Хип-хоп во благо: почему Кендрик Ламар не получит гонорар за шоу на Супербоуле

Конфликт между рэперами Кендриком Ламаром и Дрейком разгорелся прошлым летом, однако его последствия продолжают отражаться на всей музыкальной индустрии и карьерах обоих исполнителей. В январе 2025 года Дрейк подал иск о клевете против Universal Music Group за роль компании в этом конфликте, а Ламар в это время готовится к самому большому концерту в своей жизни — 9 февраля он выступит на шоу в перерыве Супербоула.
На протяжении большей части своей карьеры Ламар, собравший преданную фан-базу, считался любимчиком критиков. Однако своему будущему выступлению на одном из самых масштабных мероприятий США, исполнительным продюсером которого выступают Jay-Z и его компания Roc Nation, он обязан именно серии дисс-треков и конфликтам в рэп-индустрии. В 2024 году дисс-трек Ламара Not Like Us, который он «посвятил» самому продаваемому рэп-исполнителю, собрал более миллиарда прослушиваний в Spotify. Трек также удерживал первую строчку чарта Hot rap songs от Billboard на протяжении 21 недели.
«Конфликт с Дрейком принес ему дополнительную славу, бесспорно, — считает Антван «Амадеус» Томпсон-старший, мультиплатиновый музыкальный продюсер. — Но [Супербоул] позволит Ламару подняться на совершенно новый уровень. Я считаю, что другим артистам нужно взять это на заметку, поскольку все внимание еще долгое время будет приковано к Ламару».
Хафтайм шоу (Halftime shows — выступление во время перерыва спортивного матча) на Супербоуле считается самым престижным музыкальным событием в США: исполнители выступают перед более чем 80 000 болельщиков на арене и более чем 100 млн телезрителей по всей стране.
Все исполнители мира мечтают выступить на Супербоуле, и даже самые известные не получают за это какой-либо оплаты. Это стало одной из традиций Супербоула: хедлайнеры шоу не получают обычных гонораров за свое выступление — только минимальную оплату, размер которой установлен профсоюзом: в прошлом году хедлайнер Usher получил за свое выступление всего $671.
Национальная футбольная лига (НФЛ) и спонсор концерта Apple Music покрывают все организационные расходы, которые в прошлом иногда превышали $10 млн за выступления, длящиеся не более 15 минут. Правда, в последнее время некоторые исполнители предпочитают вкладывать свои средства, чтобы организовать выступление на высшем уровне.
Все финансовые жертвы полностью себя оправдывают: по сообщениям, после прошлогоднего шоу число прослушиваний Usher на Spotify увеличилось на 550%. Рианна, хедлайнер Супербоула-2023, во время своего выступления смогла прорекламировать свой бренд Fenty Beauty, эта акция оценивается в $44 млн по стоимости медиаосвещения.
Как и все исполнители до него, Ламар запрыгнет на волну популярности после Супербоула и отправится этим летом в тур по США: он выступит с 19 концертами на разных спортивных аренах вместе с соул-исполнительницей SZA, которая также станет приглашенной звездой на Супербоуле-2025. Оба исполнителя имеют два совместных трека Luther и Gloria из нового альбома Ламара GNX, который неожиданно вышел в декабре. Кроме того, в июле состоится премьера фильма, продюсером которого выступил Ламар вместе с создателями «Южного Парка» Треем Паркером и Мэттом Стоуном. По сообщениям, Paramount будет заниматься дистрибуцией фильма.
Выступление на Супербоуле — значительный толчок для карьеры Ламара. Он стал участником рейтинга Forbes «30 до 30» в 2014 году, завоевал 17 премий «Грэмми», однако никогда не выступал в качестве хедлайнера на столь масштабных мероприятиях. Его первый опыт подобного рода состоялся в 2022 году, когда он получил двухминутный слот на Супербоуле LVI, где хедлайнерами шоу были Dr. Dre и Снуп Догг. Многие восприняли это событие, как символическую передачу эстафеты новому поколению на рэп-сцене Западного побережья.
Творчество Ламара тесно связано с его родным Лос-Анджелесом, Кендрик считается главной звездой Западного побережья США и его выбор для участия в Супербоуле, который будет проходить в Новом Орлеане, стал для всех неожиданностью. С 2019 года выбором хедлайнеров всегда занимался, продюсер шоу Jay-Z: он обычно отдавал предпочтение исполнителям, которые имели связь с тем городом, где должен был проводиться Супербоул. Очевидным выбором этого года стал бы уроженец Нового Орлеана и мультиплатиновый исполнитель Лил Уэйн.
«На месте Jay-Z я бы без раздумий выбрал Лил Уэйна», — рассуждает Томпсон-старший. Тем не менее он признает, что Ламар — «самый популярный исполнитель на рэп-сцене» на данный момент. Более того, катастрофический пожар в Лос-Анджелесе, произошедший в январе, придал выбору хедлайнера более глубокое значение. Фанаты восхищаются Ламаром за то, что в его треках обсуждаются серьезные проблемы:
«Он один из тех, кто не отсиживается в сложные времена и не боится затрагивать темы, которые многие артисты обходили стороной», — говорит Томпсон-старший.
Жасмин Янг, директор Музыкального центра Warner Music/Blavatnik при Говардском университете, которая также ранее работала над маркетинговыми кампаниями в звукозаписывающем лейбле Def Jam Recordings, согласна с тем, что Супербоул положительно отразится на карьере Ламара. Тем не менее, по ее мнению, НФЛ также выиграет от культурного резонанса, которое несомненно вызовет выступление артиста.
«В наши дни люди используют хип-хоп для продажи собственного бренда, — считает Янг. — Невозможно добиться подобного без хип-хопа».
Ее мнение перекликается со словами самого Ламара, сказанными им в сентябре, когда он объявил о своем участии в Супербоуле-2025. Рэп-музыка остается самым влиятельным жанром на сегодняшний день, — заявил Ламар. — На сцене я напомню миру, почему это именно так. Они не ошиблись в выборе хедлайнера».
Перевод Ксении Лычагиной