К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

7 лучших футболок этого лета, которые помогут выразить социальный протест

7 лучших футболок этого лета, которые помогут выразить социальный протест
Бэнкси, Марвин Химейер, Алексей Навальный, Джулиан Ассанж и другие люди, которые делают ношение футболок жестом

Лето — это время жары, отпусков, усталости, а также необязательности и легкости всего происходящего. Август — в особенности. Наверное, это единственный месяц в году, когда футболка не вызовет ни у кого раздражения даже на более-менее ответственном мероприятии. Потому что ответ на любое раздражение будет один: извини, старик, жара, а у меня завтра начнется отпуск.

Предлагая своим читателям идти в этом августовском настроении до конца, Forbes отобрал 7 футболок, которые помимо протеста, выраженного в форме, несут еще и протест, выраженный в содержании.

Obey Consume And Stay Asleep, £14,99

Obey Consume And Stay Asleep, £14,99

Надпись на футболке: «Повинуйся, потребляй и продолжай спать»

Название фильма They Live, снятого режиссером Джоном Карпентером в 1988 году, довольно сложно перевести на русский. Самая распространенная версия «Чужие среди нас», появившаяся еще в эпоху позднего советского видеопроката, красива, но не совсем точна. Впрочем, она прекрасно сочетается с рекламным слоганом, предварявшим показ фильма в том самом 1988-м: «Ты видишь их на улицах. Ты видишь их на экране телевизора. Ты даже голосовал за одного из них этой осенью. Ты думаешь, что они такие же люди, как ты. Но это ошибка. Смертельная ошибка».

Они (буквальный перевод They Live — «Они существуют») — это омерзительные, ящероподобные ублюдки, которые уже очень давно правят Землей, захватив решительно все средства влияния на людей: политику, бизнес, телевидение, радио и рекламу. При помощи специального излучателя они блокируют сознание человека, мешая ему видеть и осознавать то, что происходит в мире на самом деле. Все меняется, когда главный герой фильма, безработный из Колорадо, находит разработанные ящерицами для личных целей очки, которые позволяют видеть мир именно таким, каков он есть. Посмотрев в этих очках на обычный рекламный плакат, обнаруживаешь, что на нем написано «Зарабатывай, размножайся и ни о чем не думай», «Повинуйся и не задавай никаких вопросов» и «Покорись» (а также десятки подобных воззваний), а взглянув в телевизор, видишь на экране омерзительных чудовищ, сочащихся гниющей плотью.

Разрушительной силы наивность и непосредственность, с которой Карпентер выразил свое отношение к современному миру, завораживает — и фильм мгновенно приобрел культовый статус. Причем не как шедевр кинофантастики, а как эталон злого социального манифеста. Сейчас, по прошествии почти четверти века с момента выхода They Live на экраны, фильм все так же пользуется популярностью, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные товары с его символикой. Эта футболка — «два в одном»: и подарок для почитателей Карпентера, и аллюзия на знаменитый британский плакат времен войны Keep Calm and Carry On (то есть «Сохраняйте спокойствие и продолжайте работать»). Но это, второе, обстоятельство — лишь приятное дополнение. Вторая мировая закончилась, началась новая война.

Где купить: www.thedofc.com

Disobey, $21,40

Disobey, $21,40

Надпись на футболке: «Не повинуйся: неповиновение — истинный фундамент свободы»

Любому, кто приобретет эту футболку, нужно заранее приготовиться к тому, что практически все будут задавать ему один и тот же вопрос: кто на ней изображен. Более того: короткий ответ вряд ли утолит любопытство, потому что Генри Дэвид Торо, увы, известен в России лишь очень небольшому числу людей. Тем не менее именно его программное эссе «О долге гражданского неповиновения» (1849) оказало сильнейшее влияние на формирование взглядов Льва Толстого.

Но ключевое слово здесь не «Лев Толстой», а «неповиновение». Будучи последовательным противником любой системы, и особенно государственной, за свою недолгую жизнь Торо успел восстановить против себя огромное количество законопослушных американцев (в особенности сторонников рабства) и даже сидел в тюрьме. Но не за свои общественные выступления, а за то, что отказался платить налоги государству — тому, которое ни во что не ставил.

Скончавшись в возрасте 44 лет от тяжелой формы туберкулеза, Торо успел попробовать очень многое. Так, например, в течение трех лет он в полном уединении жил в лесу, пытаясь поставить эксперимент: может ли человек обходиться без общества и может ли он всем обеспечивать себя сам. Незадолго до смерти он написал: «Пробовал я и торговать, но установил, что тут требуется лет десять, чтобы пробить себе дорогу. Но тогда уж это будет прямая дорога в ад».

Где купить: www.zazzle.com

Banksy, Abandon Hope, £11,95

Banksy, Abandon Hope, £11,95

Надпись на футболке: «9 утра — 5 вечера: оставь надежду»

Среди работников «большой четверки» аудиторских компаний популярен такой несмешной, но поучительный анекдот: все в отделе, как обычно, работают с восьми утра до полуночи, и вдруг один из аналитиков начинает приходить ровно в девять и уходить ровно в шесть. В первый день все его коллеги пребывают в легком недоумении, на второй уже начинают откровенно коситься, а на третий он сам не выдерживает и объясняет: «Ребята, все нормально, я же в отпуске!»

Тем, кто понимающе кивает этой шутке, надпись на этой футболке может показаться чересчур мягкой. Но может и не показаться. Унылое офисное пространство, культ профита, маржи и ебитды давно стали неотъемлемой частью быта огромного количества людей в современном мире. А периодические вспышки офисного насилия, популярность антиофисной беллетристики и все возрастающий интерес к дауншифтингу — лишь подтверждение этому. Противоестественность офисного уклада жизни чувствуют не одни лишь те, кого незаслуженно называют презрительным прозвищем «офисный планктон», чувствуют и те, у кого это призвание такое — чувствовать.

Создавший эту футболку Бэнкси — таинственный подзаборный художник, уличающий современное общество в любом мало-мальски заметном проступке, — очень далек от мира офисов, прибылей и корпораций. Но его работа бьет в цель. Конечно, на человеке, голова которого забита ипотекой и поцарапанным кредитным «лансером», такая футболка будет выглядеть странно. Но если самоирония и не спасет мир, то наверняка сделает его немного лучше.

Где купить: www.kapoww-t-shirts.com

WikiLeaks, $17,99

WikiLeaks, $17,99

Надпись на футболке: «Первое разведывательное агентство для людей»

Ассанж, не сходивший с новостных лент более полугода, надоел. Это действительно утомляет — когда большая часть репортажей в СМИ о WikiLeaks и его редакторе касается второстепенных и поверхностных вещей: выдадут или нет Джулиана в нетерпеливые руки властей США и какие, оказывается, двуличные эти американские дипломаты, когда сравнивают правящий в России тандем с Бэтменом и Робином.

Но за всей этой шумихой незаслуженно теряется основное — стремление Ассанжа и его команды сделать журналистику буквальной: с мясом вырвать этот инструмент из рук верхушки и отдать его (а вместе с этим, понятно, и контроль над происходящим) народу. «Первое разведывательное агентство для людей» — гласит одна из футболок, которую можно купить на сайте WikiLeaks. «Информация — это валюта демократического общества», — говорит другая голосом Томаса Джефферсона, третьего президента Соединенных Штатов Америки.

В интервью австралийской The Sydney Morning Herald Джулиан Ассанж удивлялся: «Как так получилось, что пять человек за три года опубликовали больше секретных материалов, чем все СМИ мира, вместе взятые? Это просто позор». И пусть эти секреты кажутся по большей части незначительными и нелепыми, но переполошить весь мир, как это сделал WikiLeaks, дорогого стоит.

Где купить: http://wikileaks.spreadshirt.com

V for Vendetta, £18

V for Vendetta, £18

Надпись на футболке: V

Загадочный человек-идея без лица и без имени возник в голове культового автора комиксов Алана Мура в начале восьмидесятых — как реакция на политику тэтчеризма. Затем, спустя чуть более двадцати лет, благодаря стараниям братьев Вачовски маска Гая Фокса, под которой и скрывался революционер V, превратилась (благодаря фильму «V — значит вендетта») в повсеместно узнаваемый символ борьбы с системой. Кто только не использовал этот улыбающийся образ со старомодными тонкими усиками; последний громкий пример — группа онлайн-активистов под названием Anonymous, которая за последние несколько лет натворила много громких дел в западном сегменте интернета, включая блокировку правительственных сайтов Туниса, Египта и Ливии во время местных революций, а также заполонение сайта YouTube порнороликами (в ответ на удаление администрацией сервиса множества музыкальных видеоклипов).

Притягательность этого образа вызвана моментом катарсиса в фильме и комиксе — когда скрывающаяся под масками Гая Фокса многотысячная толпа выходит к Вестминстерскому дворцу в предвкушении чего-то грандиозного. И добивается своего. Причастность к чему-то большому и правильному — вот что так манит к добродушной маске и размашистой букве V, заключенной в круг, наподобие знака анархии. А то, что тот исторический бунтарь Гай Фокс был все же схвачен во время неудавшегося заговора и подвергнут пыткам, которые заставили его выдать сообщников, — это уже мало кого волнует. Помимо того, что V — это вендетта, V — это еще и победа.

Купить: www.fearandclothing.com

K is for Killdozer, $20,95

K is for Killdozer, $20,95

Надпись на футболке: «К — это Киллдозер»

Легендарный бунтарь из США, семь лет назад преподавший отличный урок системе, Марвин Химейер не отличался особо буйным нравом. Но и кротким назвать его характер было нельзя — ради восстановления справедливости Химейер готов был пожертвовать даже давними дружескими отношениями.

Апофеоз личной борьбы Химейера с несправедливостью случился 4 июня 2004 года — вынашиваемый Химейером полтора года удар по системе был хладнокровно просчитан и так же хладнокровно исполнен. Причиной конфликта стала деятельность цементного завода, перекрывшего доступ к автомастерской Химейера. На сторону завода встала администрация захолустного городишки Грэнби, где и происходили все дальнейшие события.

Практически полностью разоренный Химейер оборудовал свой бульдозер броней, камерами наружного наблюдения и бойницами и, замуровав себя в этой махине, пошел крушить собственность обидчиков. Прибывшая на место полиция была бессильна против тщательно защищенного орудия мести — пули не могли пробить броню из стали и бетона, а залезть и удержаться на киллдозере, как его впоследствии прозвали, было очень трудно — предусмотрительный Химейер смазал машинным маслом всю поверхность своего транспортно-разрушительного средства.

Сломав 13 вражеских зданий и нанеся корпорациям многомиллионный ущерб (впоследствии будет названа сумма $9 млн), бульдозер стал серьезно барахлить — полиция все же сумела прострелить радиатор и повредить двигатель. И когда машина окончательно остановилась, неспособная двигаться дальше, спецназовцы услышали выстрел внутри кабины. Чтобы убедиться, что Химейер действительно покончил жизнь самоубийством, пришлось двенадцать часов резать броню киллдозера.

Бунт Марвина Химейера (вопреки ожиданиям и стараниям властей) привлек массу сочувствующих. И как ни пытались власти объяснить произошедшее актом «домашнего терроризма», общественность продолжала рассматривать этот случай именно как протест против государственной системы. Поэтому до сих пор в годовщину смерти Марвина Химейера во многих городах США проходят памятные митинги, а его поклонников становится все больше.

Где купить: www.zazzle.com

Проверь зрение, $15

Проверь зрение, $15

Надпись на футболке: «Проверь зрение: Единая Россия — партия жуликов и воров»

Лозунг, сошедший с легкого языка Алексея Навального и быстро распространившийся среди людей, у которых есть интернет. О его популярности говорит, к примеру, тот факт, что если ввести в Google это словосочетание, то на первом месте будет ссылка на официальный сайт «Единой России».

Помимо интернета лозунг регулярно появляется и на плакатах митингующих, и, например, на футболках и билбордах — причем далеко не только в Москве. В какой-то мере этому поспособствовала и сама партия своими попытками обелить собственное имя. На публичные радиодебаты с Навальным по поводу такого невыносимого оскорбления был определен депутат Евгений Федоров, по приведенным Навальным данным (блогер продемонстрировал скриншот официального документа), за всю жизнь нигде, кроме госслужбы, не промышлявший и при этом имеющий в собственности жилой дом и четыре с половиной квартиры общей площадью почти 400 кв. м (и вдобавок еще один пустяк — Mercedes S-класса). О чем его оппонент тут же и сообщил подписчикам своего дневника, сорвав бурю неслышимых аплодисментов.

Где купить: http://pora.prostoprint.com

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+