К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Пазл сложился: как экосистемы стали рынком для tech-стартапов

В офисе отделения банка «Сбер» нового формата (Фото: Владимир Гердо / ТАСС)
В офисе отделения банка «Сбер» нового формата (Фото: Владимир Гердо / ТАСС)
Создатели технологических стартапов не задаются вопросом, нужны экосистемы или нет. Для них это рынок, который напрямую влияет на количество и уровень развития технологий в стране. Сооснователь группы компаний «ТехноСпарк» Денис Ковалевич рассуждает о феномене стартап-студий и их роли в формировании экосистем

Сегодня все большее количество компаний занимаются тем, что принято называть «серийное технологическое предпринимательство». Они создают стартапы с нуля, инвестируют в них капитал, доводят их до состояния роста и продают. Это своего рода конвейер по производству стартапов. В такой модели сегодня работают десятки тысяч предпринимателей в мире, некоторые из них объединены в так называемые стартап-студии.

Для серийных предпринимателей важнейшим вопросом является вопрос рынка: кому мы продаем наши стартапы? Если еще 15 лет назад каждая продажа стартапа была уникальной сделкой, то сегодня включение компаний в контур бизнеса покупателя является рутинной процедурой. Такие крупные компании, как Google, Amazon, Apple, покупают десятки стартапов в год. Это значит, что некоторые покупают с темпом один стартап в неделю, кто-то покупает 5‒10 стартапов в год, таких покупателей в мире тысячи.
Это компании не только из IT. Это и банковская сфера. Это и диптех: электроника, роботы, биотех, агротех и так далее. И это не только крупные корпорации.

Не меньше покупателей стартапов и среди среднего размера бизнесов — я имею в виду глобальную компанию с годовым оборотом в $2‒5‒10 млрд.
Если еще 15 лет назад разговор об экосистемах таких корпораций носил умозрительный характер, то сегодня они фактически сложились вокруг любой уважающей себя технологической компании в мире. Чтобы иметь экосистему, уже не нужно быть супергигантом. Достаточно встать на путь постоянной интеграции в контур своего бизнеса новых стартапов — за счет их покупки или инвестиций в них.

 

Сегодня корпорации непрерывно формируют для себя новые возможности выхода на новые рынки. Если бы они не покупали стартапы, освоение новых индустрий шло бы для них недопустимо медленно. Например, «Сберу», первому в нашей стране, удалось сформировать экосистему и сделать это быстрее многих мировых компаний.

Вообще, смысл создания экосистем для корпораций — это ускорение. В том, чтобы корпорация за 10‒15 лет могла пройти дистанцию выхода на новые рынки, которую раньше приходилось проходить за 30‒40 лет. Вместо того чтобы делать собственные лаборатории и запускать собственный R&D, она покупает готовые модули деятельности и вставляет их как паззлы в новые ячейки бизнеса. То есть экосистемы — это иное название рынка для серийных технологических предпринимателей. В этом смысле для нас не стоит вопрос: нужны экосистемы или нет, надо их развивать или нет. Их наличие — одно из ключевых условий роста объемов инвестиций в технологические компании, а значит, напрямую влияет на количество и уровень развития технологий в стране.

 

Без экосистем не было бы тысяч и десятков тысяч сделок в год по продаже стартапов. Важным моментом является тот факт, что количество сделок со стартапами-«единорогами», то есть очень дорогими стартапами, из года в год не меняется. За последние десять лет их ежегодное количество плюс-минус остается постоянным. А вот если говорить о стартапах стоимостью до $50 млн, то количество такого рода сделок растет по экспоненте. Это уж не классические M&A-истории с длинным дью-дилом и многоуровневыми переговорами. Это быстрые, даже резкие решения, которые принимает менеджмент корпораций, вовлекая недорогие, но быстрые и амбициозные стартапы, делая их частью своих экосистем.

Еще раз повторю: функция экосистем для серийных технологических предпринимателей — это быть нашим рынком. Экосистемы напрямую продуцируют рост количества новых стартапов, которые создают предприниматели.
На мой взгляд, можно выделить по крайней мере три разных способа сбора экосистем.

Первый, наиболее мягкая и распространенная форма создания экосистемы — инвестиционная. В ее рамках корпорация, понимая, что в ее сфере довольно широкое предложение стартапов, инвестирует в них или покупает их. Так действуют многие глобальные компании в наиболее развитых секторах.

 

Второй способ — то, что обычно называется акселераторами. Это попытка усилить уже существующего стартапера. Это почти учебный процесс, чтобы передать начинающему предпринимателю новые компетенции, где-то помочь деньгами, чтобы дать ему возможность двигаться дальше. Например, по такой модели двигается сейчас «Сбер».

Есть и третий путь: многие корпорации, например Amazon, Procter&Gamble, Goldman Sachs, делают собственные стартап-студии. Это означает, что они делают в партнерстве с предпринимателями стартап-студию, эта студия начинает строить новые компании фактически сразу под заказ экосистемы корпорации. То есть это не отбор и ускорение стартапов с рынка, а целенаправленное создание необходимых компаний. Это наиболее жесткая форма формирования экосистемы — проактивное венчурное строительство в ситуациях сильного дефицита стартапов.

Приведу лишь один пример.
В Мехико работает стартап-студия Innohub. Ее открыли выходцы из банка Santander. Эта студия на 100% фокусируется на финтехе и создает 3‒5‒7 стартапов в год. Часть из этих компаний банк вовлекает в свою экосистему. Основатели этой студии точно знают, что надо делать, потому что у них есть индустриальный инсайд, они действуют со знанием дела. Это фактически перенос накопленного топ-менеджерами знания в предпринимательство. Вместо того чтобы создавать новые подразделения в банке, они создают новые стартапы.

В то же время те корпорации, которые впервые вступают на путь создания экосистем, могут приносить с собой и ряд негативных эффектов. Часто компании, которые строят экосистемы, продуцируют завышенный уровень зарплат среди инженеров и менеджмента. Это противоположно тому, что делает предприниматель. Он в каком-то смысле всегда играет на понижение цены. Он платит минимум возможного за все факторы производства, которые вовлекает в свой бизнес.

Когда экосистема внутри себя не имеет внутренней системы регулирования цен, это приводит к тому, что на рынке появляется избыточное число дорогих людей, это снижает темпы роста и возникновения новых стартапов. Предприниматели начинают перемещаться туда, где такие центры еще не заработали, то есть удаляются от центров таких экосистем.
На мой взгляд, если умные экосистемы будут встраивать в себя механизм удержания эффекта храповика, то они смогут должным образом собирать вокруг себя предпринимателей, производящих новые технологические продукты.  

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+