К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Спасти Станислава: как в России впервые вытащили кита из сетей и почему это произошло

После освобождения кита Станислава (Фото клуба «Бумеранг»)
После освобождения кита Станислава (Фото клуба «Бумеранг»)
О том, как проходила первая в России операция по спасению из сетей кита по имени Станислав, и о проблеме выброшенных рыболовных орудий, специально для Forbes рассказывает Валентина Мезенцева, председатель правления клуба «Бумеранг», сотрудники которого срезали с млекопитающего сети, и координатор операции со стороны сахалинских участников

2 июня в Баренцевом море у поселка Териберка на Кольском полуострове туристы обнаружили краснокнижного горбатого кита. Млекопитающее запуталось в остатках сетей. 

У кита Станислава (имя ему было выбрано спонтанно) веревка плотно прилегала к телу, а место запутывания располагалось позади рта. Млекопитающее относилось к краснокнижному охраняемому в России виду — горбатый кит. Такое название животные получили либо из-за спинного плавника, формой напоминающего горб, либо от привычки при плавании сильно выгибать спину. После того, как информация о запутавшемся ките распространилась в социальных сетях, встал вопрос о проведении спасательной операции.   

Запутавшийся кит мог кормиться с сетью на теле, но на коже животного было уже несколько отметин: сеть натирала. Прогноз на будущее у гиганта был неблагоприятный. К операции по спасению подключились волонтеры, местные жители, представители «Норильского никеля», сотрудники Росприроднадзора и других ведомств, туроператоры и морские биологи.

Как спасали первого кита

Единственные «китовые» спасатели в России — это группа реагирования «Друзья океана», которая базируется на Сахалине. Ее руководителю Вячеславу Козлову и позвонили с просьбой принять участие в освобождении от сетей млекопитающего. В итоге 10 июня двое спасателей — Вячеслав Козлов и Павел Ткаченко — полетели из Сахалина в Мурманск. Надо отметить, что еще до прилета сахалинцев в море вышла команда под руководством морского биолога Анастасии Куницы, чтобы установить точное место нахождения запутавшегося кита. После того как спасатели добрались до Териберки, началась активная фаза операции по спасению. 

 

В море выходило два судна. Одно, легкое маневренное с парой спасателей на борту, пыталось приблизиться к киту, чтобы понять, насколько сильно и как запутан кит, а затем срезать путы. Капитан судна выполнял протоколы безопасности при сближении с млекопитающим: не вставал на пути животного и не приближался к хвосту, двигался вдоль траектории движения кита. Однако в течение двух дней кит не давал людям приблизиться: постоянно уходил от лодки. На втором судне шла команда сопровождения с оборудованием, которое может понадобиться спасателям.

С помощью дронов и визуального наблюдения удалось понять характер запутывания и определить, каким образом избавлять кита от веревок. Ситуация оказалась непростой. Когда у сетей на теле млекопитающего есть свободные концы, то на них крепят большие надувные буи. Действуя как тормоза, они замедляют скорость движения животного до 3–5 км/ч вместо обычных 1015 км/ч. Также буи-поплавки не позволяют киту нырять, удерживая гиганта на поверхности воды. 

 
Как был запутан кит.·Клуб «Бумеранг»
Насадки на шест·Клуб «Бумеранг»
Охота за китом.·Клуб «Бумеранг»
Кит с белым плавником, который защищал Станислава.·Клуб «Бумеранг»
Срезание сети.·Клуб «Бумеранг»

Но у кита Станислава не было ни одного торчащего кусочка веревки — зацепить буй было не за что. Спасатели должны были подойти на расстояние около трех метров к голове кита и дотянуться до пут спасательным шестом. Шест — главное орудие освобождения. Его длина от трех до восьми метров, а на конце закреплен режущий инструмент. В арсенале «Друзей океана» целый набор приспособлений для разрезания сети, среди них коллекция ножей от закругленных до тупых и поворотных. 

Между тем возникла еще одна сложность — у Станислава появился защитник. Кит с белым плавником загораживал спасателям путь к сородичу, видимо, опасаясь людей. Препятствие было столь серьезным, что операция могла закончиться неудачей. 

Но команда решила продолжить сопровождать кита. Люди работали по ночам, благо они на Кольском сейчас белые, в надежде, что вот-вот удастся подойти на нужное расстояние к животному. Сахалинским волонтерам пришлось поменять билеты и остаться еще на несколько дней. Операция затягивалась. 15 июня спасатели провели в море 14 часов, и чудо произошло. Четыре часа специалисты медленно кружили рядом с китом и его сородичами. В конце киты кружили прямо под  катером — сквозь воду были видны их грудные плавники. В один из таких заходов запутавшийся кит вынырнул недалеко от катера, и Павел Ткаченко опустил шест прямо в воду. Спасатель в воде подцепил веревку шестом и сорвал ее одним движением. Участники экспедиции с трудом верили в удачу. Павлу пришлось в качестве доказательства показывать куски сети на ноже.

 

Пока спасатели радовались, киты уплыли и специалистам пришлось еще час искать кита Станислава, чтобы сфотографировать свободную спину кита. Компанию освобожденному киту все также составлял сородич с белым плавником. Первая в России операция по распутыванию кита от сетей прошла успешно.

Как в России появилась команда «китовых» спасателей

В 2016 году четыре косатки попали в ледовый плен в Охотском море у берегов Сахалина. Тогда также к ситуации было привлечено огромное внимание. Млекопитающих спасали всем миром — водолазы, активисты, ветеринары и спасатели. Проблема тогда возникла с косаткой Вилли. Самец остался один в полынье, когда остальные сородичи уже были на свободе. Круглосуточно рядом с Вилли дежурили в том числе сотрудники клуба «Бумеранг». Спасатели вывели Вилли в открытую воду. После освобождения морских гигантов стало очевидно — специалистов для такой работы в стране нет. 

В том же году «Бумеранг» создал на Сахалине общественную волонтерскую группу «Друзья океана». В нее вошли энтузиасты, которые занимались просвещением, изучением китов и туристическими проектами. Чуть позже на Сахалине было организовано обучение спасению китообразных с профессионалами из Международной китобойной комиссии (МКК), которые обладали 40-летним опытом распутывания морских животных.

На курс МКК в 2017 году приехали более 50 человек из разных регионов России, но действующая команда «китовых» спасателей осталась только на Сахалине. Чтобы сохранить навыки работы, волонтеры каждый год имитировали освобождение кита из сетей. В тренировке участвовали две лодки. Одна изображала кита, а со второй спасатели отрабатывали методики разрезания сетей. К сожалению, на Сахалине для того, чтобы спасти животное из сетей, не надо ждать кита.

Спасатели вручную выводят зажатых во льдах Охотского моря трех взрослых косаток и детеныша (Фото пресс-службы ГУ МЧС России по Сахалинской области·ТАСС)

Что делали спасатели до Станислава

Ежегодная рутина «Друзей океана» связана с вызволением из пут ушастых тюленей. Один раз в год проходит экспедиция на остров Тюлений, где подготовленная группа спасателей распутывает животных. Около 1,5%, или 2000, животных на лежбище носят мусорные «ошейники», то есть травмированы пластиковыми рыболовными снастями. Сначала команда состояла только из людей, умеющих срезать пластик, но на протяжении последних лет в число спасателей вошли ветеринарные врачи. Дело в том, что чаще всего тюлени запутываются в жаберных сетях (сеть с некрупными ячейками, в которой рыба запутывается жабрами. — Forbes). Такие сети, закрученные на животном, нельзя поддеть и срезать: лески врезаются в кожу на глубину до 15 см. Ветеринарам приходится обездвиживать животных, а затем делать полевую операцию по извлечению пластиковых нитей и обрабатывать раны.

 

Губительные «ожерелья» морские котики и сивучи надевают в детстве. Маленькие щенята — детеныши тюленей — плавая в прибрежной зоне, играя нанизывают на шею остатки сетей и упаковочные ленты. Тюлень растет, и сетка или пластик врезается в его тело. Бывает, что диаметр кольца на котике втрое меньше диаметра шеи животного. От таких удавок на теле млекопитающих образуются глубокие раны. Если не снять удавку, то со временем она повредит жизненно-важные органы или поранит кожу тюленя: откроет путь инфекции. Скорее всего, животное погибнет.

Оценить опасность мусора в воде животные не могут. Этот неживой обитатель появился в океане 50 лет назад. Раньше сети делали из пеньковой веревки, которая разлагалась, но пластиковые снасти дрейфуют в океане годами. У животных еще нет механизмов адаптации к этой проблеме, для них это часть безопасной среды. Масштаб пластикового бедствия в морских водах растет: брошенными сетями усеяны берега Балтийского, Черного, Белого морей. Пока создается ощущение, что скорее исчезнут морские млекопитающие, чем люди откажутся от пластика.

Откуда берутся сети

Трогательная история распутывания кита Станислава у берегов Кольского полуострова продемонстрировала проблему и сложность спасения китов, но на самом деле в подобной ситуации оказываются миллионы морских обитателей — человек успевает спасти единицы.

Брошенные орудия лова или «сети-призраки» (ghost fishing) травмируют около 66% обитателей морей. Общей мировой статистики нет. Морские биологи собирают информацию по отдельным регионам, чтобы продемонстрировать чудовищность ущерба. Согласно данным из США, около 4500 брошенных сетей-призраков привели к гибели более 2,5 млн морских беспозвоночных, 800 000 рыб и 20 000 морских птиц. Также известно, что 80% китов, обитающих вблизи берегов, имели опыт столкновения с брошенными сетями. В России подсчет животных, пострадавших от выброшенных сетей, не ведется. Косвенно о том, что проблема не меньше, чем в других странах, говорят экспедиции «Бумеранга» по распутыванию от сетей ушастых тюленей, а также результаты недавней волонтерской уборки на заповедном необитаемом острове Монерон в Татарском проливе. Из 10 мешков собранного мусора большая часть — сети.   

 

В России пока нет жесткого контроля использования сетей и других орудий лова. При этом в стране продается большое количество дешевых китайских жаберных сетей (в народе их зовут «китайки»). И если рыболовецкие компании еще можно контролировать, то частный промысел — почти нереально. Один рыболовный инспектор на Сахалине следит за такой огромной территорией, что физически не может уследить за людьми с сетями. Однако если подсчитать убытки от использования жаберных сетей, то можно прийти к выводу: прибыль от их использования ничтожна по сравнению с наносимым вредом.

«Друзья океана» помогают тюленям на острове Тюлений (Фото клуба «Бумеранг»)

Например, на реках Сахалина сети остаются после лова, и тогда на протяжении нескольких лет в них гибнут тысячи рыб. Причем эта добыча никому не нужна: рыбы сгнивают в ячейках. Еще одна проблема — это упаковочная лента от коробок с уловом. Раньше  ленту сжимали металлической скобой, и она, попадая в океан, распадалась. Сейчас делают спайку, которую невозможно разорвать. Пластиковые кольца из лент вредят животным не меньше сетей. Ученые и природоохранные активисты надеются найти деньги на проведение научных исследований, которые покажут масштабы проблемы в России и помогут найти пути решения.   

Примеры в международной практике есть. Помогает маркировка рыболовных сетей. В этом случае промышленники отвечают за орудие лова от покупки до утилизации. Случаи потери и уплывших орудий лова крайне редки. Еще один способ — запрет наиболее губительных снастей. Десятки лет обитатели моря гибли в дрифтерных сетях. Название происходит от английского слова drift — спускать по течению. Сети расправляют в воде, и рыба оказывается в своеобразном капкане. А 50-метровые снасти, как правило, ставят друг за другом. В результате вместе с промысловыми видами в сети заходили и гибли десятки других видов рыб, которых рыбаки выбрасывали за борт. Ряд стран, в том числе Россия, запретили использовать дрифтерные сети — и проблема была решена.

Тем не менее решения, которые помогут снять проблему сетей, вряд ли примут быстро, поэтому работа «китовых спасателей» будет все более востребована. Это значит, что нужно обучать и готовить больше волонтеров и специалистов по распутыванию морских млекопитающих, оснащать группы необходимым оборудованием. А также вести просветительскую деятельность по предотвращению загрязнения морей.   

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+