(На фото — портрет Ивана Щукина, брата знаменитого коллекционера Сергея Щукина. Он собрал большую коллекцию картин, а когда выяснилось, что 90% — фальшивки, застрелился.)
Петр Авен, член наблюдательного совета директоров консорциума «Альфа-Групп»: Когда покупка совершается в ажиотаже, часто веришь продавцу на слово, чего делать никак нельзя. За свою жизнь я купил три или четыре фальшивые вещи. Все они проходили экспертизу в Третьяковской галерее. К сожалению, есть нечестные эксперты, которые за деньги скажут все что угодно, в том числе и в Третьяковке. Хотя основной массе там, конечно, можно безоговорочно доверять. Но кому можно, а кому нельзя, начинаешь разбираться только с годами. Когда меня уверяют, что вещь «из хорошей коллекции», я спрашиваю из какой, а мне отвечают, что не могут сказать, все переговоры сразу прекращаются. Истории о том, что вещь из коллекции из города Еревана или «досталась мне от бабушки», слушать категорически нельзя. Это убережет от ошибок.
Вячеслав Кантор, президент Европейского еврейского конгресса: Когда на рынке появляется новый коллекционер, он становится мишенью для множества как добросовестных, так и недобросовестных операторов. Я несколько раз чуть не стал жертвой. Приехал ко мне как-то один очень известный французский эксперт в области шагаловедения в серьезном возрасте, под 80 лет, и предложил картину Шагала, у которой была какая-то волшебная история. Якобы сестра Шагала хранила ее у себя под кроватью и оставила в наследство своему сыну. Ее атрибутировали все, вплоть до Комитета Шагала (есть такой в Париже). Это был автопортрет Шагала, и его репродукцию привез мне этот эксперт, чью фамилию я не называю из уважения к его возрасту. И вот он стал рассказывать, как сможет осчастливить меня за $30 млн. Одно мне показалось подозрительным: зачем он привез ко мне свою жену? Она сидела напротив меня и сверлила меня глазами. И я стал думать: если это такая хорошая картина, то зачем было везти с собой жену, которая явно проверяет, верю я ее супругу или нет? Это была довольно большая работа, примерно 90х65 см, молодой Шагал с палитрой, стоящий перед холстом, и образы прямо перескакивали с палитры на холст. Вот такая прямая компиляция с других работ Шагала. И вот субъективный момент толкнул меня на раздумья: зачем меня проверять? Ведь коллекционера очень просто проверить: платит или не платит. И я ему сказал: привозите — посмотрим. Через 2-3 дня она появляется у меня в Женеве; красивая картина, хорошая рама. К картине прилагались письма Шагала к сестре, сестры к сыну, письма самого сына. Я подумал: а ведь это все реальные люди, и некоторые из них еще наверняка живы. И, продолжая улыбаться продавцу и не обращая внимания на сертификаты шагаловского комитета, я стал через свою службу безопасности выяснять, где все эти люди сейчас. Их быстро нашли, мы встретились, и они сказали, что это все полная чушь: они никогда этих писем не писали. Получив такие доказательства, я стал присматриваться к самому портрету. Ведь Шагал был человеком, обожавшим свою внешность, — на картине он был написан таким некрасивым! Так что всегда надо быть настороже.
Стелла Кесаева, основатель фонда Stella Art Foundation: Вопросы подделок, скорее, относятся к произведениям старого искусства. У меня же никогда не было задачи собирать работы старых мастеров. Поэтому проблемы мошенничества и атрибуции меня не касались. В современном искусстве подделок очень немного.
Владимир Семенихин, председатель совета директоров Группы компаний «Стройтэкс»: Мошенничество в области атрибуции произведений искусства — это глобальная тема. Ведь эксперт не несет ответственности за неверно данную экспертизу. Это ведь его персональное мнение. Поэтому доверять можно только себе. Мне однажды продали подлинную работу известного художника, всего лишь подделав на ней год — а это сильно изменило ее цену. Я, правда, быстро разобрался в подлоге и заставил мошенников вернуть деньги. Но этот случай заставил меня стать внимательнее к мелочам при покупке картин.