Наказание до преступления: что не так с американским проектом санкций против Путина
На фоне заходящих в тупик переговоров России и НАТО и сообщений о развертывании российских войск у границ Украины, группа сенаторов во главе с демократом Робертом Менендесом внесла в верхнюю палату Конгресса законопроект «О защите суверенитета Украины», допускающий при определенных условиях введение санкций против российского президента. Кремль уже охарактеризовал такой шаг как «запредельную меру», сравнимую с разрывом отношений с Россией.
Максимальная ставка
На 52 страницах документа перечисляются меры поддержки Украины на случай российского вторжения. От президента США требуется регулярно оценивать, не замечена ли Россия в эскалации ситуации в соседней стране или прямом нарушении суверенитета Украины. В случае положительного ответа на один из этих вопросов, Белый дом должен ввести санкции, радикально отличающиеся от предусмотренных в уже действующих законах.
Статья 303 законопроекта допускает введение персональных санкций против президента России, премьер-министра, главы МИДа, министра обороны и ряда высокопоставленных военных. Такого не было даже в худшие периоды двусторонних отношений. После 2014 года в Конгресс вносилось множество законопроектов о санкциях, но ни разу в них не фигурировал лично Владимир Путин. Правда, в статье 241 закона США 2017 года «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA) содержалось требование к Минфину подготовить совместно с Госдепом и разведкой доклад о высших должностных лицах и олигархах России, а также об отношениях, которые их связывают с Путиным. Но теперь возможным адресатом персональных санкций назван лично российский президент. Помимо персональных санкций управление разведки должно будет подготовить доклад о личных активах и имуществе главы российского государства, а также лиц из его ближнего круга.
Нахождением в санкционных списках могут похвастаться многие главы государств. В американском списке граждан особой категории и запрещенных лиц (SDN) можно найти президента Ирана Ибрагима Раиси, белорусского президента Александра Лукашенко, Николаса Мадуро из Венесуэлы, сирийского Башара Асада, лидера Северной Кореи Ким Чен Ына. Даже умерший два года назад Роберт Мугабе до сих пор не удален из SDN. Но включение в список лидера ядерной державы и постоянного члена Совета Безопасности ООН все же представить себе сложно.
Удар по российской экономике
Более правдоподобным выглядит введение в действие статьи 304 законопроекта, которая позволит президенту Джозефу Байдену ввести блокирующие санкции против крупнейших российских банков, включая «Сбер», ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, «Открытие», Промсвязьбанк, Совкомбанк, Транскапиталбанк, а также Российский фонд прямых инвестиций.
Исполнительная власть США должна будет установить перечень компаний, оказывающих российским финансовым учреждениям услуги по передаче финансовых сообщений. Если таковые в 90-дневный срок не прекратят обслуживать российские финансовые учреждения и банки — они сами попадут под санкции. Такой же порядок будет действовать и в отношении предприятий добывающих отраслей: президент США должен установить все иностранные компании, кто занимается в России добычей или производством нефти, газа, угля, минеральных удобрений, а также любой иной отрасли, определенной Белым домом. Такие иностранные компании будут поставлены перед выбором: уйти с российского рынка или попасть под финансово-экономические санкции со стороны Вашингтона.
Американским компаниям запретят любые сделки или операции с российскими инструментами суверенного долга. И окончательно будет решен вопрос с санкциями по проекту «Северный поток 2» — все причастные к нему окажутся в SDN.
Не хватает «вторжения»
Но насколько вероятно принятие столь жесткого законопроекта? Здесь можно вспомнить, как в начале 2019 года в Конгресс был внесен законопроект «О защите американской безопасности от агрессии Кремля», который сам его инициатор, сенатор Линдси Грэм, назвал законом «о санкциях из ада». Проект должен был ударить санкциями по самому больному месту: системообразующим государственным банкам, суверенному долгу, проектам в области сжиженного природного газа, близким родственникам и окружению российского президента, а также по участникам приватизационных схем. Он не прошел, как не прошли и многие другие инициативы о санкциях в отношении России.
Америку и американского законодателя волнуют в первую очередь внутренние проблемы. Далекая Россия, угрозы не менее далекой Украине, некий трубопровод не вызывают у большинства законодателей положительных эмоций. Консенсус в принятии законов в поддержку Украины и санкциях складывался трижды. Два раза — в 2014 году из-за вхождения Крыма в состав России. Были приняты законы «О поддержке суверенитета, территориальной целостности, демократии и экономической стабильности Украины» и «О поддержке свободы Украины». Летом 2017 года на волне кампании обвинений России во вмешательстве в президентские выборы 2016 года был принят CAATSA. Иные проекты проходят очень плохо. Последний пример — «список Навального», который конгрессмен Том Малиновски безуспешно попытался провести через закон «Об оборонном бюджете на 2022 год».
По подсчетам Российского совета по международным делам санкционные законопроекты в отношении России за 2019-2021 годы становились законом лишь в 7% случаях. Законопроект сенатора Менендеса и его коллег в эту небольшую долю вряд ли войдет. Конечно, при условии, что российское вторжение на Украину так и останется фантастическим сценарием развития событий.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции