К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Зеленеющие» Канны: как кинофестиваль спасает климат и латает красную дорожку

Фото G. Durand / WireImage
Фото G. Durand / WireImage
Несколько лет назад на старте гонки за звание самого «зеленого» фестиваля Европы Канны отстали от Берлинале, но к 2024 году приблизились к конкурентам. Теперь у французов гости ездят только на электрокарах, платят €20 на охрану природы и ходят по перешитой красной ковровой дорожке

Канны — крупнейший кинофестиваль в мире. Ежегодно в течение 11 дней здесь показывают сотни фильмов десяткам тысяч гостей и зрителей фестиваля. Такое гигантское количество людей способно вытоптать всю округу, завалить ее мусором и разлететься по домам, выбрасывая в атмосферу углекислый газ от самолетных двигателей. Чтобы сохранить место проведения фестиваля для будущих поколений и спасти планету, к 2024 году кинофорум подошел с программой устойчивого развития, которая подразумевает переход на исключительно электронные билеты и инвестиции в размере €2,2 млн в проекты по восстановлению экосистем. 

Мусора больше нет

Несколько лет назад местный дайвер опубликовал видео, где показан разбросанный на дне моря мусор вблизи главной набережной фестиваля Круазетт. После публикации дотошный репортер разглядел среди хлама подборки для прессы, посвященные фильму «Принцесса Монако» с Николь Кидман в главной роли — фильму открытия фестиваля в 2014 году.  Не исключено ,что на океанском дне лежат еще 77 подборок для прессы по числу фестивалей, исключая два пандемийных года, когда красную дорожку не расстилали. В 2024 году нагрузка на природу не уменьшится: ожидается, что показы посетят до 45 000 зрителей.  Любители кино будут есть, покупать сувениры, прессу и другие мелочи, которые вскоре превратятся в мусор и, возможно, также попадут на дно Средиземного моря.

Николь Кидман на фотосессии съемочной группы «Принцесса Монако» в Каннах в 2014 году. Фото: Dave Bedrosian, ZUMAPRESS.com

Сокращать отходы Канны начали с самого знакового элемента своего декора — красной ковровой дорожки. Благодаря ремонту полотнища менять дорожку стали в три раза реже, чем раньше. При таком подходе на свалке оказывается на 1400 кг меньше ковролина (59% от массы дорожки). Также на 12% за четыре года сократилось количество ковровых покрытий на всех площадках фестиваля. На 79% снизился объем бумажной продукции: билетов, брошюр и рекламных распечаток. Большая часть того, что раньше после фестиваля оказывалась макулатурой, теперь представлена зрителям на электронных носителях. Бумажные билеты на показы стали историей — теперь только цифровые коды. 

 

И наконец мечта любого активиста — в Каннах запрещено использование одноразового пластика. Уровень переработки отходов от фестиваля достиг 99%. Например, ковровую дорожку, когда ее уже невозможно починить, перерабатывают для автомобильной и строительной промышленности. На переработку отправляется также брезент, которым украшены фронтоны Дворца кино, опорные кронштейны для трибун, экран в кинотеатре Cinéma de la Plage и ткани.

Без выбросов

Но мусор — это не все, есть еще проблема выбросов в атмосферу углекислого газа, что является причиной изменения климата. Часть из десятков тысяч поклонников кино прилетает на самолете и приезжает в город на автомобиле, и это путешествие сопровождается выбросами. По подсчетам организаторов, в 2023 году проведение фестиваля привело к эмиссии 48 300 т углекислого газа, 90% этих выбросов обеспечил авиа- и автотранспорт гостей Канн. Повлиять на такой значительный источник выбросов организаторы практически не могут. Разве что призвать звезд не пользоваться частными джетами, а летать общими рейсами.

 

Один из самых популярных частных самолетов Gulfstream G550 может совершать дальние перелеты, например, из Лос-Анжелеса в Ниццу, с 18 пассажирами на борту. Выбросы углекислого газа при этом составят 40 000 кг. Согласно калькулятору выбросов Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization), коммерческий рейс, летящий по такому же маршруту, выбрасывает 80 000 фунтов углерода, при этом расходы на одного пассажира составят 1000 кг углерода. 

Но пока организаторы Канн не просили звезд пойти на такие жертвы. Единственное, что удалось, это пересадить официальных гостей фестиваля на электромобили. Кроме того, все участники могут бесплатно пользоваться общественным транспортом Канн. 

Небольшое снижение выбросов также дает правило для фестивального кейтеринга: использовать только локальные продукты. Следовательно при доставке этих товаров на фестиваль выбросы углекислого газа будут минимальными. Из тех же соображений 67% фестивальных сувениров производят в Европе, а не везут из Китая. В итоге с 2019 года при росте количества посетителей Канн эмиссия углекислого газа снизилась на 700 т, к 2030 году организатора поставили цель — уменьшить выбросы на 10 300 т.

 

Фестиваль также ввел взнос в €20 с каждого участника для компенсации углеродного следа от фестиваля. С 2020 по 2023 год около €2 млн из этих взносов была вложена в проекты восстановления и сохранения окружающей среды. Помимо взносов организаторы Канн выделили €200 000 в этот грантовый фонд. Отбор проектов проводит жюри из специалистов в области экологии и климата.

Между тем «зеленым» фестивалем с практически нулевой эмиссией углекислого газа и отсутствием мусора могло быть виртуальное мероприятие. У человечества был шанс убедится: встречаться и смотреть кино онлайн можно. Однако это наводило такую тоску на собравшихся, что теперь ни дополнительные сборы, ни общественные транспорт никого не смущают, только бы увидеть друг друга воочию. С такой мотивацией однажды селебрити все-таки пересядут из частных самолетов на коммерческие рейсы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+