К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Приборная панель самолета»: почему бизнесу важно научиться составлять отчеты по ESG

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Сбор данных об устойчивом развитии выглядит пугающей процедурой, которую способны потянуть только крупные компании. На самом деле первичный учет с нулевыми затратами может организовать любой бизнес. О том, зачем нужно собирать информацию, как это делать без создания нового отдела, что такое реактивный и упреждающий подходы к сбору данных, а также о digital-хардкоре рассказала основатель и ведущий эксперт практики устойчивого развития TSQ Consulting Оксана Орлова-Горская

С чего начать и кому нужны данные об устойчивости

С необходимостью отстраивать ESG data management (процесс управления данными об устойчивом развитии) компании, как правило, сталкиваются, когда готовят свой первый нефинансовый отчет. И здесь есть стойкое убеждение, что такой отчет до 2022 года был необходим только крупным бизнесам, а теперь он не нужен, потому что «зарубежные инвесторы ушли».

Однако исследования показывают иную картину: все больше компаний публикуют данные, потому что видят в этом бизнес-выгоды. ESG-отчет — это не альманах лучших практик предприятия, а своеобразная «приборная панель самолета»: данные помогают понять, правильным ли курсом следует бизнес. Главная ценность отчета об устойчивом развитии, особенно для средних и малых компаний, в процессе его подготовки.

Почему же сложно собрать данные? Причина в большом количестве информации и ее источников. По сути, ESG-показатели затрагивают бизнес-процессы как внутри организации, так и за ее пределами — по всей цепочке создания стоимости. 

 

И здесь ключевое отличие от стандартных справок и отдельных запросов: данные об устойчивом развитии это системное видение бизнеса. Например, можно проанализировать динамику численности работников и, если она внушает опасения, тут же обратиться к динамике зарплат в сравнении со средними показателями по отрасли и региону. Если нет очевидного ответа на вопрос о текучести кадров, то стоит посмотреть на финансирование социальных программ, объем обучения на каждого сотрудника, количество больничных и увидеть, например, что люди просто выгорают от переработок и повышением зарплаты делу не поможешь.

Такие данные собрать непросто. Но трудности в процессе взаимодействия между причастными специалистами — сигнал для руководителя: вероятно, исполнительская дисциплина низкая, а может быть, нет культуры взаимопомощи.

 

Кроме того, если из процесса невозможно вытащить данные, значит, он неуправляем. Первичный сбор ESG-показателей отразит те аспекты бизнеса, где внимания менеджмента недостаточно. Устойчивое развитие требует последовательной и системной работы.

Как настроить первичный сбор информации и не разориться

Хорошая новость: у ESG data management чрезвычайно низкий порог входа, то есть на старте не надо набирать новый отдел и платить за внедрение системы. Вне зависимости от масштаба любой бизнес способен собрать основные данные в ручном режиме. Для этого необходима воля руководства и административный ресурс. Надо разослать Excel-таблицу специалистам, которые обладают нужными сведениями, и сделать так, чтобы она была заполнена.

Такой подход к сбору данных называется реактивным и с него, как правило, начинается ESG data management. Он подразумевает, что сначала компания определяет, какие данные нужны для отчетов и рейтингов, а потом организует сбор этой информации.

 

Таблицы с данными называют ESG data book — сборник количественных нефинансовых показателей, которые иногда публикуют файлом Excel для скачивания на сайте компании. Часто данные компонуют на одной из страниц сайта, что удобно для аналитиков и роботов рейтинговых систем. Они автоматически включат данные в свои отчеты и аналитики. Данные из ESG data book используются для построения и анализа диаграмм по важным показателям. Чаще в нем собирается информация за последние три года. ESG data book является источником данных для нефинансового отчета и содержит «фактуру», которую потом «упаковывают» в финальный документ.

В 2023 году в России вышли национальные рекомендации по раскрытию нефинансовой информации — приказ Минэкономразвития РФ от 1 ноября 2023 года № 764. Перечень включает в себя  44 показателя: экономические, экологические, социальные и управленческие. 

Экологические показатели: объем потребления воды, выбросы загрязняющих веществ и CO2, объем образования опасных отходов, затраты на реализацию мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, и потребление возобновляемой энергии.

Социальные показатели: расходы на заработную плату, средние размеры зарплат, расходы на социальные, физкультурно-оздоровительные и медицинские мероприятия для сотрудников и их семей, количество инцидентов на производстве, коэффициент текучести кадров, расходы на обучение персонала и т. д.

Управленческие показатели: наличие политики устойчивого развития, количество совещаний совета директоров и уровень их участия, возраст членов совета директоров, участие в рейтингах ESG, документированные случаи нарушения прав малочисленных народов и доля женщин в руководящих должностях.

 

Однако TSQ Consulting сделал таблицу, в которой собраны и сопоставлены между собой показатели из приказа Минэкономразвития, цели устойчивого развития ООН и индексы самого популярного в России стандарта нефинансовой отчетности — Глобальной инициативы по отчетности — GRI. 

Такое сопоставление поможет обеспечить преемственность данных для тех, кто уже собирает метрики. Тем же, кто только начинает этот путь, этот шаблон ESG data book поможет сравнивать свои значения с другими компаниями, которые использовали ранее другие индексы, и при этом сразу ориентироваться на новую российскую методику. Файл уже скачали более 80 пользователей, чтобы использовать в отчетный период 2024 года. В сравнении с тем, что нефинансовую отчетность в России готовят около сотни компаний, показатель вполне достойный.

На основе таблицы руководитель организации может организовать сбор метрик и поддержание их в актуальном состоянии. Разумно обновлять данные каждый квартал и там, где это нужно, суммировать значения показателей, чтобы сравнить с годовой целью, — так прогресс будет нагляднее. Начать можно с тех метрик, которые проще всего отслеживать, затем постепенно добавляя новые. 

Например, даже небольшой офис может организовать раздельный сбор отходов. В этом случае стоит проследить, сколько сейчас образуется мусора, зафиксировав, например, как часто приходит уборщица и сколько мешков она обычно выносит на контейнерную площадку. А после установки контейнеров для раздельного сбора отметить, какой объем отходов отправился на переработку. По этим метрикам можно отслеживать эффект от предпринимаемых усилий по сокращению мусора. Кроме пользы для сбора данных реальные цифры вдохновляют сотрудников продолжать начатое. С учетом вполне справится офис-менеджер или доброволец из числа работников.

 

Помимо положительного эффекта для работы компании, такой простой инструмент позволит вытащить необходимую справочную информацию для участия в конкурсах и индексах.

Конечно, успех сбора данных зависит от вовлеченного человека, который сможет организовать коммуникацию с причастными специалистами, объяснить им важность очередной таблицы, собрать всю информацию вместе и проверить достоверность. Обычно этим занимается менеджер по устойчивому развитию. Но если такой должности пока нет, с этим справится любой специалист с базовыми организаторскими способностями. Важнейший элемент — поддержка руководства.

Идеальная информационная система — digital-хардкор

В основе зрелого ESG data management — упреждающий подход, когда информационная система сама «высасывает» из бизнес-процессов необходимые метрики, показывает динамику, соотносит с целевыми показателями, «подсвечивает» проблемы, сравнивает с индексами того или иного стандарта нефинансовой отчетности. В идеале эти процессы происходят автоматически. В этом случае менеджмент получает только сухие объективные данные, только digital-хардкор. На эти цифры человеческий фактор почти не влияет. 

Уже сейчас некоторые российские компании заходят на территорию тотальной цифровизации. Крупные холдинги полтора десятка лет используют ERP (enterprise resource planning, «планирование ресурсов предприятия») просто потому, что иначе невозможно обеспечить координацию процессов.

 

Напомню, что ERP-система — это набор интегрированных приложений или модулей для управления основными бизнес-процессами компании, включая финансы и бухгалтерский учет, цепочку поставок, управление персоналом, закупки, продажи, управление запасами и многое другое. Модули ERP интегрированы в единую комплексную систему и работают с общей базой данных, обеспечивая оптимизацию процессов и использования информации в масштабе предприятия.

Такие системы есть и у динамичных молодых бизнесов, в которых изначально управлению данными уделялось много внимания и системы стали доступнее и дешевле, чем 15 лет назад. Отечественные разработки, например от «Битрикс» и «1С», сопоставимы с зарубежными аналогами и даже проще в использовании.

Из примеров компаний можно выделить «Додо Пиццу», которая сразу позиционировала себя в том числе как IT-компания. Разработка системы Dodo IS началась вместе с первой пиццей — в 2011 году. В основе лежала идея полной оцифровки бизнес-процессов. ESG data management в этом случае — массив данных, который можно в любой момент вытащить из уже созданной цифровой системы. Задача менеджмента сводится к тому, чтобы правильно сформулировать запрос.

Идеальная система  ESG-данных

Если говорить об идеальной системе ESG-данных, то мы будем наблюдать трансформации по следующим направлениям. Из отдельных табличек или модулей в ERP-системах родится централизованное хранилище или платформа управления, где всю собранную информацию можно будет хранить, получать к ней доступ и анализировать. Скорее всего, решение будет облачным, потому что так легче обеспечить масштабируемость и доступность даже для удаленных подразделений.

 

Обязанности по управлению данными будут распределены между сотрудниками разных подразделений. Менеджер по устойчивому развитию будет выступать лишь как координатор (или наблюдатель) этого процесса. От каждого звена в цепочке создания стоимости в полуавтоматизированном (а может, и вовсе автоматическом) режиме будет поступать нужная информация. 

Точно так же, как ESG-политики и стратегия устойчивого развития работают на общую бизнес-стратегию, ESG-данные должны быть интегрированы со всей системой управления данными, такими как системы планирования ресурсов предприятия (ERP) и управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Если интеграция сложится, то можно будет разрушить основное препятствие к ESG-трансформации из ряда «детских болезней»: убеждение, будто устойчивое развитие — это некая «нашлепка» на бизнес, что-то отдельное, разовые громкие проекты. В действительности достижение ESG-целей так же значимо, как и финансовые показатели и удовлетворенность клиентов.

Например, компании обычно ставят перед собой амбициозную цель — достичь углеродной нейтральности к какой-нибудь круглой дате вроде 2030 или 2050 года. Что это значит в отношении данных? Нужно посчитать выбросы парниковых газов от производственных процессов, например от использования автопарка. Для этого потребуется марка машины и год выпуска, тип топлива, пробег и суммарный расход. По методикам рассчитывается выброс в эквиваленте CO2 за определенный период. 

Для выполнения цели достижения углеродной нейтральности нужно определить, как сократить выбросы этого автомобиля — меньше ездить, заменить на более экономичный автомобиль или на электромобиль, перестроить логистический процесс, чтобы вовсе отказаться от транспорта. Какой прогнозный эффект даст каждый из вариантов? Это целевое значение. После реализации любой инициативы снова собираем данные, сравниваем с исходными показателями, с планируемыми и с большой стратегической целью. Делаем выводы, двигаемся дальше. 

 

Истинная ценность управления ESG-данными заключается в измерении результатов и выявлении областей для улучшения. Инструменты визуализации помогут прояснить тенденции как отрицательные, так и положительные, а также упростить их отслеживание. Но метрики — это не облака на небе, за которыми можно только наблюдать. Каждому показателю необходимо целевое значение. А дальше нужно расписать действия, которые приведут к достижению этих целей.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+