К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Винный эксперимент

Винный эксперимент
В новейшей истории Италии есть несколько регионов, совершивших винодельческое чудо. И даже среди них выделяется Болгери

Автор — винный журналист, писатель и критик

Крошечный Болгери со 150 обитателями был известен и раньше, разве что эта слава не выходила за пределы страны. Одно время там жил горячо любимый итальянцами Джозуэ Кардуччи, поэт и нобелевский лауреат. До винного бума конца ХХ века Болгери оставался эдаким селом Михайловским, о котором знали из обязательной школьной программы по литературе.

Два события с интервалом ровно в 50 лет кардинально изменили судьбу средневекового поселка.

 

Первое случилось в 1944 году, когда маркиз Марио Инчиза делла Роккетта посадил виноградник. Вряд ли он предполагал, что его решение окажется эпохальным, а через несколько десятилетий он войдет в историю как создатель самого прославленного итальянского вина Sassicaia. Пьемонтец по происхождению, Инчиза делла Роккетта получил обширное поместье Tenuta San Guido на Тосканском побережье через брак с местной аристократкой. Он посадил виноград, неслыханный для Италии того времени — каберне совиньон и каберне фран, — и стал выдерживать вина в маленьких деревянных бочках. Сорта, как и способ выдержки, были заимствованы из Бордо, чьи вина тогда считались эталоном европейского виноделия.

Инчиза делла Роккетта мог бы обойтись и без своего вина, ибо имел достаточно денег на покупку бордоских, к тому же главным делом его жизни было разведение чистокровных лошадей. В то время когда новое вино маркиза еще оставалось безымянным и подавалось только в кругу семьи и друзей, его Рибот, прозванный супержеребцом, выиграл 16 скачек за три сезона и вошел в историю как один из лучших скакунов XX века.

 

Первый коммерческий винтаж Sassicaia пришелся на 1968 год, в середине 1970-х его высоко оценил легендарный итальянский критик Луиджи Веронелли. Тогда же Sassicaia получило международную известность: его сравнивали по качеству с винами первых замков Бордо. Затем был сделан легендарный винтаж 1985 года. Став первым итальянским супервином, Sassicaia все эти годы имело скромный статус vino da tavola (столовое вино — низшая категория в итальянской классификации), поскольку его производство не вписывалось в установленные правила.

Как ни странно, в своем регионе феномен Sassicaia долгое время не вызывал подражателей. Даже маркиз Никколо Антинори, свояк Инчизы делла Роккетта и владелец имения по соседству, продолжал производить дешевое розовое вино, несмотря на очевидный успех Sassicaia. Пьермарио Мелетти Каваллари приехал в Болгери с севера Италии и вторым после Tenuta San Guido выпустил красное вино из бордоских сортов в основанном им хозяйстве Grattamacco. Лишь горстка других производителей, включая Michele Satta, Le Macchiole, Cipriana, а также поместья братьев Антинори (сыновей Никколо) — Ornellaia и Guado al Tasso, начали работу в 1980-е годы, вдохновившись примером Tenuta San Guido. Их вина, с тех пор вошедшие в «золотой фонд» Болгери наряду с Sassicaia и Grattamacco, тоже выпускались под маркировкой столовых.

В 1994 году, когда красные вина Болгери уже успешно продавались на международных рынках, виноделие региона наконец было признано официально. Вина приобрели статус Bolgheri DOC, защищавший происхождение и подтверждавший определенные нормы производства. Tenuta San Guido стало первым и единственным хозяйством Италии, которое получило для своего вина отдельную зону — Bolgheri Sassicaia DOС. Историческая и рыночная справедливость наконец восторжествовала.

 

После этого поворотного события в Болгери ринулись инвесторы. В 1996 году одним из первых землю купил винодел-иконокласт из Пьемонта Анджело Гайя. Как говорит Николо Инчиза делла Роккетта, с приходом Гайи «ситуация стала сумасшедшей». Цены на гектар земли поднялись до €1 млн, что как минимум в два раза выше, чем в другой высоко востребованной тосканской зоне — Брунелло ди Монтальчино. «Скачки галопом», по образному выражению Инчизы делла Роккетта, привели к тому, что площадь виноградных посадок выросла от 250 гектаров в конце 1990-х до более тысячи зарегистрированных сейчас. В список новых землевладельцев Болгери входит чуть ли не вся итальянская винодельческая знать, начиная от Allegrini, производителя амароне в Венето, и заканчивая университетским профессором вина Аттилио Шиенцей.

Начавшийся в конце 1990-х винный бум в Болгери удачно совпал с международной модой на бордоские сорта и мощные стили вин — как раз то, что местным виноделам удается лучше всего. На этой волне (и чтобы «отбить» немалые инвестиции) производители не гнушались задирать цены до максимально возможных. До прихода кризиса международные потребители, особенно американские и российские, безропотно их «проглатывали», однако сейчас маятник качнулся в другую сторону.

И все-таки есть причины предполагать, что Болгери выстоит. Виноделие региона известно высокими стандартами качества и находится в частных руках. Это один из немногих итальянских регионов, где нет кооперативных хозяйств. Число производителей насчитывает около полусотни — вполне управляемая цифра, из них 10 компаний контролируют 70% винного производства Болгери и прекрасно известны в мире.

На вопрос о том, что бы он выбрал сегодня, если бы пришлось выбирать между вином и лошадьми, Николо делла Инчиза Роккетта высказался за вино. Говорит, что конкуренция среди скакунов сейчас гораздо острее.

Автор — винный журналист, писатель и критик

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+