Создатель «Звездных войн» Джордж Лукас покидает большое кино. По крайней мере, именно это он сказал в беседе с журналистом The New York Times Magazine, где на днях вышел огромный материал, посвященный новому фильму режиссера. «Я ухожу. Бросаю компанию, бизнес. Вообще не буду заниматься подобными вещами», — заявил Лукас. Он утверждает, что намерен вернуться к режиссуре малобюджетных лент.
Если Лукас сдержит свое слово, последним его масштабным проектом станут «Красные хвосты» — история про отряд афроамериканских летчиков, дебютирующая в американском прокате в ближайший уик-энд. Лукас профинансировал создание «Красных хвостов», где он числится продюсером, полностью из своего кармана: киностудии не вложили в ленту ни цента из почти $50 млн бюджета. Лукас не скрывает своего недовольства подобным положением дел, однако его можно заподозрить в некотором лукавстве. Человек, чье состояние Forbes оценивает в фантастические для его профессии $3,2 млрд, может позволить себе самостоятельно оплатить свой последний фильм.
Удастся ли Лукасу вернуть вложения, пока неизвестно. Но он в любом случае войдет в историю кинематографа как один из самых коммерчески успешных режиссеров современности. На каких же идеях разбогател Джордж Лукас?
High-concept кинематограф
Ландшафт американской киноиндустрии в 1970-х годах принципиально отличался от современного. Тон в Голливуде тогда задавали дети контркультурной революции — молодые режиссеры и актеры из Калифорнии и Нью-Йорка, склонные к артистическим экспериментам и неуважению к традициям. Получившийся в результате «Новый Голливуд» запомнился как эпоха максимальной режиссерской свободы и минимального контроля со стороны студий.
Ситуация начала меняться с появлением Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга. Выращенные «Новым Голливудом», они же в итоге ознаменуют и его конец, заодно на десятилетия вперед оформив философию голливудского блокбастерного кинематографа. Лукас со Спилбергом заложили фундамент того, что теперь определяется термином high-concept movie. Если коротко, то так называют фильмы, основную идею которых можно сформулировать в нескольких словах (например, «Челюсти» — это фильм про гигантскую акулу»), что делает их чрезвычайно привлекательными для широкой аудитории.
Кассовые сборы «Челюстей» Спилберга ($470 млн) и «Звездных войн IV: Новая надежда» Лукаса ($775 млн) наглядно продемонстрировали большому бизнесу, что на кинематографе можно делать огромные деньги. Это привело в индустрию новых игроков, сформировавших совершено иную ментальность Голливуда: простые идеи, ориентированность на массового зрителя, обязательные сиквелы для коммерчески удачных лент и т. д.
Мерчендайзинг как главный источник дохода
Перед началом съемок хронологически первого эпизода «Звездных войн» — «Эпизод IV: Новая надежда» Лукас предложил кинокомпании XX Century Fox сделку. Он соглашается на понижение зарплаты и отчислений от прибыли, а в обмен получает все интеллектуальные права на придуманную им вселенную. Разнообразный мерчендайзинг, который сегодня является обязательным атрибутом любого большого фильма, тогда не пользовался особенным спросом, и студия с радостью согласилась на условия режиссера. Это решение в итоге стало одним из главных бизнес-просчетов в истории XX Century Fox и поворотным моментом в жизни Лукаса. Популярность «Звездных войн» создала колоссальный спрос на сопутствующие товары — от маек, бейсболок и плакатов до пластмассовых фигурок, конструкторов Lego и тематических парков развлечений.
«Создавая «Звездные войны», Лукас держал в уме не только фильм, но и линию игрушек и все остальное», — считает Марк Пепверс, один из бывших топ-менеджеров XX Century Fox. Только в 2010 году, спустя пять лет после выхода на экраны последнего эпизода «Звездных войн», под брендом франшизы было продано «объектов новой вселенной» на $510 млн. В общей же сложности доходы вселенной, не связанные с кассовыми сборами от проката фильмов, оцениваются в $23 млрд (это почти в пять раз больше, чем box-office всех шести эпизодов саги). Значительный процент от этой суммы достался лично Лукасу.
Идея расширенной вселенной
Миры «Звездных войн» и «Индианы Джонса» (совместный проект Спилберга и Лукаса), как известно, не ограничиваются одними фильмами. С самого начала создатели пытались распространить их популярность на смежные медиа — мультфильмы, книги, комиксы и радиопьесы. Сегодня подобная тактика кросс-маркетинга — золотой стандарт индустрии. Каждый высокобюджетный фильм сопровождается выходом видеоигры, сериала или какой-нибудь графической новеллы.
Чем масштабнее становился культ «Звездных войн», тем более значительная часть произведений создавалась сторонними авторами, которые лишь платили лицензионные отчисления. В результате сейчас вселенная «Звездных войн» очень похожа на свой физический аналог: она как минимум такого же размера и перманентно расширяется. При этом компания Lucas Licensing, контролирующая интеллектуальные права Лукаса, сохраняет над этим миром тотальный контроль. Ни одна из сотен книг не была написана без предварительного одобрения сотрудников Lucas Licensing, оценивающих, насколько она соответствует канону. Это позволяет общей истории «Звездных войн» сохранять некое подобие стройности сюжета.
Отдельного упоминания заслуживает ставка Лукаса на компьютерные игры. Основанная им компания LucasArts разработала или издала целую плеяду основанных на вселенных «Звездных войн» и «Индианы Джонса» игр, многие из которых стали настоящими хитами.
Спецэффекты
До Лукаса спецэффекты, за крайне редким исключением, ограничивались гримом, чучелами и мастерством постановщика света. Задуманные Лукасом «Звездные войны» должны были выглядеть грандиозно, и он обратился к только появившимся компьютерным технологиям. А не обнаружив на рынке компании, способной удовлетворить его запросы, он создал ее сам. Так появилась Industrial Light & Magic.
Эта студия полностью изменила отношение Голливуда к визуальным эффектам, сделав их обязательной составляющей любой большой летней или рождественской премьеры. Позицию Industrial Light & Magic в новом мире трудно недооценить: за три с небольшим десятилетия она получила 15 «Оскаров» и еще дюжину номинаций на эту престижную кинопремию.
Позднее Лукас сообразит, что прогресс позволяет бесконечно усовершенствовать давно отснятые фильмы. Улучшив спецэффекты и добавив абсолютно новые сцены, их потом можно заново выставлять на полки магазинов, почти до бесконечности увеличивая продажи. Скажем, эпизоды «оригинальной трилогии» с изменениями и дополнениями переиздавались уже дважды, новые серии — один раз. А начиная с этого года в кинотеатрах начнут показывать «Звездные войны» в формате 3D.