К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

9 самых удивительных гробов, в которые не стыдно лечь

9 самых удивительных гробов, в которые не стыдно лечь
Гроб Майкла Джексона из США, гроб-лобстер из Ганы, гроб-кокон из Германии и другие предложения похоронного рынка

Так сложилось, что похороны — это область, в которой слова «дизайн» и «фантазия» столь же неуместны, как кристаллы Swarovski на мавзолее. Провожая близкого человека в последний путь, люди, как правило, пользуются готовыми, традиционными решениями. В частности, потому что смерть — событие, с которым мало кому хочется возиться. Похороны, как и свадьба, — мероприятия, основанные на штампах, вне зависимости от уровня вложений. Цинк, дерево, спокойные (или, скорее, заупокойные) тона — вариантов немного.

Однако в последнее время на рынке появилась масса альтернатив. Как можно догадаться, все они не отечественного производства, но, если связаться с производителями, почти все компании согласны доставить свой товар в Россию.

Яркие, необычные гробы — это не пренебрежение к памяти усопшего, а наоборот, стремление подчеркнуть уникальность его личности. Forbes составил список погребальных контор, предлагающих самые необычные и запоминающиеся гробы.

Kane Kwei Carpentry Workshop (Гана)
Fotobank·Getty Images

Kane Kwei Carpentry Workshop (Гана)

Мода на нестандартные гробы зародилась в Гане, в 1950-х, благодаря курьезу. В середине прошлого века тогдашний ганский правитель, желая сделать свои публичные выступления более эффектными, заказал себе паланкин в форме орла. По иронии судьбы, доставка необычного ложа пришлась на день его смерти. И — чтобы не пропадать добру — родственники, недолго думая, прибили к паланкину крышку, да так и похоронили в нем усопшего. Местное население оценило смелое новаторство, и вскоре фигурные гробы на заказ стали традицией у ганцев: сначала у самых состоятельных, а потом и у простых ремесленников.

Мастерских, стругающих колоритные гробы, в Гане порядка десяти. Все они сосредоточены в Теши, пригороде Аккры — туда из центра ганской столицы полчаса на маршрутке. Старейшая из них — Kane Kwei Carpentry Workshop. Именно ее хозяину, Сету Кане Квею, приписывают изобретение фантазийных гробов, которые на языке га — одного из основных народов, населяющих Гану — называются Abebuu adekai, то есть «ящики с пословицами».

Почему пословицы: га верят, что гроб должен сам говорить за человека, отображать его интерес при жизни, повадки или вредную привычку, которая его сгубила. Допустим, если усопший был спортсменом — ему полагается гроб в виде кроссовка (на фото), был шофером — в виде автомобиля, любил рыбачить — похоронят в гигантской деревянной рыбине, охотника до выпивки похоронят в пивной бутылке, заядлого курильщика или владельца табачного магазина — в сигарете.  А увидите курицу — знайте, в ней покоится многодетная мать.

Для изготовления ганских гробов лучше всего годится древесина дерева вава, очень популярного в тропической Африке. Она мягкая, легкая в обработке, без заноз и смол, и сегодня ее также используют для отделки саун. На экспорт идут гробы из более дорогих, твердых пород — лимбы (такое дерево в производстве гитар использует компания Gibson) и африканского махагони.

Работа над каждым заказом занимает несколько недель, а стоимость готового гроба соответствует годовому заработку среднестатистического ганца. Но родственников умершего такая разорительная покупка не пугает: во-первых, расходы несут сообща, а во-вторых, это дело чести — погребение в таком гробу означает выражение глубочайшего почтения к покойному и надежду на его высокое положение в загробном мире.

Это произведения ритуального искусства — настоящий африканский фолк-арт, который на протяжении нескольких десятилетий с большой охотой экспонируется мировыми галереями искусств. Однако если бы не выставки (в том числе, в Центре Жоржа Помпиду), едва ли о крохотной мастерской Кане Квея узнали за пределами Ганы. Сейчас делами местной достопримечательности управляет внук гробовщика. Благодаря ему, у мастерской есть даже страница на Фейсбуке, с записями вроде «Вчера, 13 июня, заказали гроб в виде тигрольва. Похороны в эту субботу».

Стоимость: $500-600 (популярные варианты исполнения: краб, слон, улитка, тунец, корова, церковь, ананас, пулемет, гитара, ложка, микрофон, пианино, автобус, судейский свисток, бутылка Кока-Колы, «Тойота Королла»)

Подробнее: www.ghanacoffin.com

Vic Fearn & Co (Англия)
Photas·Alamy

Vic Fearn & Co (Англия)

Кто бы мог подумать, что быстрее всего ганскую традицию подхватят чопорные англичане — на деле совершенно безумные ребята. Британские гробы так и называются — crazy coffins.

Человека, который перенес африканский подход к похоронному делу на европейскую почву, зовут Вик Фирн. Ему просто был интересен вызов, закоулки бизнеса, где еще не ступала нога человека, поэтому для начала Вик запустил «пробник» — посмотреть, как пойдут продажи. Это был гроб в виде пинты пива для большого любителя заложить за воротник. Новинку восприняли на ура, и тогда уже появился гроб для жертв фаст-фуда в форме гигантского хот-дога, с деревянным луком и горчицей — все как надо.

Продажи резко пошли в гору, и заказы стали поступать самые необычные. Так, один из клиентов пожелал, чтобы ему изготовили гроб со стеклянной снимающейся крышкой. Практичный заказчик (пока не скончался) использовал его как журнальный стол. Другие клиенты просят врезать в гроб полки, чтобы до момента похорон гроб служил бы временным шкафом.

«Люди сейчас относятся к смерти рационально, готовятся к ней заранее и приобретают гробы еще при жизни», — делится нынешний директор Vic Fearn & Co. Действительно, мало ли в какой гроб тебя положат родственники (если они вообще у тебя есть), а тут ты сам выбираешь — и не тривиальный безликий, а с собственным характером.

Стоимость: £5000 — за необычный гроб на заказ, £400 — простой сосновый.

Подробнее: www.сrazycoffins.co.uk 

Creative Coffins (Англия)
Fotobank·Getty Images

Creative Coffins (Англия)

Эти британские гробы не только яркие, но и экологически чистые — выполняются они из картона. На сайте компании показан весь процесс производства: заказчик присылает картинку в большом разрешении (свой портрет или что-то нейтральное — цветы, котики, бутылка вина). Затем изображение переводится на лист плотного многослойного картона, а после лист особым образом складывается, снабжается ручками — и уникальный гроб готов.

Приятный факт: гроб не только не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, но и практически не воздействует на кошелек покупателя: «зеленое» решение для практичных людей, хоть каждый день заказывай. Каталог, кстати, очень вдохновляющий: имя «Джон», выложенное бильярдными шарами на сукне, бутылка водки Smirnoff, коробка шоколадных конфет, ящик гороха с надписью Rest in peas и прочие примеры английского юмора.

Цена: по запросу

Подробнее: www.creativecoffins.com

Natural Endings (Англия)
Photas·Alamy

Natural Endings (Англия)

Другой экологически чистый вариант — гроб из ротанга. Можно выбрать форму: угловатая традиционная или округлая, как большая корзина. Гроб можно приобрести отдельно, как таковой, а можно и вместе с пакетом ритуальных услуг, предлагаемых компанией — в последнем случае он обойдется значительно дешевле. Для заказа потребуется следующая информация: рост и вес покойного, будет ли это погребение или кремация, данные для таблички на гробе, а также адрес, на который заказ должен быть выслан, и данные по способу оплаты (кредитная или дебетовая карта, банковский перевод или чек).

«Все мы не похожи друга на друга. Точно так же похороны должны отражать наш уникальный характер при жизни, наши интересы и достижения», — говорят работники компании. Они готовы взять на себя все заботы по организации похорон: провести их по всем религиозным канонам, либо не привлекать религию вообще, если покойный был атеистом; с кортежем, с фонарями, в поле, в саду, в лес у, в пабе, в отеле или на спортивной площадке.

Кстати, на сайте есть портфолио компании: тем, кому не хватает воображения для обустройства своих похорон, просто необходимо ознакомиться с материалом — чтобы почерпнуть идей для себя и посмотреть, как это бывает у других.

Стоимость: от £430

Подробнее: www.naturalendings.co.uk

Ecopod (Англия)
Fotobank·Getty Images

Ecopod (Англия)

И снова британцы впереди планеты всей. Это, пожалуй, самый симпатичный из экогробов: из переработанной бумаги, минималистичный по дизайну и цвету, анатомически корректный и просто чертовски приятный глазу продукт.

Вместе с тем этот гроб напоминает больше не усыпальницу, а раковину моллюска — настолько естественны его очертания. Все гробы изготовлены вручную из сданных в макулатуру Times и The Sun и облицованы целлюлозой тутового дерева. Внутри — натуральный хлопковый матрас. В качестве дополнительной услуги мастера могут оформить ложе перьями белого, кремового, красного или небесного цвета. Ремни, выполненные из металла и бамбука, можно отстегнуть перед погребением или кремацией и вернуть производителям. Гробы существуют в двух размерах: рассчитанные на покойника ростом до 160 см и весом до 95 кг и ростом до 180 и весом до 114 кг. Помимо гробов, компания производит очень милые урны для праха — в форме цветных желудей: зеленого, темно-красного и золотого.

Цена: по запросу.

Подробнее: www.ecopod.co.uk

UONO (Германия)
DR

UONO (Германия)

Любители высокого стиля могут умирать спокойно — специально для них немецкий дизайнерский дом UONO придумал гроб COCOON, эдакий «Феррари Энцо» среди гробов.

Только этому гробу удалось попасть на страницы виртуального альманаха Coolest Gadgets. Округлая форма — не то гальки, не то яйца, не то космического корабля будущего — должна, по заверению дизайнеров, внушать спокойствие и чувство безопасности при мысли о трансцендентальном. На сайте компании вы не найдете ни единого намека на похороны: скупой вылизанный дизайн, цветки тигровых лилий на полях и минимум текста.

Как и ганская мастерская, UONO постоянно возит свой «Кокон» по выставкам. Футуристичный гроб изготовлен из джута и покрыт эмалью на водной основе — прекрасно сочетающийся дуэт, который так же прекрасно и без лишнего шума, как обещают производители, распадется в почве через 10-15 лет.

Стоимость: $3500

Подробнее: www.uono.de

Capsula Mundi (Италия)
DR

Capsula Mundi (Италия)

Capsula Mundi — это название проекта двух итальянских дизайнеров, мечтающих снять табу с ритуальной темы и придать ей новую концепцию.

Это погребальный контейнер из биопластика в самой простой и гениальной форме — яйца. Тело усопшего располагается внутри в позе эмбриона — опять же, самой естественной для человека. В конце концов, этот гроб-яйцо «высеивается» в землю наподобие луковицы тюльпана: наверху капсулы находится настоящий росток дерева, который с течением времени будет удобряться естественным путем. Смерть одного — жизнь для другого. Конечная задумка такова, что в итоге место погребения должно превратиться в мемориальный сад.

Цена: по запросу

Подробнее: www.capsulamundi.it

Bert and Bud’s Vintage Coffins (США)
DR

Bert and Bud’s Vintage Coffins (США)

Когда-то друзей-гробовщиков было двое, но теперь в компании хозяйничает один — Рой «Бад» Дэвис. Бад не держит гробов впрок — каждый изготавливается по индивидуальному заказу, естественно, вручную. Иссиня-черный, «под винтаж» — для поклонников ретроготики; сборный «сделай сам» — для фанатов IKEA; трапециевидный кипарисовый гроб — для религиозных фанатиков (точно в таком же был похоронен Папа Иоанн Павел II в 2005 году).

Бад всегда готов поработать над необычными заказами. В галерее мастера можно найти гроб в форме «Бадвайзера», гроб-этажерку с выставленным в ней хрустальным сервизом, гроб-лавку, обитую подушками, которая будет отлично смотреться под окном, гроб в форме парохода и гроб с Санта-Клаусом. Но веселее всего выглядят урны для кремации: в форме бокала «Драй Мартини» с плавающей в нем оливкой, в форме бананов с перцами; урны с крышкой-огурцом — человек явно отрывается на полную. Но это еще не все: Бад также торгует футболками и толстовками с рекламой своей фирмы. Отличная альтернатива всяким там «GAP», «Nike» и «Got milk?» на всю грудь.

Цена: по запросу

Подробнее: www.vintagecoffins.com

Batesville (США)
DR

Batesville (США)

Контора эта прежде всего известна тем, что именно у нее был заказан золотой гроб Майкла Джексона — один из самых дорогих в истории. Вдохновленный похоронами Джеймса Брауна в 2007-м, король попа заказал себе гроб «Прометей» — ту же модель, в которой отправили в последний путь крестного отца соула.

Гроб этот не полностью золотой; из золота выполнена лишь отделка в 14 карат. Сам же гроб — из бронзы, обитый внутри синим бархатом. Бронза, медь, нержавеющая сталь — стандартный набор компании. Для поклонников теплых материалов есть деревянные гробы из махагони, ореха, клена, пекана, тополя и сосны. В качестве дополнительной услуги мастера компании готовы снабдить гроб выдвижным ящиком для памятных вещей и прощальных записок, полкой, на которой можно выставить фотографию покойного, вазу с цветами и, например, то, что он любил больше всего при жизни, и блокнотом для последних пожеланий.

Цена: от $25 000 за гроб «Прометей»

Подробнее: www.batesville.com

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+