К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

10 провинциальных театров, которые непременно стоит посетить

10 провинциальных театров, которые непременно стоит посетить
Магнитогорск и Красноярск, Саратов и Омск, Новосибирск, Воронеж, Самара и другие театральные центры России

Как правило, командировка в другой город состоит из деловой встречи, ужина, бара, гостиничного номера, беглого осмотра примыкающей к гостинице части города, поездки на такси и железнодорожного вокзала или аэропорта.

Культурная часть обычно остается недоступной командировочному, и даже Гид Forbes не всегда способен в этом помочь. Пытаясь восполнить этот пробел, Forbes предлагает 10 самых интересных провинциальных театров, которые стоит посетить, отправляясь в командировку или путешествие.

Омский театр драмы (Омск)

Омский театр драмы (Омск)

Где: Омск, ул. Ленина, 8а

Подробнее: www.omskdrama.ru

Одна из старейших профессиональных трупп в России основана в 1872 году. На свой театр Омск денег и сил не жалеет. Здание несколько лет назад роскошно отремонтировали, заказав кресла в Испании, люстры  в Чехии, а гранитные полы  в уральских мастерских. И то сказать  гордиться есть чем: последние десять лет Омская драма славится великолепным актерским ансамблем и остается среди сильнейших участников на всех российских фестивалях. Сначала выбилась наверх под руководством режиссера-смутьяна Евгения Марчелли, а потом еще сменила его на не менее сильного лидера  московской выделки Георгия Цхвираву. Но самое поразительное, что, оставаясь типичным русским академическим театром, омичи чужды консерватизма и без удержу экспериментируют, с новыми текстами в особенности. Попасть на хороший спектакль в Омске просто: их там много. «Дачники» Марчелли по пьесе Горького, например. Начинаются сюрреалистической инсталляцией с головой, поющей на столе, и просьбой «включить мобильные телефоны, потому что театр есть театр, а жизнь есть жизнь», а продолжаются совершенно феллиниевским карнавалом. «Фрекен Жюли» того же Марчелли по пьесе Стриндберга, отжатой до короткой, как вспышка, любовной драмы о том, как сломленный в схватке с одной женщиной, мужчина покорно достается другой: поставленная на попа кровать, на которой неловко пытаются пристроиться любовники, высится как надгробная плита всякой страсти. На редкость свежий «Вишневый сад», в котором и сада-то нет, зато есть легкая и ясная ткань психологического романа.

Драматический Театр имени А. С. Пушкина (Красноярск)

Драматический Театр имени А. С. Пушкина (Красноярск)

Где: Красноярск, просп. Мира, 73

Подробнее: http://new.sibdrama.ru

Наитрадиционнейшее здание с колоннами и портиком было построено в центре Красноярска еще в 19 веке, сразу названо «имени Пушкина», а потом еще несколько десятилетий поджидало своего главного жильца — драматическую труппу, изображая тем временем нечто вроде городского клуба. Зато теперь  притом что сильных театров в Сибири много  именно красноярцев в театральном просторечии называют Сибдрамой. В январе прошлого года здание чудовищно обгорело, но министр Шойгу (учился в Красноярске) чуть ли не кровью расписывался в скорейшем решении проблемы, и в результате новый сезон Сибдрама открывает, как ни в чем не бывало. Пожар был лишь одной из причин, по которой театральная общественность гадала о судьбе театра. Другая — главный режиссер. Ученик Петра Фоменко Олег Рыбкин сделал театр частым гостем «Золотой маски» и опасным соперником остальных сибиряков, но при этом каждый его спектакль был настолько вызывающим, что невольно думалось: следующего спектакля красноярская общественность не потерпит, несмотря ни на какие соображения тщеславия. Однако трехлетний контракт режиссера истек и так же спокойно был возобновлен. Очевидно, красноярцы и сами пристрастились к жестким эскападам своего режиссера. Это уж точно единственное в России место, где на «Чайку» Чехова стоит ограничение «детям до 16 лет». Маша в купальнике нюхает кокаин, Тригорин исповедует садо-мазо, все бледны, болезненны, жалки, и только румяная толстокосая Нина Заречная удостоверяет психическое здоровье физическим,  но каким-то волшебным образом понимаешь, что все эти провокации в спектакле не главное, и само собой вспоминается, что поставил его ученик тончайшего в русском театре психологиста Петра Фоменко.

«Красный факел» (Новосибирск)

«Красный факел» (Новосибирск)

Где: Новосибирск, ул. Ленина, 19

Подробнее: www.red-torch.ru

В Новосибирске, городе, словно бы построенном для великанов  с его широченными улицами, громадными зданиями и марафонского размаха площадями, самый успешный драматический театр выделяется своими вполне человеческими размерами. Здание было построено в модернистском 1914 году, начинало карьеру в качестве клуба для деловых людей, потом «Дома революции» и сейчас является в Новосибирске одним из старейших. Театральная труппа же вообще родилась в Одессе в 1924 году, моталась по стране, пока не осела в Сибири. Но, как и большинство российских театров, лежащих вне Москвы и Петербурга, по-настоящему развернулся «Красный факел» только в новейшее время. Он регулярно бывает в Москве  и столь же регулярно увозит оттуда премию не того, так другого фестиваля. Часто ездит на гастроли за границу, что и понятно: на роль «культурного посла» он подходит более других театров-сибиряков  у него вполне европейская осанка и интернациональный репертуар. Самый титулованный хит «Красного факела» отнюдь не Чехов или Горький, а «Тартюф» Мольера. Французский классицизм, тем более классицистскую комедию оживить сегодня на сцене куда труднее, чем превратить, скажем, Чехова в панка, но «факельщики» сделали это с изящной естественностью и заразительным актерским драйвом. Герои превратились в семейку мясника  и выспренние разговоры о добре и зле в антураже мясной лавки  идеально точная эмблема лицемерия. Хороши также «Ивонна, принцесса Бургундская» и «Зойкина квартира». О том, насколько важный это игрок, говорит тот факт, что «Золотая маска» и сама привозит в «Красный факел» своих лауреатов,  следите, как говорится, за афишей.

Воронежский Камерный театр (Воронеж)

Воронежский Камерный театр (Воронеж)

Где: Воронеж, ул. Никитинская, 1

Подробнее: www.kamerny.vrn.ru

Этот театр оперирует какими-то несоизмеримыми цифрами: в труппе всего десять актеров, в зале  сотня мест, а при этом спектаклей в году  за полторы сотни. Из чего ясно, что Воронежский камерный  и местный любимец, и местная знаменитость. Открыли его всего-то в 1993 году, взяв в аренду крыло Дома культуры железнодорожников, в девичестве  Общественное собрание и сад «Эрмитаж»; впрочем, в конце прошлого сезона вскипели слухи, что свое здание у театра все-таки будет. Ясно, что игнорировать его нельзя. Местные театралы вообще убеждены, что это самое лучшее в Воронеже место. Глава театра режиссер Михаил Бычков ставит большинство спектаклей сам. А уж если приглашает кого-то в свое маленькое хозяйство со стороны, то это окажется, например, Георгий Цхвирава из Омского театра драмы (его «Облом off» непременно стоит увидеть). Одними из первых в России  с подачи Британского совета  воронежцы начали играть пьесы Мартина МакДонаха, вскоре заполонившие и Москву: если фильм МакДонаха «В Брюгге» вы видели, то ищите на воронежских афишах «Калеку с острова Инишмаан». А если вы в Москве пропустили недавний приезд воронежцев с «Электрой и Орестом» (как обычно, гости претендовали на несколько «Золотых масок» сразу), то не упустите хотя бы шанс увидеть этот невероятно красивый величавый спектакль в естественной, так сказать, среде обитания. Маленькое душное пространство этой античной трагедии буквально сочится кровью, выступающей на стенах, а актеры изумительно сплавляют монументальность жестов со шквальной страстью.

«СамАрт» (Самара)

«СамАрт» (Самара)

Где: Самара, ул. Льва Толстого, 109

Подробнее: www.samart.ru

«СамАРТ»  не просто любимец самарцев, но гордость городских властей, что вообще случается крайне редко, если учесть склонность этого театра к экспериментам. Несколько лет назад его полностью реконструировали, не пожалев бюджетных денег  и в красно-белое здание даже вписали «социальное жилье» для актеров, что совсем уж диво по нынешним временам. И это притом что «СамАРТ» работает явно не за то, чтобы кому-то понравиться, а уж тем более подладиться под массовые вкусы. От советского времени он унаследовал статус Театра юного зрителя, но расстался с ним без сожалений. Часто приглашает на постановки одного из лучших петербургских режиссеров Анатолия Праудина, которого дети интересуют, да, но в формате, как он это формулирует, «театра детской скорби», подразумевая, что только в детстве человек по-настоящему открыт несправедливости мира. В Петербурге, например, такую позицию не то чтобы приветствовали, а вот в «провинциальной» Самаре дали режиссеру карт-бланш, бросив еще один аргумент в споре о том, где сейчас столицы, а где провинция. Собственно, праудинские спектакли и надо в Самаре смотреть в первую очередь. В особенности его «Фальшивый купон». Цепную реакцию зла, передающегося от человека к человеку, как зараза, Праудин разыгрывает легчайшим образом: на сцену выложена поленница дров, которые заменяют героям что угодно  от младенца до собственно фальшивого купона, от кирпичей до букв. А еще  недавно подновленный хит почти десятилетней давности «Мамаша Кураж» режиссера Адольфа Шапиро в фантастической красоты декорациях Юрия Харикова (на «Золотой маске» спектакль проходил по трем номинациям сразу).

ТЮЗ имени Киселева (Саратов)

ТЮЗ имени Киселева (Саратов)

Где: Саратов, ул. Вольская, 83

Подробнее: www.tuz-saratov.ru

В том, что большинство лучших российских театров номинально адресованы «юному зрителю», в какой-то момент уже не находишь ничего удивительного, напротив: все логично. Исправно платя положенную дань сказкам и историям воспитания (а саратовцы, например, дают четыре сотни спектаклей в год), именно эти театры экспериментируют смелее прочих: мол, дети, они любят эксцентричное, плюс всегда можно успокоить разъяренную общественность, сделав вид, что это не совсем всерьез. Вот и Саратовский театр  тоже для «юных зрителей»  работает совсем не по-детски. Его неистребимой энергии тесно не то что в Саратове  в России, и как следствие  множество международных проектов. Например, «Проклятие голодающего класса» Сэма Шепарда здесь поставил американец Ли Бруер, декорации сделал петербуржец Эмиль Капелюш, в очередь к которому стоят столичные театры, а на премьеру слетелось столько влиятельных персонажей, сколько не собиралось, наверняка, на приемы саратовской мэрии: деньги на постановку выделил Госдеп США по соглашению, подписанному Дмитрием Медведевым. Потом французская команда  режиссер Жан-Клод Фаль и художник Жерар Дидье — сделала здесь «Сирано де Бержерака». В Москве его видели на «Золотой маске», так что, если вы окажетесь в Саратове, не упустите шанс. В нынешнем сезоне ожидают на постановку и вовсе Маттиаса Лангхоффа. В отличие от большинства успешных провинциальных собратьев, саратовский ТЮЗ никак не может решить свой жилищный вопрос: не помогли ни театральный марафон, ни многочисленные ходатайства  сцены разбросаны в двух зданиях, причем старых. Но это как посмотреть: в том же «Сирано», например, французский режиссер был абсолютно пленен механикой старого театра и превратил ее чуть ли не в персонаж.

«Коляда-театр» (Екатеринбург)

«Коляда-театр» (Екатеринбург)

Где: Екатеринбург, ул. Тургенева, 20

Подробнее: www.kolyada-theatre.ru

Деревянный купеческий дом, в котором сейчас живет «Коляда-театр», результат почти кровопролитной битвы за выживание. Хотя «Коляда-театр» наряду с «Провинциальными танцами» Татьяны Багановой  главные статьи уральского театрального экспорта, драматический театр, видимо, отвешивал какие-то не те пощечины общественному вкусу: его смелые спектакли вызывали у властей желание не поощрить актеров «социальным жильем», а наоборот, выселить весь театр из уже имеющегося подвальчика  и все это под хор московских и европейских рецензий, воспевавших очевидную международную значимость этого полунищего, но полного энергии театра. Видимо, дело в отчетливом привкусе сектантства, которым пропитан этот уникальный организм, построенный режиссером, кудесником и драматургом Николаем Колядой. На выселение труппа отреагировала, как секта: голодовкой, «мы отсюда не выйдем», отвечала она. Вот и в новом театре зрители не платят денег за билеты  просто стоит коробка: кто сколько оставит. Так сегодня не живет больше никто. Для зрителей же это уникальный во всех смыслах опыт. Энергия актеров буквально затопляет с первых же секунд любого спектакля. А ставит «Коляда-театр» и классику (в «Короле Лире» Николай Коляда играет сам во главе актеров, лицедействующих в корыте с кровью), и собственные работы драматурга, и пьесы молодых авторов. Это абсолютный must-see. Но чтобы не растеряться, водя пальцем по афише, стоит играть на контрасте  чем более консервативно название, тем сильнее и свежее впечатление, которое выбьют из вас Коляда и его актеры. Вот «Ревизор» хотя бы: все, что вы боялись узнать о российской дичи: Городничий с неграмотными ударениями, красотища в виде махровых полотенец с лебедями, грязь по щиколотку (зрителям первых рядов выдают полиэтилен прикрыть колени), Хлестаков, плескающийся в собственном вранье, как в этой жиже. Не удивительно, что екатеринбургским властям это зеркало не льстит.

Нижегородский ТЮЗ, Нижний Новгород

Нижегородский ТЮЗ, Нижний Новгород

Где: Нижний Новгород, ул. Максима Горького, 145

Подробнее: www.tyuz.ru

Вполне возможно, что нынешний сезон станет для Нижегородского ТЮЗа катастрофой  уже по одной этой причине его спектакли необходимо увидеть, если уж повезет. Бурные московские успехи театра (а нижегородцы регулярно претендуют на «Золотые маски»), кажется, имеют малый вес в глазах самих нижегородцев. Здание ветшает. С нового года частично и вовсе перейдет на баланс театра, уже сейчас погружающегося в долги. Не помог оздоровлению климата и недавний конфликт труппы с новоназначенным руководством  актеры даже объявляли голодовку. Но при всем при этом театр остается одним из сильнейших. Во многом это заслуга режиссера Вячеслава Кокорина: он первый показал, что стать грибом или белочкой  не единственная участь актера в Театре Юного Зрителя. Радикально обновил репертуар, добавив пьесы Мартина МакДонаха («Калеку с острова Инишмаан» пропустить здесь уж точно нельзя) и Лукаса Бэрфуса. Но главное, показал нижегородцам их земляка  Максима Горького: пьеса «Последние»  спектакль умный и жесткий (в этом смысле никакого Горького в нем, можно сказать, и нет  слезливость, истеричность, выспренность, все это приглушено или убрано совсем). На сцене  почти библейский интерьер, в котором простой деревянный стол равнозначен самому понятию «стола». Гроздьями свисают электрические лампочки  световой оркестр, вторящий музыке Гии Канчели, словно небо, которого уже не видит никто. Семья Коломийцевых, через которую колесом проезжают российский террор и коррупция, больше похожа на семью короля Лира  и так же тщетно пытается глава, полицмейстер и дворянин Иван Коломийцев (в блистательном исполнении Леонида Ремнева) удержать свое рассыпающееся домашнее королевство. Если на «Последних» вы не попадаете, то просто имя режиссера Кокорина на афише  вполне надежный ориентир.

Магнитогорский Драматический театр имени Пушкина (Магнитогорск)

Магнитогорский Драматический театр имени Пушкина (Магнитогорск)

Где: Магнитогорск, просп. Ленина, 66

Подробнее: www.dramteatr.com

Настоящая слава этого театра началась в середине 1990-х. Как и в случае с большинством российских театров, активность его подхлестнула «Золотая маска»  ежегодный чемпионат в Москве раздразнил амбиции. Сейчас магнитогорцы считают свой театр такой же городской гордостью, как хоккейный клуб «Металлург», что лишь подтверждает спортивную природу этого художественного феномена. На афише чередуются лучшие питерские и московские режиссеры, и что их манит в Магнитогорск, понятно  актерский ансамбль уж очень хорош. В итоге афиша такова, что хочется засесть в Магнитогорске как минимум на неделю (что многие московские критики, кстати, и делают). Тут вам и «Королева красоты» МакДонаха, и «Зима» Гришковца. И горько-нежные «Двое на качелях» Уильямса в постановке питерского Григория Козлова. А главное  абсолютный шедевр: «Гроза» Островского в постановке питерского же режиссера Льва Эренбурга. Парадоксальнейшим образом здесь почти нет текста Островского, разменянного на почти кинематографичные в своей выразительности сцены, а при этом есть абсолютное ощущение, что именно это Островский и сказал. Всех персонажей режиссер и актеры словно бы собрали заново в несмыкающуюся любовную цепь, где А любит Б, но Б любит С, который любит Икс,  и так до кровавого финала. Причем это не духовно-бестелесная академическая любовь лауреатов Госпремии, наряженных в кринолины, это настоящий эротический шквал страсти  где сверкает нож, а руки застревают в манжетах торопливо стаскиваемой рубашки. И только очнувшись от этой вот уж действительно «Грозы», мысленно бормочешь про психологизм, до подобных вершин которого мало кому удается в театре добраться.

Театр «У моста» (Пермь)

Театр «У моста» (Пермь)

Где: Пермь, ул. Куйбышева, 11

Подробнее: www.teatr-umosta.ru

Театр открылся на самом берегу Камы в 1988 году в разгар перестройки, но в отличие от большинства собратьев по судьбе выжил и процветает. Его история не омрачена никакими конфликтами, а основатель  режиссер Сергей Федотов — спокойно отстаивает то, во что верит, окруженный всеобщим уважением: это едва ли не единственный театр, который открыто говорит, что ценит «мистическое», пишет слово «мистика» с большой буквы, равно как и слово «миссия», а при этом за него ни смешно, ни стыдно. У них отличные спектакли по Гоголю. Про вампиров здесь начали рассказывать истории задолго до того, как возникла мода на них. И первыми в России открыли нынешнего кумира русских актеров  драматурга Мартина МакДонаха. Его рвут на части фестивали, и, если вам удалось застать один из полусотни спектаклей в году, которые театр успевает дать в родной Перми, считайте, повезло. А если попадете на МакДонаха, то повезло вдвойне: равно хороши и «Красавица из Линэна», и «Череп из Коннемары», и «Сиротливый Запад». Пермские актеры  одни из немногих, кто умудряется не утяжелять эту драматургию густым «русским психологизмом», скользят по тексту, как конькобежцы, так что на страшных, в общем-то, пьесах, зрители смеются  критики совершенно справедливо сравнивают манеру Федотова в макдонаховских пьесах с манерой братьев Коэн. Как это удалось в Перми  загадка. Но интригует она настолько, что пермские зрители ходят на один и тот же спектакль «У моста» раз по десять-пятнадцать. Сам режиссер  человек поразительной ясности ума, умения формулировать мысли да и просто вменяемости  при этом уверяет, что каждый спектакль  импровизация, и это утверждение, кажется, единственное, чему в этом театре не веришь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+