

Тем временем научное сообщество ищет способ очистить анапский песок, не вывозя его с пляжа и не подвергая термической обработке. Один из руководителей работ — доктор химических наук, профессор Ирина Перминова. Она пояснила Forbes, что множество компаний, научные институты из разных регионов подключились к поиску технологии, но какой она будет, пока сказать сложно.

«Специалисты обычно занимаются разработками в своей профильной области, которые трудно напрямую применить к данной ситуации. На поиск и адаптацию технологии требуется время. Опять же, активная работа началась после новогодних праздников», — пояснила Forbes Перминова. 

В Минприроды уточнили, что ученые разрабатывают технологии, которые позволят локализовывать мазут в воде, то есть сделать его твердым и удобным для сбора. Кроме того, тестируются способы очистки гальки и скал от мазутных пятен.

 

Если российские ученые найдут средство для ликвидации разлившегося мазута, это может стать уникальной разработкой. По словам Блиновской, универсальной технологии, которая позволяет собрать мазут со дна, в мире не существует. При подобных авариях остается рассчитывать на время и природные процессы. Повышение температуры морской воды и происходящие там гидродинамические процессы способствуют поднятию отдельных фрагментов мазута вновь в толщу воды и даже на поверхность. А это уже вторичное загрязнение. В этом случае нефтепродукты можно и нужно будет собрать, но полная ликвидация таких инцидентов займет годы и потребует постоянного мониторинга акватории в поисках мазутных выбросов. 

В свою очередь Каляев предложил для предотвращения выноса частиц мазута на берег ставить комплекс из специальных сетей, проводить отделение глубинной части песка активной зоны прибоя дорожно-строительными технологиями и выставление матов из местных материалов (камыш, солома) в комбинации с теми же сетями, которые будут удерживать основную часть загрязнений даже в средний по силе шторм. Менять сети необходимо в зависимости от степени их фактической загрязненности. Технологию уже сейчас стали применять на анапских, таманских и крымских пляжах. Он также уточнил, что подобная система — временная мера. Позже будет отлажена схема очистки дна моря и толщи воды с кораблей также с помощью сетей, возможно в комбинации с пузырьковыми методами.

Спасение безнадежных

Центры по отмыву и реабилитации птиц работают на Кубани и в Крыму. Волонтеры спасают птиц в Анапе, Алуште и Севастополе. Самый оснащенный центр находится в Витязево — одном из районов Анапы. Сначала птиц отмывали на переоборудованной автомойке, 13 января центр начал функционировать на базе пансионата «Полярные зори». С момента аварии отмыть удалось около 6000 птиц, но это не означает спасения пернатых. 

Когда волонтеры доставляют животных в центры помощи, их желудки уже полны мазута: птицы пытаются выщипать грязные перья. Промывание желудка создает дополнительный стресс для пернатых, поэтому даже если птица выглядит чистой и бодрой, это не гарантия ее выживания. Но гибель птиц наблюдают не отмывающие их волонтеры, а те, кто выхаживает пернатых после — сотрудники центров реабилитации. Так, в центре «Пеликан» спустя месяц признали, что в одной из групп привезенных птиц погибло 95% пернатых.

 
Птицы под лампами после помывки на базе предприятия «Экоград». (Фото Сергея Мальгавко·ТАСС)

«Грустная мировая статистика дает вообще 1%. Но там на западе никто не возится с «безнадежными», запачканными более чем на четверть птицами. Сразу усыпляют. Мы — возимся», — написал один из волонтеров.

Действительно, протоколы работы с испачканными в мазуте птицами в США и Канаде предусматривают эвтаназию. Однако для России такой вариант неприемлем. По мнению зарубежных специалистов, в таких ситуациях основные усилия необходимо направлять на сохранение еще чистых птиц. Такая постановка вопроса стала актуальной для последствий аварии в Керченском заливе. 10 января загрязнение достигло Тамано-Запорожского заказника, где зимуют тысячи видов птиц, в том числе краснокнижных. Однако пока там не предприняты меры превентивной защиты береговой линии: нет боновых заграждений и сетки, способной удержать мазут. 

«Это ключевая орнитологическая территория. На миграции здесь сотни тысяч птиц останавливаются. Да и сейчас десятки тысяч», — написал у себя в телеграм-канале блогер, эколог Жора Каваносян. Но пока никаких заявлений федерального штаба ликвидации последствий не последовало.

Все меньше волонтеров

После окончания новогодних праздников волонтеров стало в разы меньше, рассказал Forbes основатель АНО «Центр чистой природы 12–15» Александр Люкшин, который с 22 декабря находится в Анапе с группой добровольцев. По его оценкам, «если в праздники людей были сотни, то сейчас десятки». Многие не могут приехать из-за невозможности взять отпуска на работе, считает собеседник издания.

 

В Едином координационном штабе Анапы также подтвердили, что если в дни праздников более 2000 волонтеров выходило на очистку пляжей в день, то в середине января показатель упал до 200 человек. Однако эта цифра включает добровольцев, которые самостоятельно добирались до Анапы, остаются еще люди, привлекаемые местными муниципалитетами. Работа с ними стала более системной. Например, 54 км анапского пляжа разбито на 41 участок, закрепленный за одним из административных образований. Очень большая работа волонтерами выполнена, поэтому нельзя говорить о дефиците рабочей силы, уточнили в штабе. 

Доброволец, житель Анапы Александр Величко указал, что к настоящему моменту основные объемы загрязнения с доступных пляжей убраны, теперь нужно просеивать песок, чтобы выбрать небольшие вкрапления мазута, а волонтеры не всегда готовы к такой сложной и монотонной работе. 

Глава правительственной комиссии по ликвидации аварии вице-премьер Виталий Савельев поручил главе МЧС Александру Куренкову разработать план работ по очистке к 15 января. Вице-премьер, министр транспорта Роман Старовойт и министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов прибыли в Анапу, чтобы осмотреть пострадавшие районы. К федеральным чиновникам присоединился губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, и делегация направилась к корме севшего на мель «Волгонефть-239». Затем состоялось рабочее совещание. План ликвидации последствий обнародован не был. 

«Но то, что есть движение, мы уже видим, что есть позитивная динамика — это факт... Мы даже увидели в Черном море дельфинов, которые играют. Это обнадеживает», — уверил Савельев. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

29.01.2025