Саудовцы взялись за ММА: вкладывают миллионы и привлекают звезд — все как в футболе
С тех пор как в 2016 году наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман обнародовал свой план «Видение 2030», страна вложила миллиарды долларов в спортивные сделки по всему миру. Его инвестиции затронули гольф, футбол, «Формулу-1», бокс, баскетбол и крикет. Теперь на очереди смешанные единоборства.
Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии 6 августа объявил об открытии компании SRJ Investments, которой поручено инвестировать в спорт. Ждать в компании не стали, и уже через три недели после своего открытия, приобрели миноритарную долю в популярной американской организации смешанных единоборств Professional Fighters League (PFL). Сумма сделки составила $100 млн.
Зачем Саудовской Аравии MMA, а PFL — арабы?
Дорогостоящее вложение в SRJ Investments объяснили тремя целями: во-первых, решено запустить во втором квартале 2024 году лигу PFL MENA, которая объединит бойцов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, во-вторых, планируется вложить ресурсы в создание и развитие подразделения Super Fight, где за просмотр надо будет платить по системе pay-per-vew (PPV), а в-третьих, деньги нужны для перекупки звезд других промоушенов в лигу. А еще промоушен объявил о планах будущего расширения, большего количества турниров (за три года в регионе ожидается шесть мероприятий) и даже о планах создания «Лиги чемпионов ММА» — она стартует в 2026-м.
На данный момент в ростере PFL 72 бойца на контрактах, но кроме фиксированных гонораров им лига выплачивает по $1 млн победителям Гран-при в каждой весовой категории, что существенно увеличивает расходы компании. По предварительной оценке, только в 2021-м промоушен потерял $46,7 млн и заработал лишь $10,1 млн. В этом году расходы и вовсе составляют $56,8 млн — так что сотрудничество с саудовским инвестиционном фондом пришлось PFL как нельзя к стати. Чему очень рад основатель и председатель PFL Донн Дэвис: «Инвестиции SRJ продолжат монументальный рост PFL, и нет лучшего партнера в мировом спорте, чем SRJ».
Председатель фонда Бандер Бин Могрен сообщил, что инвестиции в PFL направлены на развитие местного и регионального резерва талантов в боевых искусствах, а также продвижение гендерного равенства в спорте. Это особенно удивительно, учитывая, что Саудовская Аравия сняла запрет на посещение женщинами спортивных мероприятий только в 2018 году. Но главная цель арабов и руководителей PFL — опередить UFC в звании лучшего промоушена планеты.
«Всего за пять лет PFL стала компанией ММА №2, и при поддержке SRJ лучшее от PFL еще впереди», — уверен Могрен.
Получится ли у PFL стать лучше UFC?
Промоушен UFC, недавно проданный за $12,1 млрд информационно-развлекательному агентству Endeavour, хоть и считается самым престижным ММА-промоушеном в мире, но часто становится объектом критики, в том числе и со стороны действующих бойцов организации. Спортсмены получают менее 20% от общего дохода компании, включающего в себя продажи платных трансляций (PPV), билетов и спонсорство.
Скупость президента UFC Даны Уайта порядком раздражает бойцов, а некоторых заставляет со скандалом разрывать контракты. Так, например, поступил экс-чемпион в тяжелом весе Фрэнсис Нганну — французский боец камерунского происхождения ушел в PFL за лучшей жизнью. Нганну предложили не только семизначные гонорары за бой, но и место в правлении. Тяжеловеса назначили председателем подразделения PFL Africa. Но, главное, осуществили мечту Нганну о боксе — 28 октября в Эр-Рияде француз подерется с чемпионом WBC Тайсоном Фьюри. Все это благодаря деньгам саудитов — их теперь в PFL очевидно будет больше, что заставит лучших бойцов мира пересмотреть свое отношение к UFC.
Нганну будет драться в зарождающемся дивизионе Super Fight, контракты с которым ранее подписали популярный видеоблогер Джейк Пол и олимпийская чемпионка по дзюдо Кайла Хариссон, являющаяся двукратной чемпионкой PFL. Пол и его деловой партнер Накиса Бидариан, ранее работавший финансовым директором UFC, вошли в число основателей дивизиона и теперь владеют долей в промоушене. У всех них глобальная цель — обойти UFC в звании лучшего ММА-промоушена.
У Саудовской Аравии есть и другие причины взяться за смешанные единоборства. Поддержка PFL ставит страну в прямую конкуренцию соседним Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ), где проводится собственный турнир UAE Warriors, и Катару, который стремится превратиться в мировую столицу ММА. В июне сингапурский промоушен ONE Championship подписал договор с Катаром о проведении нескольких турниров в Дохе в этом году, а ОАЭ несколько раз предоставляла свои площадки и для PFL, и для UFC.
Еще до сделки с PFL Саудовская Аравия проявляла интерес единоборствам – в этом году в стране состоялся боксерский поединок между Джейком Полом и звездой реалити-шоу Томми Фьюри, а в 2018-м Эр-Рияд заключил 10-летнее партнерство с World Wrestling Entertainment (WWE), которая, согласно отчетам, в рамках сделки зарабатывает около $50 млн за каждое мероприятие — в Саудовской Аравии предусмотрено два турнира в год.