К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Бонус за осознанность: как работают ответственные инвестиции в России и мире

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Рынок ESG-облигаций в России в прошлом году почти отыграл падение кризисного 2022 года и даже демонстрирует потенциал роста в 2024 году. Но несмотря на оптимистичные перспективы, возникает закономерный вопрос: является ли это трендом или временным эффектом? В реалиях российского рынка ответственных облигаций и перспективах отечественных ценных бумаг у зарубежных инвесторов разбиралась директор центра устойчивого развития Школы управления «Сколково» Елена Дубовицкая.

Под ответственными или ESG-облигациями подразумевается вид устойчивых инвестиций с фокусом на финансирование проектов, которые положительно влияют на окружающую среду, социальную сферу и корпоративное управление. Такие ценные бумаги подразделяются на «зеленые», социальные, устойчивые, то есть связанные с достижением формальных целей компании в области устойчивого развития.

В 2023 году лидерство среди ESG-облигаций занимали «зеленые» бумаги. На них пришлось 65 млрд рублей, на социальные облигации — 45 млрд, на облигации устойчивого развития — 32,8 млрд, говорится в докладе «ESG, декарбонизация и зеленые финансы России 2023» межотраслевой аналитической платформы ИНФАГРИН. В 2024 году рынок может вырасти еще в 1,5 раза — до 220 млрд рублей, прогнозирует рейтинговое агентство АКРА.

Между тем, среду, в которой развиваются облигации, нельзя назвать статичной, наоборот, скорее, турбулентной. С одной стороны, отрицательное воздействие оказывают внешние геополитические шоки, с другой — положительно влияют государственные на уровне государств. Два обозначенных выше разнонаправленных процесса в некотором роде нивелируют влияние каждого. Оценить дальнейший вероятный сценарий развития рынка российских «зеленых» облигаций можно, если исследовать ретроспективу появления ESG-облигаций в стране, текущее состояние внутреннего и внешнего рынков. 

 

Мимолетный упадок и долгосрочный рост

Что касается мирового рынка в целом, здесь царят противоречивые тренды. С одной стороны возрастает осознанность со стороны молодежи: вложения в импактпроекты привлекают молодых инвесторов. С другой — в первом полугодии 2023 года денежный поток сократился на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. 

Во многом, согласно Bloomberg, инвестиции в фонды устойчивого развития США в 2023 году показали серьезное падение из-за критики идеи ESG со стороны консерваторов. В начале года в СМИ вышло несколько разгромных статей по этому поводу. В начале 2023 года, в преддверии выборов президента США, республиканцы стали связывать продвижение ESG с намерением либеральной части финансового сектора «навязать свои правила игры» на традиционных рынках, связанных с нефтью, углем и газом. В этом им должна была помочь буква «E» и расчет углеродного следа компаний. При этом не только «старые» деньги ополчились на ESG, но и глубокое отторжение повестки продемонстрировал миллиардер Илон Маск. Апогея противодействие достигло в речи республиканца, казначея штата Юта Марло Оукса, где он назвал ESG «планом сатаны».

 

Однако добавило «проблем» и правительство страны. В целях борьбы с гринвошингом в сфере ESG власти ужесточили критерии отнесения ценных бумаг к этому сегменту. После этого показатели вложений упали вдвое: с $17 трлн в 2020 году до $8,4 трлн в 2022 году. Ситуация на рынке США потянула за собой мировые показатели. Если в 2020 году в ESG-активы инвестировали порядка $35,3 трлн, то к 2022 году — только  $30,3 трлн. Это притом, что на рынках Канады, Японии, Австралии и Новой Зеландии объемы торгов выросли на 20%.

Но, скорее всего, это краткосрочный тренд, и спрос восстановится, как только геополитическая и экономическая ситуация нормализуются. Предпосылки для этого есть. Среди главных стимулов роста востребованности ESG-облигаций можно выделить следующие:

  1. Нормативно-правовое регулирование, направленное на развитие повестки. Например, закон США о снижении инфляции (принят в 2022 году), включает финансирование и субсидии в размере $369 млрд в «зеленую» экономику;
  2. Экстремальные погодные явления, которых становится все больше, и они мотивируют эмитентов финансировать долгосрочные программы борьбы с изменением климата;
  3. Деятельность национальных правительств в области устойчивого развития также может увеличить выпуск суверенных долговых ESG-обязательств;
  4. Вопросы энергетической безопасности заставляют власти и бизнес инвестировать в проекты возобновляемой и атомной энергетики.

Важную роль играет международный трек, связанный с компенсацией развитыми странами потерь развивающихся, связанных с изменением климата. Считается, что богатство крупнейших экономик мира во многом построено на выбросах парниковых газов, которые и привели к климатическим проблемам бедных стран. При этом богатые страны все еще недостаточно помогают бедным сокращать выбросы и адаптироваться к изменению климата. В этой ситуации все более значимым драйвером развития мировых «зеленых» инвестиций являются страны Азии, и, прежде всего, Китай. Совокупный объем китайского рынка «зеленых» ценных бумаг более $270 млрд, следом идут торговые площадки Южной Кореи, Японии, Сингапура и Индии.

 

Российский «зеленый» старт

Надо отметить, что сегмент ESG-облигаций заработал в России на 10 лет позже, чем на Западе, поэтому пока существенной доли в мире не занимает. Даже внутри страны, по сравнению с рынками других ценных бумаг, этот скорее представляет собой «песочницу» перспективных финансовых инструментов.

Кроме того, необходимо обратить внимание на различия российского и иностранного подходов в секторе ESG-финансов. За рубежом (и особенно на Западе) первыми эмитентами «зеленых» облигаций были представители крупного бизнеса. Так, облигации Climate Awareness Bonds (климатические облигации) стоимостью $600 млн в 2007 году выпустил Европейский инвестиционный банк. Средства от этих бондов направлялись на финансирование проектов по развитию альтернативных источников энергии.

В России первопроходцами рынка стали госструктуры и средний бизнес. «Зеленые» облигации появились в 2016 году: первый выпуск осуществила «Транспортная концессионная компания». Привлеченные средства (11,94 млрд рублей) были направлены в проект «Чижик» по запуску четырех трамвайных маршрутов в Санкт-Петербурге. Компания «Ресурсосбережение ХМАО» двумя годами позже разместила на Московской бирже «зеленые» облигации стоимостью 1,1 млрд рублей. Также облигации выпускали ФПК «Гарант-Инвест» и банк «Центр-Инвест».

Со временем в российском нормативно-правовом поле появились новые механизмы регулирования: Национальная система зеленого финансирования, Банк России выпустил рекомендации по раскрытию нефинансовой отчетности и создал регуляторную базу, а также регламент эмиссии ценных бумаг в области устойчивого развития. Также появился Национальный стандарт по зеленому финансированию, заработали национальные рейтинговые агентства, обладающие правом проводить верификацию зеленых облигаций и внешний аудит проектов — АКРА, Национальное рейтинговое агентство, Эксперт РА, RAEX.

Проект скоростной трамвайной сети «Чижик» от «Транспортной концессионной компании» (Фото DR)

В 2020 году по инициативе ВЭБ.РФ появился проект «зеленой» таксономии. Законодательно его утвердили год спустя. Помимо этого на Мосбирже был выделен сектор устойчивого развития, где искали финансирования проекты в области экологии, защиты окружающей среды и социально-значимые проекты. В результате работы торговая площадка определила четыре сегмента облигаций: «зеленые» облигации, социальные облигации, облигации устойчивого развития и национальные и адаптационные проекты. 

 

Набирающий обороты рынок просел в 2022 году: сектор устойчивого развития Мосбиржи потерял 36% по сравнению с 2021 годом. Главная причина состояла в уходе западных инвесторов, которые были важным драйвером для развития российской ESG-повестки.

Тем временем законодательная база догоняла практику. В конце 2023 года Правительство утвердило социальную таксономию, закрепляющую определение социального проекта и его критерии. К социальным проектам отнесли кейсы в области образования, здравоохранения, занятости и культуры. 

На сегодняшний день сектор ESG на Московской бирже содержит 33 размещения ценных бумаг от таких эмитентов как ВЭБ.РФ, Ростелеком, МТС, правительство Москвы и других на сумму более 390 млрд рублей. В 2023 году Москва выпустила первые зеленые облигации для частных лиц, средства от которых направлены на финансирование городского проекта по замене автобусов на электробусы. Правительству столицы удалось привлечь 70 млрд рублей.

Проработка нормативной базы и выход на этот рынок частных инвесторов позволяет предположить реализацию в 2024 году отложенного предложения ESG-ценных бумаг. В 2021 году многие предприятия планировали выпускать такие бонды, но отложили эмиссии на 2022 год в связи с выходом из пандемии, а потом еще на год-два из-за непредсказуемости рынка. Теперь же, на фоне стабилизации экономической ситуации и больших государственных вливаний в инфраструктурные проекты, компании возвращаются к ранее намеченным планам. Поэтому прогноз роста рынка на 50% не кажется чересчур оптимистичным, а наоборот — вполне реальным. 

 

Неизбежное ESG на Западе и Востоке

Теперь о том, в каком виде внутренний российский и мировой рынок ESG-облигаций подошли к 2024 году. Безусловно 2022 год стал испытанием для российских и зарубежных рынков. Геополитическая напряженность, мировой кризис логистики, повышение процентных ставок — все это негативным образом сказалось на спросе в «устойчивых» бондов. Мировой ESG-рынок в 2022 году сократился почти на 10% по сравнению с 2021 годом.  

Но не смотря на это, партнеры из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) — Китай, Индия и другие — уже поставили на национальном уровне цели достижения углеродной нейтральности в период с 2050 по 2070 годы. А 2030 год рассматривается, как год промежуточных результатов. К этому сроку должен быть достигнут пик выбросов, существенно снижено использование ископаемых энергоносителей и увеличен лесной фонд.

В рамках отдельных государств или объединений АТР разрабатываются «зеленые» таксономии, которые выделяют устойчивые проекты и позволяют перенаправить потоки капитала на решение экологических проблем. Как в регионе в целом, так и в отдельных странах вслед за ЕС, регуляторы разрабатывают и обсуждают перспективы «зеленой» сделки ЕС (Green Deal). Она предполагает введение углеродных платежей на импорт продукции в Евросоюз и становится рамкой для регуляторной политики других стран. 

Одним из основных двигателей корпоративной ESG-повестки являются требования западных инвесторов и потребителей, которые стимулируют азиатские компании выстраивать стратегии устойчивого развития, учитывать соответствующие риски и отчитываться о достигнутых результатах во многом для привлечения дополнительного финансирования и реализации продукции на западных рынках.

 

Россия является частью глобальных цепочек поставок, а сотрудничество с азиатскими партнерами вынуждает ее сохранять приоритетность повестки устойчивого развития. Вовлеченность стран Азии в повестку устойчивого развития можно увидеть в следующих фактах: обязательства азиатских компаний по достижению Net Zero — углеродной нейтральности,  45% стран региона разработали свои зеленые и социальные таксономии, 78% азиатских бирж обязывают эмитентов раскрывать ESG-информацию. 

Точки роста российского рынка ESG-облигаций

Пока из-за санкций возможность привлечения западных инвестиций в российские облигации устойчивого развития не определена, как и возвращение глобальных корпораций. Но есть шанс усилить несырьевой сектор и выстроить собственную систему ESG-финансирования, а также нарастить сотрудничество с Азией и развивающимися странами. 

Для того, чтобы у российских ценных бумаг в сегменте ESG были перспективы, следует развивать внутренний рынок, улучшать инфраструктуру и стимулировать компании выпускать соответствующие инструменты. Отдельный вектор — сотрудничество со странами БРИКС. Также необходимо разрабатывать и внедрять единые стандарты контроля и отчетности, создавать стимулы для инвесторов. И похоже, что как минимум Банк России собирается действовать в этом направлении. Регулятор включил рассмотрение вопроса о стимулировании рынка финансирования устойчивого развития в стратегический документ о развитии до 2026 года. Центробанк намерен разогревать рынок финансирования проектов устойчивого развития и повышать заинтересованность его участников. Речь может идти о налоговых льготах и государственных субсидиях для ESG-ценных бумаг. 

Если говорить об инвесторах, то для них вложения в ответственные облигации означают возможность финансировать проекты с прозрачным использованием средств и улучшать деловую репутацию. Кроме того, учет факторов устойчивого развития при принятии бизнес-решений позволяет выявить инвестиционные риски в долгосрочной перспективе. Судя по темпам разработки государственными структурами и бизнесом регуляторных механизмов, заявлениям чиновников и программам развития экономики, в России к 2026 году может сложиться не просто «песочница» ESG-финансирования, а полноценный функционирующий рынок. 

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+