К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

10 лучших каналов мира для туристической навигации

10 лучших каналов мира для туристической навигации
Проплыть по пустыне, увидеть Лох-Несское чудовище, посмотреть на главную нефтяную артерию мира и другие возможности путешествий по каналам

Сегодня слово «канал» стойко ассоциируется с Венецией или Амстердамом, которые буквально пронизаны сетью водных артерий. Но помимо них в мире насчитываются десятки искусственных водных путей, ничуть не менее известных. Какие-то были прорыты несколько веков назад, какие-то — относительно недавно. Одни и по сей день используются для грузовой навигации, а по другим курсируют лишь тихоходные туристические суда. Вообще же самые первые каналы появились еще в глубокой древности в Месопотамии, их главной функцией было орошение и осушение сельскохозяйственных земель. А к 600 году до н. э. историки относят начало строительства первого судоходного канала на территории Древнего Египта, который соединял Красное море с одним из притоков Нила. Сегодня по многим каналам можно совершить как короткое путешествие, так и многодневный круиз. Причем второй вариант позволит рассмотреть местность с необычного ракурса — с воды. Forbes отобрал 10 каналов мира, прохождение по которым может превратиться в полноценное путешествие.

Панамский канал (Панама)
Fotobank·Getty Images

Панамский канал (Панама)

Длина: 81,6 км

Период навигации: круглый год

Над тем, чтобы соединить Тихий и Атлантический океаны в самом узком месте Панамского перешейка, еще в XVI веке задумывался испанский король Филипп II. Но претворить его идею в жизнь удалось лишь в начале XX столетия. В 1904 году было начато строительство Панамского канала, которое длилось 10 лет, потребовало $400 млн и унесло жизни более 20 000 рабочих, — только в августе 1914 года по каналу прошел первый корабль. Сегодня пропускная способность водного пути достигает 48 судов в сутки. В основном это многотонные баржи, но по каналу курсируют и туристические корабли. Для них существует два варианта маршрутов: полный и укороченный. Выбрав первый, можно проделать путь от океана до океана, а по второму пройти только два первых шлюза со стороны Панама-Сити. С января по март туристические корабли по укороченному маршруту курсируют каждый вторник, пятницу и субботу, а с апреля по декабрь навигация сокращается до одного дня в неделю. А тем, кто решит совершить полное прохождение Панамского канала, придется подгадать так, чтобы оказаться в Панама-Сити в третью субботу месяца.

Подробнее: www.pancanal.com/eng

Канал дю Миди (Франция)
legion-media.ru

Канал дю Миди (Франция)

Длина: 240 км

Период навигации: март — октябрь

История канала дю Миди, который также именуют Южным и Лангедокским, насчитывает более 340 лет. Его строительство началось в 1666 году, завершилось спустя 15 лет, и на сегодняшний день этот водный путь является старейшим из функционирующих в Европе. Впервые о строительстве канала, который связал бы Атлантику и Средиземное море по кратчайшему пути, задумался Франциск I. Подготовку чертежей будущей судоходной артерии страны он поручил Леонардо да Винчи. Правда, претворить его идеи в жизнь удалось лишь полтора века спустя. Вдохновителем и руководителем строительства стал Поль Рике, 40 лет прослуживший соляным инспектором в Лангедоке и досконально изучивший особенности региона. Он умер, когда до моря оставалось проложить всего две мили канала, и благодарные соотечественники поставили ему памятник в Тулузе. С момента открытия канала в 1681 году движение по нему ни разу не прекращалось. Правда, сегодня по нему уже не идут баржи с грузами — им на смену пришли туристические и частные суда. Зафрахтовав судно, можно совершить круиз по каналу, движение по которому открыто с восьми утра до восьми вечера, а навигация осуществляется с марта по октябрь.

Подробнее: www.midicanal.com

Сайменский канал (Финляндия — Россия)
legion-media.ru

Сайменский канал (Финляндия — Россия)

Длина: 57,3 км

Период навигации: май — сентябрь

В 2006 году Сайменский канал, соединяющий озеро Сайма и Финский залив, отпраздновал свое 150-летие, а спустя четыре года Россия продлила Финляндии срок аренды российской части водного пути еще на 50 лет. Первые попытки проложить канал в этой местности предпринимались еще в XVI веке, но приступить к строительству удалось лишь в 1845 году. Спустя 11 лет оно было завершено, и в день коронации Александра II канал был торжественно открыт. Уже в первый год навигации по Сайменскому каналу осуществлялись как грузовые, так и пассажирские перевозки. Более того, первая туристическая карта этого пути была выпущена в 1852 году, то есть до окончания строительных работ. Поездка из Петербурга в портовый финский город Куопио занимала двое суток, из которых на путешествие по каналу уходил один день. А в самые оживленные недели туристического сезона по водному маршруту проходило до 27 рейсовых теплоходов в сутки. Сегодня, как и полтора века назад, по Сайменскому каналу можно совершить путешествие. Его прохождение в один конец занимает четыре с половиной часа, период навигации — с мая по сентябрь, а цена билетов составляет €55 для взрослого и €40 для ребенка.

Подробнее: www.gosaimaa.com/ru/ohjelmaa/risteilyt/, www.saimaatravel.fi/o/ru/saimaa_canal.php

Канал Эри (США)
Fotobank·Getty Images

Канал Эри (США)

Длина: 540 км

Период навигации: май — октябрь

Известный британский путешественник Ричард Харфам на апрель 2012 года запланировал старт своего путешествия на каяке по штату Нью-Йорк. Маршрут протяженностью 500 миль он собирается преодолеть по знаменитому каналу Эри, входящему в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Водный путь, строительство которого велось с 1817 по 1825 год, связал систему Великих озер с Атлантическим океаном через реку Гудзон. Кроме того, каналу Эри было суждено сыграть важную роль в освоении внутренних районов США, а также сделать Нью-Йорк главный портом страны. По каналу совершались многочисленные грузовые перевозки, а транспортные расходы по сравнению с сухопутной доставкой товаров удалось сократить на 95%. Во второй половине XX века развитие автомобильных и железных дорог привело к снижению числа коммерческих перевозок по воде, а грузовые баржи стали все реже появляться на канале Эри. Их место заняли туристические суда, которые сегодня активно курсируют по каналу. На них можно совершить трехдневное или недельное водное путешествие. Период навигации длится с мая по октябрь, а зима отведена для технического обслуживания канала.

Подробнее: www.canalcruises.com, www.eriecanalcruises.com

Кильский канал (Германия)
Fotobank·Getty Images

Кильский канал (Германия)

Длина: 98 км

Период навигации: май — сентябрь

Кильский канал на сегодняшний день является самым загруженным водным путем на планете. В день по нему проходит 250 судов, а годовая пропускная способность достигает 85 000 судов! Канал соединяет Северное и Балтийское моря и экономит около 700 км пути, прохождение которых заняло бы лишние сутки. Строительство Кильского канала началось в 1887 году и продолжалось 8 лет. Его открытие, на котором лично присутствовал Вильгельм II, было запечатлено на кинопленку, а премьера немого короткометражного фильма, посвященного этому событию, состоялась в Великобритании 1 июля 1895 года. Предполагалось, что основным назначением водного пути будет быстрая переброска германского флота из одного моря в другое, но вскоре канал стал не менее важен и для мировой торговли. Сегодня по Кильскому каналу по-прежнему курсируют многотонные баржи, но помимо этого по нему можно совершить и туристическое путешествие. По существующим правилам, максимально разрешенная скорость движения судов составляет 15 км/ч, так что весь канал можно пройти за 8,5-9 часов. Но для туристов организуют и более длительные круизы с остановками в прибрежных городах.

Подробнее: www.kiel-canal.org/, www.mecklenburger-radtour.de/en/cycling-holidays/tour-search/reise/kiel_canal.html

Коринфский канал (Греция)
legion-media.ru

Коринфский канал (Греция)

Длина: 6 км

Период навигации: апрель — октябрь

Коринфский канал — узкий пролив в скалах, соединяющий Эгейское и Ионическое моря. В разные годы попытки его строительства предпринимали Александр Македонский, Юлий Цезарь, Калигула и Нерон, но довести дело до конца удалось только в XIX веке. Поводом к этому стало открытие Суэцкого канала: в ноябре 1869 года греческое правительство издало указ о «пересечении каналом Коринфского перешейка». Правда, приступить к строительным работам удалось лишь спустя 13 лет. Прокладка канала длилась с 1882 по 1893 год, и трудившимся на ней 2500 рабочих пришлось вынуть со дна 930 000 кубометров земли и камня. Создававшийся для перевозки грузов,  Коринфский канал со временем утратил свое экономическое значение: из-за узости водного пути крупные суда не могли проходить по нему и выбирали обходные маршруты. Тем не менее канал превратился в популярную туристическую достопримечательность, посетить которую советуют многие путеводители по Греции. В период навигации здесь курсируют десятки туристических катеров, а в скором времени на берегах канала может появиться Диснейленд.

Подробнее: www.aedik.gr, http://www.allgreecetravel.com/tours-cruises/ancient_corinth_tour.asp

Каледонский канал (Шотландия)
legion-media.ru

Каледонский канал (Шотландия)

Длина: 88 км

Период навигации: март — октябрь

В начале XIX века англичане решили проложить водный путь с восточного побережья страны на западное, тем самым соединив Северное море и Атлантический океан. К реализации задуманного приступили сразу же, и в 1803 году началось строительство Каледонского канала. С технической точки зрения оно не представляло особых трудностей: канал должен был проходить по естественной ложбине, да и прорыть предстояло только треть водного пути — а остальное сформировали озера. Открытие канала состоялось в 1822 году, но сразу же стало ясно, что для больших судов он слишком мелок. Спустя 25 лет водный путь пробовали углубить, но достичь желаемого грузооборота так и не удалось. Зато Каледонский канал стал одним из самых популярных туристических мест Шотландии. Его существенный отрезок проходит через знаменитое озеро Лох-Несс, добраться до которого и, если повезет, увидеть таинственное Лох-Несское чудовище, стремятся многие путешественники. Период навигации по Каледонскому каналу длится с марта по октябрь, и в это время туристические агентства предлагают круизы различной продолжительности.

Подробнее: www.caleycruisers.com

Великий китайский канал (Китай)
Fotobank·Getty Images

Великий китайский канал (Китай)

Длина: 1774 км

Период навигации: круглый год

Великий китайский канал — сооружение для жителей Поднебесной не менее важное и масштабное, чем Великая китайская стена. Судоходный путь, протянувшийся через всю страну от Пекина на севере до Ханчжоу на юге, давно заслужил многочисленные приставки «самый». Во-первых, он является одним из старейших действующих гидротехнических сооружений в мире: его постройка началась в VI веке до н.э. и продолжалась на протяжении двух тысяч лет. Во-вторых, Великий китайский канал — самый длинный в мире: его протяженность в 10 раз превышает длину Суэцкого канала, и в 20 раз — Панамского. Великий Китайский канал служил важнейшей транспортной артерией страны в периоды правления почти всех династий. И сегодня по нему перевозят около 30 млн т грузов в год. Но помимо этого, власти Китая стараются повысить популярность водного пути среди путешественников. В 2006 году туристические агентства 15 городов, расположенных на берегах канала, объявили о совместном проекте «Путешествие по Великому каналу». К его реализации привлекли как местных, так и иностранных инвесторов, благодаря которым появилась возможность совершить круиз по главному водному пути Китая.

Подробнее: www.china-cruise.com/canal.htm

Беломорско-Балтийский канал (Россия)
Итар-ТАСС

Беломорско-Балтийский канал (Россия)

Длина: 227 км

Период навигации: май — сентябрь

В 1931 году по приказу Сталина началось строительство Беломорско-Балтийского канала, который должен был соединить Белое море и Онежское озеро. При протяженности 227 км он был проложен в рекордно короткий срок — всего за 20 месяцев — и стал первым в СССР объектом, возведенным силами заключенных ГУЛАГа. Власти стремились свести к минимуму расходы на постройку канала, поэтому использовали только местные недефицитные материалы, а основными орудиями труда рабочих были топоры, кувалды и тачки. Открытие водного пути в августе 1933 года сопровождалось мощной пропагандистской кампанией. Газеты «Правда» и «Известия» рапортовали о «первом в мире опыте перековки трудом закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов». И тогда же группа из 120 писателей во главе с Максимом Горьким совершила путешествие по Беломорканалу, результатом которого стала изданная в 1934 году хвалебная памятная книга. Сегодня канал превратился в популярное туристическое место. В период навигации, который длится с мая по сентябрь, по нему курсируют круизные теплоходы, на которых можно пройти не только сам канал, но и доплыть до Соловецких островов и Кижей.

Подробнее: www.vodohod.com/cruises/map/rivers_lakes/belomor-kanal.htm

Суэцкий канал (Египет)
legion-media.ru

Суэцкий канал (Египет)

Длина: 163 км

Период навигации: круглый год

На протяжении веков Средиземное и Красное моря были разделены 150-километровой полосой пустыни. Из-за этого кораблям, идущим из Атлантики в Индийский океан, приходилось делать большой круг вокруг берегов Африки. Прорыть канал и тем самым открыть кратчайший путь из Европы в Азию было решено в XIX веке. Строительство началось в апреле 1859 года и растянулось на 10 лет. Рабочих, главным образом египтян, набирали принудительно, по 60 000 человек в месяц, но рук все равно не хватало: многие строители умирали от жары и эпидемий. Торжества в честь открытия канала длились 7 дней и 7 ночей, обошлись в 28 млн золотых франков, а Джузеппе Верди к этому событию заказали оперу «Аида». Сразу после начала навигации Суэцкий канал стал чрезвычайно важен для мировой экономики. Сегодня он обслуживает 15% всех торговых перевозок и свыше 20% перевозок нефти, а помимо этого является популярной туристической достопримечательностью Египта. Навигация по каналу осуществляется круглый год, проход в среднем занимает 14 часов, а приобрести ознакомительный тур предлагают многие экскурсионные агентства.

Подробнее: www.suezcanal.gov.eg

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+