К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Уроки смыло наводнением: как климатический кризис мешает школьникам хорошо учиться

Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Школьники — одна из самых уязвимых к изменению климата категорий. Их благополучие зависит от того, как взрослые организовали их учебу: где находится школа, есть ли в классе отопление или кондиционер, когда начинаются уроки и сдача выпускных экзаменов. Forbes собрал наиболее яркие примеры влияния погоды на образовательный процесс

Десятилетний ребенок в 2024 году сталкивается с гораздо большим числом погодных аномалий, чем его сверстник в 1970 году. Он переживает в 36 раз больше случаев аномальных явлений: наводнения, тропические циклоны, лесные пожары и засуху. В течение последних 20 лет непогода в 75% случаев приводила к временному прекращению занятий в школе. В этом случае пробелы в знаниях ученикам сложно наверстать. При частой смене погоды школьники чаще болеют, а изменение температурного режима и количества осадков повышает на 14% риск конфликтов и насилия, а значит, обостряет отношения учеников. 

Увеличение частоты природных катастроф приводит к сбою системы образования в момент чрезвычайной ситуации, а также пагубно отражается на качестве знаний школьников в долгосрочной перспективе, отмечается в докладе Всемирного банка.

Нестерпимая жара меняет даты каникул
Manish Swarup·AP Photo

Нестерпимая жара меняет даты каникул

Более 36 млн школьников в Бангладеш и на Филиппинах в апреле этого года из-за сильной жары не посещали образовательные учреждения. Температура окружающей среды достигла 42 градусов. А в мае 2024 года ушли на летние каникулы на несколько дней раньше обычного школьники Дели. Причина — экстремально сильная волна жары, во время которой температура доходила до 50 градусов.

В середине июня, то есть на две недели раньше срока, были закрыты школы на Кипре. Жара в классах достигала 40 градусов. После температурной аномалии в Министерстве образования государства пообещали возобновить программу оборудования школ кондиционерами, отмененную несколько лет назад. Начало учебного года отложили на несколько дней в ряде школ Литвы. По санитарным нормам температура в классе не должна превышать 28 градусов, но в этом сентябре помещения прогревались намного сильнее, в большинстве школ нет кондиционеров, поэтому днем там было «жарко, как в бане».

В России из-за жары тоже переносили начало учебного года. Например, в 2014 году Министерство образования Астраханской области рекомендовало учебным учреждениям региона перейти на щадящий режим в связи с аномально высокими температурами: при необходимости сокращать уроки до 30 минут, делать дополнительные перерывы и даже отпускать учеников домой. Через год ситуация повторилась — в столице Астрахани температура воздуха в классах в первых числах сентября превысила 35 градусов. Ряд школьных администраций решили отменить или сократить уроки. В 2016 году жара снова угрожала началу учебного года: власти собирались продлить каникулы на 10 дней. Регулярно приостанавливают работу школ в соседней с Астраханской областью Калмыкии.

«В результате погодных аномалий должна происходить корректировка дат начала учебного года, смещаются периоды школьных каникул, изменяется режим обучения», — отметил Forbes заместитель директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Андрей Макаров.

Лесные пожары: слишком душно для учебы
The National Museum of Australia

Лесные пожары: слишком душно для учебы

Изменение климата привело к увеличению сезона природных пожаров и их интенсивности в Австралии. В 2009 году горело с такой силой, что бедствие получило название «Пожары черной субботы». Из-за дыма и пепла от горящих лесов в начальных школах снизилась успеваемость. Спустя 10 лет, с 2019 по 2022 год, континент каждый год сталкивался с горением леса в аномальных масштабах. Ученики при этом получали эмоциональную травму, связанную с изменением привычного ритма жизни, сложнее всего возвращаться к обычной  жизни детям из малообеспеченных семей и инвалидам.

Ухудшение успеваемости школьников на 15% из-за этой проблемы констатировали и в США. Ученые прогнозируют, что будущие зарплаты миллионов взрослых, которые детьми подверглись длительному воздействию дыма, будут меньше на $1,7 млрд ($111 в расчете на одного) по сравнению со сверстниками, живущими вдали от горящих лесов. В Калифорнии некоторые учебные заведения теперь прекращают работу из-за мегапожаров пять раз в год, а продолжительность дней без учебы выросла с нескольких дней в начале 2000-х до трех недель после 2015 года, отмечает издание CAlmettes. В еще более уязвимой ситуации оказываются бедные районы, где меньше деревьев, способных хоть как-то улучшить качество задымленного воздуха. Кроме того, сильнее страдают дети с хроническими заболеваниями дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

В России в 2016 году незапланированные каникулы начались в школах Усть-Кута в Иркутской области. Из-за сильного дыма от лесных пожаров занятия отменили с 27 сентября по 2 октября. Роспотребнадзор также рекомендовал приостановить работу школ Братска и Братского района. Через несколько лет, в 2023 году, жители Тюмени просили власти отменить занятия в школах в конце мая в связи с дымом от природных пожаров.

Штормы и ураганы — разрушают школы и пугают учеников
Mario Tama·Getty Images

Штормы и ураганы — разрушают школы и пугают учеников

Ураган «Мария» в 2020 году обрушился на Пуэрто-Рико, вызвал сильные разрушения, отключение электричества и систем связи. Школы прекратили работать. При этом основную часть учащихся составляли дети из семей с очень низкими доходами. После урагана мальчики из фермерских семей стали прогуливать занятия или уходили из школы, чтобы помочь семьям. Постоянные стихийные бедствия сказываются на психическом состоянии детей. Школьники здесь прячут еду в носках на случай катастрофы, боятся грохота проезжающих грузовиков и дождя — вдруг это предвестники наводнения или шторма. Частые отмены занятий и бедность привели к тому, что только 1% учеников начальной школы в штате выполняют норму по скорости чтения в США.

В России одна из наиболее подверженных влиянию штормов и ураганов территорий — Дальний Восток. В октябре 2022 года школьники, по распоряжению руководства Приморья, могли не посещать школы в связи с неблагоприятным прогнозом синоптиков: ожидался ураганный ветер и ливень. В 2023 году школы в двух округах края перевели на дистанционное обучение из-за циклона и ледяного дождя.

Но проблемы с опасными погодными явлениями стали в последнее время возникать и в регионах со спокойным климатом. В феврале 2024 года циклон «Ольга» неожиданно принес в Волгоградскую область снегопад и порывистый ветер такой силы, что в нескольких районах школьников перевели на дистанционное обучение. В марте этого года власти Москвы накануне спрогнозированного Гидрометцентром ураганного ветра поручили администрациям школ не отпускать учеников на улицу.

Слишком сильные паводки
Егор Алеев·ТАСС

Слишком сильные паводки

Весной 2024 года аномальный паводок на реке Урал привел к катастрофическим последствиям для прибрежных территорий: затопило несколько населенных пунктов и школ. Однако единственный случай официальной корректировки учебного процесса произошел 17 апреля. В населенном пункте Солонцы Тарбагатайского района детей освободили от уроков, когда вода подошла слишком близко к зданию школы.

В остальных районах Оренбургской, Курганской, Тюменской областей и Бурятии, несмотря на то, что продолжение учебы было невозможно, только через некоторое время ученикам предложили заниматься в школах вдали от зон затопления. Занятия в дистанционном режиме в качестве альтернативы обучению в классах не предлагались, а после перевода в другие школы ученикам не компенсировали пропущенные уроки. При этом выпускникам 9-х и 11-х классов пришлось сдавать экзамены по установленному расписанию.

Между тем наводнения в бассейне реки Дон, а также в междуречье Дона и Волги случаются из года в год. Но до сих пор нет какого-то отлаженного процесса защиты детского образования. Как отметил Макаров из Kept, глобальных изменений в политике Министерства образования, связанных с природными катаклизмами, пока нет.

Мороз и школа
Павел Кошеленко·ТАСС

Мороз и школа

Влияние экстремальных холодов, осадков, снегопадов и ветра на школы изучено гораздо меньше, чем влияние жары, полагает Брендон Хиндман из австралийского университета Чарльза Стерта. При этом вероятность закрытия школ по причине слишком низкой температуры, например в США, в 20 раз выше, чем в связи с жарой.

В России к морозам привыкли больше, поэтому инструкции о корректировке учебного процесса в случае холодов приняты во всех регионах. Причем все они разные, как и положено, с учетом разнообразия климатических особенностей территорий страны. Например, в Удмуртии школьники 1–4-х классов могут не посещать занятия при температуре от минус 27 градусов и ниже, а все школьники — при температуре ниже минус 30 градусов и ниже. В Новосибирске начальные классы не идут в школу при температуре на улице минус 25 градусов, школьники 5–9-х классов — при минус 30, а старшеклассники — когда становится холоднее минус 35.

В начале прошлого года аномальный холод отмечался в регионе с относительно мягкой зимой — Поволжье. В Саранске из-за морозов в минус 32 градуса частично отменили занятия. Уроки для учеников 1–9-х классов проводили дистанционно. В Татарстане на несколько дней продлили зимние каникулы: ожидалось снижение температуры до минус 42 градусов. В Сыктывкаре столбики термометров опустились до минус 35 градусов, поэтому отменили уроки с 1-го по 11-й класс.

Смена формы: время уроков физкультуры и экзаменов может измениться
Кирилл Кухмарь·ТАСС

Смена формы: время уроков физкультуры и экзаменов может измениться

Помимо катаклизмов, школам мира придется адаптироваться к постепенной трансформации климата: медленному росту среднегодовых температур, увеличению или снижению осадков, изменению их характера. Для России, как и для мира, не существует универсального решения проблем, связанных с изменением погодных условий, отметил в беседе с Forbes доктор наук, специалист в области экологической эпидемиологии и гигиены окружающей среды Борис Ревич. По его мнению, принятый в СССР унифицированный подход к организации школьного образования в текущей ситуации не поможет: должны меняться подходы к строительству школьных зданий, гигиеническим и санитарным нормам учебного процесса.

Например, из-за жары может измениться время проведения уроков физкультуры на открытом воздухе, поясняет Ревич. Он также уточняет, что загрязненность городского воздуха усугубляет климатические проблемы: пыль и жара сильнее портят здоровье детей, чем чистый воздух.

Исполнительный директор, эксперт в области возобновляемой энергетики фонда «Земля касается каждого», который ведет уроки физкультуры в одной из школ Москвы, Владимир Чупров рассказал Forbes, что уже изменилась продолжительность сезона катания на лыжах. 10 лет назад тренировки проходили с конца ноября по март, а теперь лыжный сезон в московских школах сократился до 1–1,5 месяцев в январе-феврале.

Еще один важный для детей вопрос подняли участники проекта французского издания Le Monde, посвященного адаптации к изменению климата. Родители учеников поинтересовались у представителей Министерства образования, будут ли сдвинуты сроки экзаменов на аттестат зрелости с жаркого теперь июня на более прохладное время года. Эксперт министерства не смог спрогнозировать подобного развития событий. По его мнению, скорее всего, экзаменующимся будет обеспечена комфортная температура в помещении.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+