К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

5 новых видов тканей, из которых шьет одежду весь мир

5 новых видов тканей, из которых шьет одежду весь мир
Лиоцелл, рэйон, модал, тактел и другие современные материалы, о которых практически ничего не известно

Загадочные названия rayon, meryl, lyocell, tactel, все чаще встречающиеся на ярлыках одежды, способны поставить в тупик даже выпускника Ивановской государственной текстильной академии. Потеряться в огромном мире новых материалов, пришедших на смену привычному хлопку, льну, шерсти и шелку, очень легко — главным образом потому, что жесткая конкуренция на рынке одежды заставляет производителей регистрировать идентичные материалы под разными именами.

Главное, что стоит усвоить разборчивому покупателю, — это то, что все волокна делятся на натуральные (хлопок, шерсть, шелк, лен) и химические. А химические — в зависимости от исходного сырья — делятся на искусственные (как правило, из целлюлозы) и синтетические (из продуктов переработки нефти). В последнее время химические волокна сильно потеснили натуральные, с середины XX века потребление натуральных волокон снизилось в 2,2 раза.

Разобраться в этом дивном новом мире довольно сложно. Forbes составил список наиболее часто используемых материалов, одежда из которых выпускается сегодня практически всеми крупными производителями.

Лиоцелл (Lyocell)
Foto SA·Corbis

Лиоцелл (Lyocell)

Лиоцелл, относящийся к новому поколению целлюлозных волокон, был разработан в 1988 году английской компанией Courtaulds Fibres. Но началось все с того, что в конце XIX века эта же компания стала первой в истории производить из целлюлозы вискозное волокно. Однако вскоре стало понятно, что производство вискозы — это не просто экологически грязная (для химической реакции необходим сероуглерод и другие химические материалы из расчета 1,5 кг на 1 кг волокна), но еще и очень дорогая технология, требующая большого расхода электроэнергии. И хотя эти недостатки не помешали вискозе стать весьма востребованным материалом, почти век компания Courtaulds Fibres пыталась найти ей альтернативу.

В 1988 году была найдена самая простая альтернатива: сероуглерод, используемый для растворения целлюлозы, заменили органическим растворителем, который не только не образует вредных продуктов, но и позволяет значительно ускорить и удешевить процесс получения волокна. Строго говоря, по своей сути и химическому составу волокно так и осталось вискозой (хотя и экологически безопасной), однако все же получило новое название — лиоцелл.

Сегодня он очень активно применяется в производстве самой разнообразной легкой одежды, часто в сочетании с хлопком. Внимание: лиоцелл может скрываться и под другими именами — Tencel или Lyocell by Lenzing. Оба эти названия принадлежат австрийцам из Lenzing AG, купившим технологию производства этого волокна после того, как в 2000 году Courtaulds Fibres (кстати, одна из старейших компаний Англии, основанная еще в 1794 году) просто перестала существовать.

Модал (Modal) и рэйон (Rayon)
Foto SA·Corbis

Модал (Modal) и рэйон (Rayon)

Названия модал и рэйон встречаются сегодня, пожалуй, чаще других. Так же как и лиоцелл, они делаются из целлюлозы, однако это волокно применяется гораздо шире, поскольку способно притвориться и шелком, и хлопком, и бархатом, и даже замшей.

Считается, что термин rayon возник в 1924 году в США (до этого его просто именовали искусственным шелком). Как принято полагать, название происходит от ray (англ. луч, что указывает на яркость вискозы) и окончания on (от англ. cotton, хлопок, что указывает на сходство с хлопком). Строго говоря, это волокно действительно обладает всеми свойствами хлопка: оно легко пропускает воздух, гигроскопично и комфортно — точно так же, как и хлопок. При этом рэйон легко можно окрасить в любые цвета.

Интересно, что еще не так давно различные компании-производители на ярлыках своих изделий указывали это волокно как bamboo — поскольку именно бамбук считался самым дешевым и быстровосполнимым сырьем для производства рэйона. Однако затем Федеральная торговая комиссия США выступила с предупреждением, что, хотя бамбук теоретически и является сырьем для производства, получаемое волокно не имеет с этим растением ничего общего, поскольку сырье подвергается сильнейшей химической обработке.

А вот сырьем для производства модала, который практически ничем не отличается от рэйона, служит древесина бука. Благодаря особенной мягкости и абсорбирующим свойствам модал чаще всего применяют для изготовления белья, хотя так же успешно шьют из него и верхнюю одежду. Уже упоминавшаяся Lenzing AG, кстати, зарегистрировала на всякий случай целых три наименования модала: MicroModal, MicroModal Air, ProModal — мало ли куда заведет развитие текстильного рынка.

Микрофибра (Microfiber)
Fotobank·Getty Images

Микрофибра (Microfiber)

Японцы Миоши Окамото и Тойохико Хикота изобрели микрофибру в 1960-е, и уже в начале 1970-х волокно стали производить промышленными масштабами. Однако в Европе микрофибра приобрела популярность лишь в 1990-е, а в США — только в 2000-е.

Приставка «микро» здесь означает, что сечение микроволокна составляет миллионную долю метра. Само же волокно состоит из двух слоев: полиамида и полиэстера. Причем полиамид прекрасно поглощает воду, а полиэстер удаляет жир — именно эта исключительная способность абсорбировать влагу и стала главным козырем микрофибры.

Впрочем, за свою недолгую карьеру микрофибра успела испытать не только взлеты, но и падения. В 2006 году NBA — впервые за 60 сезонов — представила публике новый официальный мяч, изготовленный компанией Spalding из микрофибры. Предполагалось, что новый материал будет лучше впитывать пот игроков и обеспечит лучшее сцепление при касании. Однако по окончании сезона NBA пришлось объявить о возвращении традиционного мяча — ввиду жалоб баскетболистов на то, что мяч «хуже отскакивает и оставляет царапины на руках».

Американская армия также пыталась использовать главные свойства микрофибры — отводить влагу и сохранять поверхность тела сухой. Однако от замыслов производить из микрофибры военное обмундирование также пришлось отказаться: выяснилось, что микрофибра имеет слишком низкую температуру плавления, что совершенно недопустимо для армейской одежды, использующейся в экстремальных условиях.

Теперь микрофибра вполне успешно служит мирным мужчинам и женщинам; из нее производят бесшовное нижнее белье и одежду для занятий спортом.

Тактел (Tactel)
Foto SA·Corbis

Тактел (Tactel)

Название Tactel (этот материал также известен как Meryl, Supplex и CoolMax) происходит от латинского tacto — то есть «прикосновение». Указывает это, по мнению производителя американской компании Invista, на чрезвычайно приятные ощущения, возникающие при контакте с материалом.

Ощущения, конечно, достаточно субъективная вещь, однако особая технология, позволяющая создавать несимметричные волокна, действительно дает на выходе мягкую, дышащую и быстро сохнущую ткань, которая почти ничего не весит и к тому же  обладает широким диапозоном применения. Сегодня свойства Tactel и его производных используют не только в одежде для активного спорта, но также и в производстве готового платья, нижнего белья и даже носков. Главная особенность всех этих изделий — чрезвычайно эффективное отведение влаги.

Так, особые волокна, ипользуемые при производстве клона тактела материала CoolMax, позволяют ткани полностью высыхать за 30 минут. А волокно Meryl (также родственное тактелу) помимо прочего еще и способно защищать от ультрафиолетовых лучей. А его подвид Meryl Skinlife  препятствует размножению бактерий; называется такой вид волокна биотекстиль, однако производство его все еще остается очень дорогим. Впрочем, производителям известных марок одежды для спорта и белья это не кажется большой проблемой.

Полартек (Polartec)
Foto SA·Corbis

Полартек (Polartec)

В 1979 году американская компания Malden Mills начала продажу уникальных вещей из тканей со встроенной системой обогрева Polartec. Тогда, в 1979-м, это изобретение буквально спасло компанию из Массачусетса, которой грозило разорение. Но спасение пришло ненадолго. С этого момента история компании изобиловала драматическими моментами: пожар в 1995 году полностью разрушил производство, а в 2002-м Malden Mills вновь оказалась на грани банкротства.

Однако сам Polartec ожидала более счастливая судьба: за более чем 30 лет жизни в его семействе появилось около 100 видов новых синтетических материалов для производства самой разной одежды: от верхней одежды до нижнего белья. Причем все эти материалы обладают огромным количеством полезных специфических свойств. Именно благодаря им продукция Malden Mills пользуется большим спросом у военных — от Пентагона до Вооруженных сил Латвии. А журнал Time в свое время назвал Polartec одним из величайших изобретений XX века.

Охарактеризовать Polartec можно как трикотажный материал из полиэстера с густым ворсом. По способности сохранять тепло он не уступает шерсти, при этом он гораздо быстрее сохнет, лучше защищает от ветра, долговечен (в структуру некоторых видов тканей Polartec даже вотканы микроволокна из нержавеющей стали) и — что немаловажно — легко стирается.

Материал этот имеет очень сложную структуру и, как утверждается, имитирует шерсть арктических животных. Стоит также отметить, что для производства Polartec была даже разработана специальная технология создания ворса. Ворс составляет единое целое с основой и не может быть вырван или оторван от ткани.

Не так давно, кстати, Polartec умудрился спуститься даже под воду. Специально разработанный PolartecThermal Stretch предназначен для подводного плавания при очень низких температурах.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+