К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Гламур, нашивки на рукава и революции: 10 главных спортивных сделок 2024 года

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Несмотря на то, что Саудовская Аравия объявила о сокращении расходов на международный спорт, инвестиции от PIF и Aramco остаются в числе главных сделок года. О них и других крупных знаковых контрактах в спорте за 2024 год — в материале Forbes Sport
«Реал» удвоил доходы от титульного спонсорства — HP тоже платит $75 млн в сезон
AP·TASS

«Реал» удвоил доходы от титульного спонсорства — HP тоже платит $75 млн в сезон

Мадридский «Реал» поставил себе цель — в конце сезона 2024/2025 добиться дохода в €1 млрд (ну или более $1 млрд), и, во многом, этому будет способствовать новое соглашение с технологической компанией HP, ставшей в феврале вторым, по сути, титульным спонсором клуба наряду с Fly Emirates. По крайней мере, за то, что на рукавах игровых футболок впервые за 121 год появится спонсорская нашивка, HP готовы платить столько же, сколько и авиакомпания — $75 млн в сезон. Если к этому прибавить почти $130 млн от adidas, то «стоимость футболки» королевского клуба становится действительно драгоценной — почти $280 млн, что составляет более четверти запланированных поступлений.

Альфа-банк после лыж и биатлона осваивает футбол — через «Спартак» и контракт на 750 млн рублей

Альфа-банк после лыж и биатлона осваивает футбол — через «Спартак» и контракт на 750 млн рублей

Там, где у «Реала» стоит логотип HP (то есть на рукаве), у футбольного «Спартака» с июля 2024 года можно наблюдать нашивку Альфа-банка. О новом партнерстве, которое рассчитано на три года, красно-белые объявили 18 июля. По информации «РБК Спорт», сумма соглашения равна 750 млн рублей — то есть 250 млн в год.

Банковский партнер у «Спартакам уже был — еще в 2013 году клуб заключил пятилетний контракт с «Финансовой корпорацией Открытие» на сумму 1,2 млрд рублей, но тогда в него были включены нейминговые права на стадион. Десять лет после этого (соглашение было продлено еще на пять лет — до конца 2023 года) арена в Тушино носила название «Открытие», но в января 2024-го была переименована в «Лукойл-Арену», поскольку компании принадлежат 100% акций как клуба, так и стадиона.

Альфа-банк активно осваивает спорт — за последние два года они стали титульным спонсором Союза биатлонистов России, Федерации лыжных гонок России и Всероссийской федерации художественной гимнастики. По сообщениям «РБК Спорт», банк ведет переговоры также о титульном спонсорстве с Российской премьер-лигой, однако до 2026 года у РПЛ контракт с платежной системой «Мир».

НБА повысила стоимость своих трансляций почти в три раза: медиаправа проданы за $76 млрд
NBA

НБА повысила стоимость своих трансляций почти в три раза: медиаправа проданы за $76 млрд

Сделка, о которой говорили с конца прошлого года, свершилась в июле — НБА подписала 11-летнее соглашение о продаже прав на трансляции с ESPN, Amazon и NBC на сумму $76 млрд. Таким образом, с сезона 2025/2026 лига будет получать в 2,6 раза в год больше, чем по действующему контракту — почти $7 млрд против $2,6 млрд.

В новом партнерстве большое внимание уделяется потоковому вещанию, которое 10 лет назад, в момент заключения прошлой сделки, не было настолько распространено. Теперь же охватить и удержать молодую аудиторию можно будет с помощью стриминговых платформ Prime Video, ESPN+ и Peacock, а часть прямых ТВ-трансляций будет доступна на ESPN и NBC, который не показывал матчи НБА с 2002 года.

В группу новых вещателей больше не входит Warner Bros. Discovery, чей канал TNT транслировал матчи НБА около 30 лет. Они даже подали против НБА иск, поскольку по контракту имели право первыми сделать предложение по его продлению. Однако предложение Amazon было из разряда тех, от которых не отказываются Неудивительно, учитывая, что рыночная стоимость Amazon составляет $1,89 трлн, а Warner Bros. Discovery — $19,8 млрд. Такую же точно сумму Amazon выплатит НБА за 11-летнее соглашение ($1,8 млрд в сезон).

Французская Лига 1 хотела €1 млрд за медиаправа, но получила только половину
Getty Images

Французская Лига 1 хотела €1 млрд за медиаправа, но получила только половину

Особенно знаковой сделка по продаже медиаправ на матчи французской футбольной Лиги 1 считается потому, что LFP чуть вовсе не осталась без вещателя. Лига рассчитывала получить за пакет трансляций €1 млрд в год и продать его на пять сезонов (с 2024 по 2029 годы). Английская премьер-лига имеет $8,4 млрд за четыре сезона по новому контракту, подписанному в конце прошлого года. Новая сделка Бундеслиги обеспечивает €1,12 млрд в сезон, Ла Лига получает €990 млн в год, итальянская Серия А — €900 млн.

Французы надеялись, что новый тендер будут оспаривать американские Amazon Prime и Apple, французский Canal+, катарский beIN Sports и британский DAZN, однако участвовать в торгах никто не стал. В итоге LFP вела прямые переговоры с вещателями и договорилась на €500 млн в сезон. DAZN будет платить €400 млн в год за показ восьми из девяти игр каждого тура, BeIN будет показывать главный матч каждую неделю или вторую по значимости игру через тур и платить за это €100 млн в год. Учитывая, что лига осталась без Лионеля Месси, Неймара и Киллиана Мбаппе, а также имеющееся давление со стороны клубов, которые без договоренности о медиаправах не могли планировать свои расходы, LFP посчитала синицу в руках более удачным вариантом.

Кроме того, Лига 1 обрела и нового титульного спонсора, которым стал McDonald's, сменивший Uber Eats. Стоимость контракта не разглашается, но сообщается о €90 млн за три года — €30 млн в сезон, в то время, как Uber Eats в год платил €17 млн.

Немецкий футбольный союз сенсационно ушел от adidas, взамен получив €100 млн в год
DFB

Немецкий футбольный союз сенсационно ушел от adidas, взамен получив €100 млн в год

Соглашение Nike с Немецким футбольным союзом (DFB) на экипировку бундестим с 2027 года произвело сенсацию по двум причинам. Во-первых, сборную Германию уже 70 лет одевал и обувал немецкий концерн adidas, и когда в 2007 году Nike сделал первую попытку переманить DFB под свой логотип за внушительную сумму, Союз отказался, оставшись верным полувековым отношениям, чего сейчас не случилось. Во-вторых, сумму в €100 млн за сезон никто из гигантов спортивной экипировки никогда не платил даже самым топовым сборным. Собственно, самый крупный контракт и так был у Германии с adidas — €60 млн в год. Но щедрость Nike поменяла весь спонсорский рельеф, и в течение 2024 года они уже были вынуждены пообещать за новый партнерский цикл €100 млн за сезон сборной Франции и $100 млн за сезон сборной Бразилии.

Сделки ATP и WTA с саудовским инвестиционным фондом приостановили переворот в теннисе

Сделки ATP и WTA с саудовским инвестиционным фондом приостановили переворот в теннисе

Освоив один элитарный вид спорта после создания гольф-тура LIV Golf и переговоров о слиянии с PGA Tour, Саудовская Аравия начала погружение в теннис. Теннисные амбиции саудовцы демонстрировали давно, проводя громкие выставочные турниры, вкладывая в них огромные деньги и не скрывая желания проводить в стране турнир уровня «Мастерс».

В 2024 году им удалось полноценно обосноваться в теннисе. В Джидде уже второй год подряд проводился Итоговый турнир ATP NextGen для игроков не старше 21 года, в первый раз в Эр-Рияде провели женский Итоговый турнир, но важно также и то, что Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF) выкупил нейминговые права на рейтинги ATP и WTA, причем у рейтинга Женской теннисной ассоциации до этого никогда не было титульного спонсора. Титульными спонсорами непосредственно туров остаются Infosys для ATP и Hologic для WTA.

Сумма сделки не разглашается, но сообщалось, что WTA получит $75 млн за пять лет, а в контракте с ATP речь идет о семизначной сумме.

Кроме того, как раз в период между этими двумя сделками прошла информация, что PIF пообещал $2 млрд на слияние ATP и WTA, но на раздумья у двух ассоциаций есть всего 90 дней. Ничего конкретного о судьбоносном решении для тенниса больше не сообщалось, но такое объединение все еще возможно.

Деньги PIF, пусть и не такие внушительные, какими могли быть, немного потушили разговоры о премиум-туре, который обсуждался в течение прошлого и нынешнего года руководством четырех турниров Большого шлема по инициативе директора Australian Open Крейга Тили. Планировалось, что в премиум-туре будут участвовать только игроки топ-100, и состоять он будет из четырех «мэйджоров» и еще нескольких турниров уровня «Мастерс». Заявления и официального плана на данный момент так и не прозвучало.

МОК приобрел пивного партнера в лице AB InBev, но потерял трех крупных спонсоров из программы TOP
Getty Images

МОК приобрел пивного партнера в лице AB InBev, но потерял трех крупных спонсоров из программы TOP

Год Олимпийских игр в Париже начался с объявления о том, что пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev (AB InBev) становится глобальным партнером МОК по программе The Olympic Partner (TOP), присоединившись к 15 другим, некоторые из которых (например, Coca-Cola или Visa) имеют коммерческие отношения с Международным олимпийским комитетом не одно десятилетие.

Что же касается AB InBev, то партнерство продлится до 2028 года и должно охватить не только Олимпийские игры в Париже, но и зимние Игры-2026 в Милане/Кортина-д’Ампеццо, а также летние Игры-2028 в Лос-Анджелесе, где бренд пива Michelob Ultra станет также спонсором сборной США.

Пивной спонсор категории TOP у МОК впервые, и расширение числа партнеров могло только радовать, однако сразу по завершении Игр-2024 из программы вышли три японских компании — Toyota, Panasonic и Bridgestone. Пресс-релизы давали официальное объяснение — Bridgestone собирается сосредоточиться «на мировых платформах автоспорта», у Panasonic новое видение того, «как должно развиваться спонсорство», Toyota с МОК разошлись в целях. Предполагается же, что компании просто перестали выдерживать уровень бюджетов, которые необходимы, чтобы быть глобальными спонсорами МОК. Если запущенная в 1985 году программа TOP в первый год существования принесла в олимпийское движение $96 млн, то доход по этой статье за последний четырехлетний цикл составил $2,2 млрд.

ФИФА получает по $100 млн от новых спонсоров — Aramco и Bank of America, однако с трудом ищет партнеров для клубного ЧМ
Reuters

ФИФА получает по $100 млн от новых спонсоров — Aramco и Bank of America, однако с трудом ищет партнеров для клубного ЧМ

В 2024 году у ФИФА было относительное межсезонье, поэтому Международная федерация футбола наращивала финансовые мускулы к чемпионату мира-2026, женскому ЧМ-2027 и новому клубному чемпионату мира, который пройдет в США в 2024 году.

В нынешнем году глобальными спонсорами ФИФА стали саудовская нефтяная компания Aramco и Bank of America. Партнерство с Aramco, как сообщается, принесет около $100 млн в год и охватит чемпионат мира-2026 и женский чемпионат мира-2027. Спонсорство со стороны банка — это первый банковский партнер ФИФА в истории — в размере $100 млн коснется только мужского ЧМ. Но если к Bank of America вопросов не было, то за соглашение с саудовской компанией (партнерство с которой, вероятно, продолжится и дальше, поскольку чемпионат мира-2034, как известно, пройдет в Саудовской Аравии) ФИФА нещадно критиковали. Во-первых, из-за нарушений прав человека в стране, в которой Aramco является одной из мощнейших структур. Когда ФИФА был близок к подписанию партнерского соглашения с Саудовским Управлением по туризму по продвижению программы Visit Saudi во время женского чемпионата мира-2023, общественный резонанс как раз и застопорил сделку — она не была согласована. Однако если ФИФА готова провести ЧМ-2034 в Саудовской Аравии, они готовы и к тому, чтобы слышать подобные обвинения в ближайшие 10 лет.

Вторая причина для критики — это стремление всех глобальных спортивных организаций проводить свои мероприятия с максимальным следованием принципам ESG, с чем контракт с нефтяной компанией никак не вяжется.

Но гораздо больш проблем у федерации возникли с поиском спонсоров для клубного чемпионата мира-2025, который должен пройти в США в обновленном формате и стать своеобразным тестовым мероприятием для стадионов к ЧМ-2026.

ФИФА пытается убедить своих глобальных партнеров Coca-Cola и adidas, что их контракт распространяется и на этот турнир, однако согласия пока не получили. Поэтому первым спонсором, которого удалось подписать, стал китайский производитель бытовой техники Hisense. В ноябре же стало известно, что давний партнер ФИФА AB InBev согласился продвигать свои бренды Budweiser и Michelob Ultra на клубном ЧМ.

В декабре 2024 года удалось также продать права на трансляции матчей DAZN за $1 млрд.

РПЛ и КХЛ обрели пивного спонсора — «Балтика» стала партнером двух ведущих российских лиг
ТАСС

РПЛ и КХЛ обрели пивного спонсора — «Балтика» стала партнером двух ведущих российских лиг

Пока спортивные лиги и клубы в России ждут изменений в законодательстве, которые позволят вернуться к продаже пива на стадионах, Континентальная хоккейная лига (КХЛ) и Российская премьер-лига (РПЛ) подписали контракты с пивоваренной компанией «Балтика». Контракт РПЛ рассчитан до 2026 года, а предполагаемая сумма сделки равна 300 млн рублей — по 150 млн рублей за сезон. Официальным пивом чемпионатом КХЛ, плей-офф КХЛ и Матча звезд «Балтика» стала на сезон 2024/2025, сумма не разглашается.

Люксовый бренд активно вкладывается в спорт: «Формула-1» и LVMH заключили историческую сделку на $1 млрд
Getty Images

Люксовый бренд активно вкладывается в спорт: «Формула-1» и LVMH заключили историческую сделку на $1 млрд

Люксовые бренды уже не первый год активно осваивают спорт, а топовые атлеты становятся всемирно известными амбассадорами роскоши, и, судя по всему, модным компаниям это нравится. Максимально возможно связать спорт и моду в этом году удалось LVMH, ставшей спонсорами Олимпийских игр в Париже. Кроме того, семья Арно, владеющая компанией, ведет переговоры о покупке футбольного клуба «Париж». Но самой глобальной сделкой стало соглашение с «Формулой-1», с которой у LVMH давние связи.

Долгие годы гонщики на подиуме обливались шампанским Moet & Chandon, а элитные швейцарские часы TAG Hauer имели контракты с командами и гонщиками еще с тех времен, когда часовой бренд не входил в корпорацию LVMH. С 2025 года Moet & Chandon возвращается в руки победителей, а TAG Hauer меняет Rolex в качестве официального хронометриста «Формулы-1». Но в соглашение также входят другие бренды семейства LVMH, включая Louis Vuitton.

Контракт, который уже называют историческим, рассчитан на 10 лет и хотя сумма сделки не разглашается, предполагается, что ее размер не менее $1 млрд.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+