Несмотря на многовековую деятельность исламских проповедников, многие индонезийские племена все еще сохраняют свои традиции и верования в неприкосновенности, и туризм не превратил их в элемент колоритного шоу.
Для племени торая, живущего на юге острова Сулавеси, смерть — главное событие в жизни. Поэтому, провожая покойника в последний путь, нельзя скупиться. И если на момент смерти семья не может позволить себе совершить все необходимые обряды, покойный останется в своем доме и будет ждать отправления в лучший мир месяцы и даже годы. Ведь до похорон он не воспринимается как мертвый, а значит, может присутствовать даже на семейном обеде. Только потом, когда его дух оседлает дух буйвола, он сможет, наконец, покинуть землю.
Количество закланных на похоронах буйволов не только показывает статус умершего в этом мире, но и определяет его положение в мире ином. Один буйвол годится для простого крестьянина, знатному человеку потребуется около двадцати. Кстати, земля под ногами для торая священна, поэтому они хоронят родственников в скальных пещерах. А если у семьи таковой нет, ее вырубают в камне или строят из камней высокие сооружения.
Самые большие погребальные скалы можно увидеть в местечке Лемо. Это настоящие каменные дома, а с их балконов следят за живыми вырезанные из дерева фигурки тау-тау, которым придают максимальную схожесть с покойными. Увы, куклы эти так нравятся беспринципным туристам, что в последнее время торая предпочитают хранить их дома, невольно нарушая древнюю традицию.
Кстати, неподалеку, в Камбире, располагаются весьма необычные детские захоронения. Могила для ребенка, умершего до того, как у него прорезались зубы, — это ствол дерева. Малыша помещают в естественное дупло, после чего закрывают его досками. Потом, когда дупло начинает зарастать, считается, что дерево поглотило ребенка, и душа его может рассчитывать на рай.