Устойчивые новости: почему страны не могут договориться о судьбе пластикового мусора
Каждый год производится 460 млн тонн пластика, из которых 350 млн становятся отходами. Сейчас около 50-75 трлн кусочков пластмассы — упаковки от еды, старые игрушки, разложившаяся на микропластик одежда и обувь — покрывает поверхность Мирового океана. К 2050 году человечество станет производить в три раза больше пластика, а значит, объем такого мусора вырастет, и полимеров в океане станет больше, чем рыбы.
Чтобы избежать катастрофы, эксперты Программы по защите окружающей среды ООН (ЮНЕП) инициировали заключение международного договора по борьбе с пластиковым загрязнением.
В марте 2022 года на очередной сессии Ассамблеи ООН по окружающей среде пластмассовый мусор признали глобальной проблемой. Резолюцию о необходимости создания юридически обязывающего глобального соглашения подписали 175 стран, включая Россию. Будущий договор должен был охватить весь жизненный цикл пластика: от производства до утилизации. Также в соглашении предполагалось учесть национальные особенности и возможности стран по сокращению отходов.
Государства отвели себе 2,5 года на выработку текста договора. Надо сказать, намерение было амбициозным. К примеру, процесс согласования Монреальского протокола, документа по защите озонового слоя, занял примерно пять лет. Столько же времени потребовалось для подготовки первого климатического соглашения — Киотского протокола. Видимо, опыт предыдущих глобальных договоров давал надежду на быстрые и успешные «пластиковые» переговоры.
По задумке организаторов, представители стран должны были встретиться пять раз: в Уругвае, Франции, Кении, Канаде и последний раз в Пусане. Каждый саммит касался разных аспектов проблемы: от объемов производства, технологий сбора и переработки до химического состава пластмасс. Каждая сессия заканчивалась разочарованием: позиции сторон оставались непримиримыми. Но надежда все-таки оставалась. Встреча в Пусане, которая проходила с 25 ноября по 1 декабря, могла бы завершиться эффектным финалом — подписанием договора, но этого не случилось.
Почему страны не пришли к соглашению
Страны разделились на два противоборствующих лагеря. Коалиция из 100 стран — от богатых европейских государств до стран Африки, Латинской Америки и Тихоокеанского региона — настаивала, что нужно установить пределы для производства пластмасс, а также прекратить выпуск тех видов пластика, которые невозможно переработать. Идея запретить весь пластик не обсуждалась. Это изобретение человечества незаменимо как минимум в медицине, а также в производстве самолетов и автомобилей.
Но такая вроде бы разумная позиция не нашла поддержки у крупнейших нефтедобывающих держав, в том числе стран Персидского залива и России. «Если решать проблему загрязнения пластиком, то не должно быть никаких проблем с производством пластмасс: проблема заключается в загрязнении, а не в самом пластике», — кратко обозначил суть возражений делегат из Саудовской Аравии. Однако только 9% выпускаемых в мире полимеров удается собрать и превратить во вторсырье, а значит, идея «только переработки» не работает.
По мнению наблюдателей, именно нефтяные государства заблокировали решение ограничить выпуск пластика. Их можно понять. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем основными потребителями нефти станут производители пластмасс.
Мешали достижению соглашения и многочисленные представители нефтехимической отрасли. Независимые исследователи насчитали в списках участников саммита более 220 лоббистов пластика. Наблюдатели с сожалением замечали, что при отсутствии давления со стороны нефтяных держав соглашение было возможно — страны были к нему близки. Однако процедура принятия решения предполагает одобрение всех стран, что кажется пока недостижимым, даже если лоббистов выгонят с заседаний и из коридоров конференции.
Что дальше?
Встреча в Пусане закончилась провалом, но, скорее всего, переговоры продолжатся в следующем году. Производство пластика растет, а загрязнение природных ландшафтов наблюдают по всему миру, в том числе в странах — производителях пластмасс. В конце концов лайнеры с путешественниками будут прокладывать путь между кучами мусора, а не по водной глади. Возможно, общественное мнение окажет давление на бизнес и власти, чтобы договор по борьбе с пластиковым загрязнением состоялся.
Хорошие новости (если их таковыми, конечно, считать) заключаются в том, что сокращать количество полимеров страны могут самостоятельно. Евросоюз, например, уже выпустил заявление, в котором выразил сожаление относительно итогов переговоров и повторил, что будет ограничивать использование одноразового пластика и стимулировать компании переходить к производству товаров с продолжительным сроком службы и возможностью переработки с помощью экологических сборов и правил.
А группа из 85 стран и политических блоков, включая Великобританию, ЕС, Мексику и др., подписала декларацию, в которой обязалась отстаивать глобальные цели по сокращению выпуска пластика.
Россия запрещает пластиковую упаковку
Несмотря на позицию России на международных переговорах, политика в отношении пластика внутри страны близка к европейской. Основная государственная структура, отвечающая за сокращение мусора и переход к циклической экономике, Российский экологический оператор, вводит повышенные экологические платежи для одноразового пластика, а также запрещает производить товары из пластмасс, которые невозможно собрать и превратить во вторсырье.
Так, в 2023 году РЭО предложил в течение года запретить до пяти видов пластиковой упаковки в России, а к 2030 году — 20.Против предложения возражал бизнес, скорее всего, поэтому в 2024 году в стране запретили выпуск только трех видов упаковки: ПЭТ-бутылок для пищевой промышленности необычных цветов (за исключением бутылок голубого, белого, зеленого, коричневого цветов и бесцветных), многослойных ПЭТ-бутылок и ПЭТ-упаковки с этикеткой из поливинилхлорида (кроме термоусадочной этикетки).
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора